НОВОСИБИРСК. 29 ОКТЯБРЯ. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Института археологии и этнографии (ИАЭТ, Новосибирск) обнаружили уникальные артефакты, относящиеся к шаманским культам северных народов, в ходе экспедиции в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах в этом году, сообщил журналистам научный сотрудник отдела этнографии ИАЭТ Аркадий Бауло.
Он отметил, что шаманский костюм у хантов и манси как таковой не сложился, поэтому находки такого рода в принципе редки, в основном, попадаются бубны.
Наголовник (повязку) шаман надевал во время камлания.
"Ворожей или волхв, связавшись, бросается на землю, и делает разные своей харей чудобразия, ломается и при великом в чуму огне коверкается с плачевным своим разговором, призывая союзника своего Сатану", - процитировал ученый описание шаманского обряда, сделанное путешественником в XVIII веке.
Кроме того, в этом году исследователи нашли в доме одного из хантов шпагу, которая датируется так же второй половиной XVIII века и использовалась в шаманских практиках.
"Рукоять этой шпаги перевязана веревкой. Эта шпага использовалась шаманом при гадании - один конец веревки привязывался к эфесу, второй - к кончику лезвия. Шаман держал шпагу на пальце, раскачивал ее, пел свои песнопения и при этом гадал, допустим, о том, почему умер человек, куда пропал скот и так далее", - рассказал Бауло.
Также найдены фигурки духов-покровителей, фигурки "иттерма" - временные вместилища души умершего.
"Это феномен, который существует только у хантов и манси, - когда умирает человек, то через четыре или пять дней, в зависимости от пола, изготавливают фигурку - это может быть антропоморфная деревянная фигурка или сделанная из свинца. Это изображение того человека, который умер", - отметил ученый.
В домашних святилищах хантов и манси для фигур делали коробку, куда складывали также маленькие тарелочки для еды. В одном из них, относящихся к позднему времени, был положен телефонный аппарат.
Также был обнаружен уникальный артефакт - жертвенное покрывало, связанное с культом Небесного всадника хантов и манси, применявшееся при жертвоприношении коня или оленя.
"Это покрывало, сделанное в начале XX века. В чем его своеобразие? У нас много достаточно покрывал в музее, но здесь есть широкая полоска с орнаментом. На самом деле покрывал, которые имеют дополнительное украшение в виде орнаментальной полоски, ранее не было встречено ни разу", - сказал Бауло.
Узор определен как "ветка березы", владельцем этого покрывала, по предварительным данным, была семья хантов Навьюховых, что в переводе с языка хантов и означает "белое дерево", то есть береза.
Бауло отметил, что личная символика, возможно, связана с тем, что представители этой семьи часто становились шаманами, а сама она была хранителем важных для этноса традиций и верований.