Турция летом – традиционно самое массовое зарубежное направление отдыха россиян, и этот год не стал исключением. О том, как идут продажи туров, с какими направлениями конкурируют турецкие курорты Кемер, Сиде, Белек или Аланья, и удастся ли в этом году улучшить показатель турпотока прошлого года порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал генеральный директор туроператора Coral Travel Эрджюмент Юналан.
- Каковы ваши ожидания от сезона на турецком направлении в этом году? Удастся ли Турции превысить результат 2023 года в 6,3 млн российских туристов?
- Спрос на Турцию высокий, ожидания от сезона оправдываются. На направление, как и в прошлом году, приходится 67% наших продаж. До пандемии этот показатель был меньше, так как в ассортименте присутствовали другие летние предложения, которые сейчас недоступны. Однако по количеству туристов – не в процентах – сегодняшние показатели значительно ниже. По официальной статистике, в 2019 году Турция приняла 7 млн россиян, в 2023 – 6 млн 313 тыс., на 10% меньше. Однако эта статистика включает транзитный поток через аэропорт Стамбула. Поэтому более показательны цифры Антальи – самого популярного региона Турции на российском рынке, куда едет подавляющее большинство туристов. Здесь падение турпотока из России в 2023 году по сравнению с 2019 составило 36%, а число туристов приблизилось 3,5 млн. Мне думается, в этом году объем вырастет примерно на 10%, то есть на 500 тыс., и достигнет 4 млн.
- Почему вы считаете, что турпоток будет расти?
- Сейчас больше городов вылета из России, то есть полетные программы операторов расширились. Соответственно, на рынке больше предложений. Важна и ситуация в экономике в целом: в стране выросла средняя зарплата, уменьшилась безработица. Не происходит резких скачков курса валют, которые негативно влияли на продажи в прошлом году. Атмосфера стала менее напряженной, люди спокойнее планируют отпуска и заранее покупают туры в Турцию.
- Какая ситуация с полетными программами в Турцию в этом году? Хватает ли перевозки или, наоборот, есть ее избыток? Приходится ли туроператорам корректировать программы и снимать лишние рейсы из-за недозагрузки?
- Программы туроператоры корректируют всегда, это неотъемлемая составляющая нашей работы. Другое дело, масштаб этих корректировок. У нас в этом году они точечные, в радикальных мерах нет необходимости.
Перевозки на курорты Турции на рынке достаточно, в том числе и потому, что стало больше самолетов, которые могут летать за границу. Многие российские компании выкупают их из лизинга. Например, "Аэрофлот" объявил о том, что выкупил 40 самолетов, о приобретении лайнеров заявляют "Уральские авиалинии", мы знаем, что и другие авиакомпании продолжают процесс покупки самолетов. Лизинговым компаниям это выгодно, они идут на такие сделки. При этом к самолетам иностранного производства добавляются отечественные лайнеры. Например, мы летаем в Анталью на самолетах Ту-204 и Superjet авиакомпании Red Wings.
В этом году к городам, откуда туроператоры ставят рейсы в Турцию, добавились Барнаул, Сургут, Архангельск, Сыктывкар. То есть, раньше туристы оттуда летали через другие города, сейчас у них прямые рейсы в Турцию. Растет объем перевозки, растет и турпоток. Правда, программы из Калининграда в этом году отменились из-за запрета Евросоюза пролетать над его территорией. Сейчас калининградцы летают в Анталью через Москву. Плюс альтернативный вариант для них – прямые рейсы в Египет, эта программа пользуются очень высоким спросом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотя могу сказать, что переизбыток перевозки в Турцию на рынке сейчас есть, и это, к сожалению, приведет к демпингу.
Мы рассчитываем в этом году сохранить показатели прошлого года на турецком направлении, так как не хотим увеличения объема за счет демпингового снижения цен. Это опасный путь.
- Изменились ли в этом году предпочтения российских туристов при выборе категории отеля, продолжительности туров?
- Предпочтения по категориям отелей не изменились. Самые востребованные отели в Турции – это 5*, их выбирают 76% отправляющихся в страну туристов. И еще порядка 4% наших туристов выбирают 5* Deluxe.
Кстати, по информации турецких отельеров у нас самая большая доля отелей этого уровня на рынке. Это связано с тем, что в структуре Coral Travel работает департамент Elite, который занимается клиентами отелей высокого класса с чеком от 1 млн 200 тыс. рублей, мы уже много лет специально развиваем этот сегмент. И поскольку такие туристы очень консервативны и не любят менять туроператора, у нас большой процент повторных клиентов среди них.
Средняя продолжительность туров в Турцию в этом году составляет 9 ночей. Она чуть-чуть снизилась по сравнению с прошлым годом, прежде всего из-за роста стоимости отдыха.
Могу добавить, что помимо традиционного отдыха в отелях на море растет популярность яхтенных туров вдоль побережья Турции. Мы впервые предложили такие варианты год назад и видим, что спрос есть, и он растет. Наиболее востребованный вариант – недельный тур из Кемера и обратно. Туристы ночуют на яхте, а днем спускаются на берег и осматривают достопримечательности в Олимпосе, Адрасане, Аладжасу, Симене, Демре. В стоимость входит размещение, питание, экскурсионная программа и трансфер из аэропорта.
Благодаря повышению популярности путешествий с детьми растет и интерес к отелям, где представлена наша концепция семейного отдыха и работают клубы Coral Family Club. Если коротко, в таких отелях дети и родители отдыхают вместе, но по-разному. С детьми работают профессиональные педагоги, и досуг у них не только развлекательный, но и познавательный. Мы предложили российским туристам свою концепцию семейного отдыха одними из первых в России в 2009 году, и первые клубы открыли в отелях Турции. Этот год для Coral Family Club юбилейный: нашим клубам исполнилось 15 лет, и сейчас они работают не только в Турции, но и отелях Анапы и Геленджика.
- По поводу цен на отдых в Турции было много шума в прошлом году, когда отельеры сначала сильно их подняли, а потом были вынуждены опускать из-за снижения спроса на российском рынке. В итоге турпоток за летний сезон оказался ниже ожидаемого. Какая ситуация в этом сезоне?
- По нашей статистике, средняя стоимость туров в Турцию в рублях выросла в этом году примерно на 13%. Судя по тому, что спрос сейчас стабильный, для туристов этот рост оказался приемлемым.
- Как оцениваете загрузку турецких отелей по состоянию на сегодня?
- Отели выделяет разные квоты мест на рынки разных стран, чтобы сбалансировать загрузку. В среднем, в июне уровень загрузки составил порядка 90%, и по следующим месяцам ситуация тоже очень хорошая.
- После пандемии многие направления, которые прежде считались зимними, такие как Египет, Таиланд или Шри-Ланка, стали круглогодичными. И в прошлом году они частично оттянули туристов из Турции из-за роста цен в турецких отелях. Какая ситуация в этом году? Удается ли Турции выдерживать конкуренцию?
- Я уже говорил, что доля туров в Турцию в наших продажах составляет 67%. На втором месте – Египет с долей 18%, на третьем – Эмираты (9%), на четвертом – Россия (5%). Вы видите по этим цифрам, что серьезной конкуренции нет.
Но я бы сказал, что хорошая альтернатива Турции – Египет. Там есть Красное море, интересный дайвинг, есть знаковые исторические достопримечательности и у направления есть свои постоянные поклонники. И цены на туры в Египет летом в среднем на 15% ниже турецких, поэтому, как правило, на египетских курортах россияне выбирают отели 5*.
В ОАЭ цены летом тоже очень привлекательные, на 20-25% ниже, чем зимой. Уже несколько лет мы видим, что спрос на поездки в этот период растет. Отельеры стараются привлекать туристов не только снижением цен, но и различными акциями – бесплатным повышением категории номера или апгрейдом питания.
- В СМИ были публикации о том, что Турция из-за связанного с высокой инфляцией роста цен в отелях стала дороговатым направлением и для европейцев. Какой в этом году спрос на европейских рынках?
- Продажи отелей Антальи в Германии выросли по сравнению с прошлым годом на 16%, в Великобритании – на 24%. Другие рынки показали рост от 10 до 25%. Это связано с тем, что международный туризм в целом растет после пандемии, не только в Турцию. И вторая причина – в том, что турецкие отельеры сейчас выделяют под Европу больше мест, так как они потеряли часть российского рынка.
Напомню, что в 2020 году ситуация была очень плохой на всех рынках. В 2021-2023 годах началось постепенное восстановление. По данным UN Tourism (Туристской организации ООН), в 2019 году число международных туристических поездок составило 1,46 млрд, в 2023 году – 1,3 млрд, что меньше на 11%. И с большой вероятностью можно сказать, что в этом году мировой туризм восстановится до уровня 2019 года. Но российскому рынку на это явно понадобится больше времени.
Кроме того, хочу напомнить, что для россиян повышение цен на отели Турции произошло из-за ослабления рубля к евро. В евро цены не повышались, что хорошо для европейцев.
- Показатели инфляции в Турции продолжают расти. У многих возникает вопрос, сказывается ли это на качестве обслуживания, поскольку расходы гостиницы увеличиваются, а поднимать цены бесконечно невозможно.
- Да, инфляция не остановилась. Ее рост в 2024 году составит 63-75%, в то время как в России прогнозируется 4,5%.
Могу сказать, что отельерам удается сдерживать рост цен без снижения качества, прежде всего, за счет уменьшения своей рентабельности. Мы это видим по отзывам туристов, которые отдохнули в турецких отелях. Поэтому российским туристам не стоит опасаться падения уровня сервиса или неполучения каких-то услуг в Турции.
- Ежегодно с приближением летнего сезона в Турции раздаются голоса за отмену системы "все включено" в отелях, так как она мешает зарабатывать другим бизнесам, занятым в обслуживании туристов на курортах. По вашей оценке, угрожает ли что-то этой системе в стране?
- Почему популярен all inclusive, понятно. Туристы хотят заранее знать свои расходы. И когда в отеле есть фактически круглосуточное питание, все напитки, анимация, большинству это нравится больше, особенно если приезжает семья с детьми.
Вместе с тем, вся инфраструктура вокруг отеля – рестораны, магазины и другие объекты – тоже заточена под туристов. И они недополучают деньги, если туристы не выходят из отеля. Поэтому всегда есть люди, которые продвигают идею отмены all inclusive, чтобы дать возможность заработать не только отельерам. Но поскольку на "все включено" в Турции хороший спрос на всех рынках, он был, есть и будет, никто его не отменит.