Москва. 17 октября. ИНТЕРФАКС – Туроператоры хотели бы разграничить свою ответственность с другими участниками рынка, так как сейчас несут ответственность за некачественные услуги и перевозчиков, и отельеров, и организаторов экскурсий, а также турагентов в случаях, когда они не переводят им деньги за проданные туры, сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), генеральный директор юридического агентства "Персона Грата" Георгий Мохов.
"Вопрос разграничения ответственности туроператора и турагента стоит сейчас очень остро, потому что все больше случаев, когда турагентства получают деньги от клиентов и скрываются, а туроператор должен отвечать перед туристом только на основании того, что указан в договоре, хотя деньги ему перечислены не были. Этот вопрос активно обсуждается с регулятором с января 2024 года. Операторы предлагают внести поправки в законодательство о том, что их ответственность наступает с момента получения ими средств. Закон не меняется, добавляется только момент получения денег", - рассказал эксперт.
Разграничение ответственности туроператоров и третьих лиц, по его словам, вопрос более сложный. Согласно действующему закону туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в турпродукт.
"Яркий пример - известная трагическая история с директором туроператорской компании из Нижнего Новгорода Светланой Вахтель, которая получила реальный срок по 238 статье Уголовного кодекса после пожара на турбазе, где погиб ребенок. Раньше такие происшествия происходили не чаще раза-двух в год, сейчас – каждый месяц. И мы видим отчетливый тренд – возбуждение по ним уголовных дел. Статья 238 Уголовного кодекса "Оказание услуг с нарушением требований безопасности" постепенно начала выходить на первый план. Но туроператоры не могут проверить безопасность услуг. Они могут проверить лишь такие формальные качества третьей стороны как, например, наличие лицензии у транспортной компании или классификацию отеля", - сказал он.
Он подчеркнул, что будучи руководителем официально зарегистрированного туроператора она единственная из всех участников этой истории, включая директора турбазы, где произошел пожар, получила реальный срок.
"Турист шел в бассейн, поскользнулся, сломал лодыжку – виноват туроператор. Отменили или перенесли рейс – тоже он. Логики в этом нет, но правоприменительная практика активно идет в этом направлении. А учитывая, что параллельно с ростом внутреннего туризма растет и число различных происшествий, а гражданско-правовые конфликты нередко переходят в уголовную плоскость, масштаб проблемы очевиден", - пояснил вице-президент РСТ.
Мохов добавил, что законопроект о распределении ответственности между туроператорами, турагентами и третьими лицами, оказывающими услуги туристам, разрабатывается сейчас в Минэкономразвития совместно с РСТ.