Москва. 23 сентября. ИНТЕРФАКС - Аэропорт Красноярска просит предоставить летающим через него иностранным авиакомпаниям 5-ю "свободу воздуха": право совершать коммерческую транзитную посадку в Красноярске при перелете из своей страны в третью.
В пресс-службе аэропорта сообщили, что это способствует росту транзитного пассажиропотока через Красноярск, прежде всего, за счет перевозчиков из Средней Азии.
"С учетом выбранной аэропортом стратегии роста за счет развития транзита ставка на реализацию режима "открытого неба" с использованием 5-й "свободы воздуха" выглядит отличной возможностью осуществлять транзитные перевозки из Средней Азии с промежуточной посадкой в Красноярске. Иностранные перевозчики добавят емкостей там, где у российского флота не хватает воздушных судов, поскольку есть более значимые социальные маршруты", - пояснил представитель пресс-службы.
Международный трафик красноярского аэропорта в 2023 году вырос на 44%, до 584 тыс. человек (доля в общем трафике - 15,5%). В 2024 году перевозки за рубеж растут на треть, при этом основной поток приходится на страны Средней Азии (Киргизия, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан), Закавказья (Турция и Азербайджан) и Китай с Юго-Восточной Азией (Таиланд, Шри-Ланка), пояснил собеседник. Потенциальный рост "международки" к 2030 году, по оценке аэропорта, может увеличиться в 2 раза, в том числе при открытии 5-й "свободы".
"Благодаря 5-й "свободе" можно будет осуществлять туристические поездки на азиатские курорты, учитывая возможное сокращение таких рейсов российских авиакомпаний (из-за дефицита бортов). А если иностранным компаниям предоставить режим "открытого неба", можно делать рейсы, например, Астана - Красноярск - Пхукет", - добавили в пресс-службе.
Для запуска режима, помимо заявок от авиакомпаний, требуется разрешение авиавластей и Минтранса РФ. Работа с профильными ведомствами ведется, заверил собеседник "Интерфакса", воздержавшись от конкретики.
Ранее в "Красинвесте" заявляли о целесообразности введения "свобод воздуха" для зарубежных контрагентов еще одного контролируемого им аэропорта - Южно-Сахалинска.
"У нас есть достаточно серьезный интерес со стороны иностранных перевозчиков для открытия воздушных маршрутов на Сахалин, в первую очередь, из Китая, Монголии, стран Средней Азии и бывшего СССР. Но у них есть достаточно странный для нас, но интересный запрос на получение "свобод воздуха". Им интересна организация маршрутов через Сахалин по 5 и 7-й "свободам" - чтобы авиакомпании могли делать там коммерческую посадку, летая из своей страны в третьи страны", - говорил глава совета директоров "Красинвеста" Алексей Васильченко на ВЭФ-2024.
Базовой для южно-сахалинского аэропорта авиакомпанией является крупнейшая на Дальнем Востоке "Аврора". Вся международная сеть перевозчика на сегодня сводится к двум китайским городам - Пекину и Харбину.
Помимо "Авроры" в аэропорту Южно-Сахалинска обслуживаются рейсы "Аэрофлота", "России", S7, "Уральских авиалиний", "Якутии", местные перевозки выполняет авиакомпания "Тайга". По данным пресс-службы аэропорта, за 2023 год он обслужил почти 1,5 млн человек (+12%), однако доля международного трафика составила всего 2%.
С августа прошлого года в аэропорту открыт новый пассажирский терминал, который стал самым большим в Дальневосточном федеральном округе (площадь - почти 47,5 тыс. кв. м, пропускная способность - 5 млн пассажиров в год).