До одной из главных достопримечательностей Карелии – горного парка "Рускеала" – с 1 июня запущен на ежедневной основе ретро-поезд на паровозной тяге "Рускеальский экспресс", который отправляется в парк со станции Сортавала. Интерьер поезда выполнен в стиле конца ХIX-начала XX веков, в него входят три вагона: два купейных с 91-м местом для сидения и вагон-ресторан, предлагающий пассажирам напитки и выпечку по местным рецептам.
Ретро-поезд находится в пути один час, отправляется от станции Сортавала ежедневно в 10:40 и прибывает в горный парк "Рускеала" в 11:40, в обратную сторону поезд отходит в 17:30 и прибывает на станцию Сортавала в 18:30.
Доставляют состав в горный парк и обратно паровозы Эр766-41, построенные в Венгрии в 1949 году.
График "Рускеальского экспресса" разработан с учетом удобной пересадки на скоростной поезд "Ласточка", курсирующий между Санкт-Петербургом и Сортавалой. "Ласточка" отправляется ежедневно с Финляндского вокзала в 6:15, прибывая в Сортавалу в 10:20. Из Сортавалы поезд отправляется в 18:42, прибывая в тот же день на Финляндский вокзал в 22:43.
Причем от Санкт-Петербурга до станции Каменногорск электропоезда следуют своим ходом по электрифицированной железной дороге, а далее по участку Каменногорск – Сортавала – под управлением магистрального пассажирского тепловоза ТЭП70БС.
Стоимость билета на "Рускеальский экспресс" составляет 400 рублей. Кроме того, действуют специальные тарифные предложения для различных категорий пассажиров. Например, при оформлении билета для детей до 10 лет цена снижается на 70%, для пассажиров в возрасте до 21 года – на 30%, для пассажиров старше 60 лет – на 30%. При оформлении билетов по тарифу "туда-обратно" стоимость обратного билета снижается на 20%.
Как рассказал заместитель генерального директора компании "Российские железные дороги" (РЖД) по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов, с 29 июня и до конца августа "Рускеальский экспресс" будет совершать дополнительный рейс по субботам, что позволит гостям горного парка, приезжающих на автомобилях, совершить путешествие в Сортавалу, погулять по городу и вернуться обратно в парк. Также этот рейс будет интересен и туристам с острова Валаам, прибывающим в Сортавалу на пассажирских теплоходах на подводных крыльях "Метеор".
"Основной турпоток в парк "Рускеала" приходится на июль и август, поэтому с 29 июня мы добавим по субботам еще один рейс поезда для тех гостей, которые приехали на автомобилях в парк и хотят съездить в город Сортавала. Это будет дневной поезд с отправлением из парка и возвращением сюда под свой оборот к вечеру", - сообщил Пегов.
Он также рассказал, что в августе к ретро-поезду планируется добавить еще три купейных вагона, которые сейчас находятся на заводе на капитальном ремонте. "Мы, наверное, поезд сделаем из пяти вагонов, чтобы полностью емкость мест, которая в "Ласточке", соответствовала ретро-поезду", - сказал замгендиректора РЖД.
Дневной поезд будет отправляться по субботам из горного парка в 12:30 и прибывать в г. Сортавала в 13:30, из г. Сортавала в сторону горного парка поезд будет оправляться в 15:00 с прибытием в парк "Рускеала" в 16:00.
С декабря 2018 года, когда поезда "Ласточка" начали курсировать из Петербурга в Карелию, туристы, желающие попасть в парк "Рускеала" по железной дороге, вынуждены были ехать на "Ласточке" до приграничной станции Маткаселькя, на которой пассажиры пересаживались на автобусы и уже на них ехали в парк. При этом из-за приграничного статуса станции у всех пассажиров дополнительно проверяли паспорта.
Для того, чтобы доставлять туристов по железной дороге непосредственно в парк, РЖД на участке Сортавала – горный парк "Рускеала" восстановили почти 2,5 км пути, отремонтировали платформу станции Сортавала и поворотный круг бывшего веерного локомотивного депо, провели реконструкцию инженерных коммуникаций для снабжения паровоза водой и его технического обслуживания.
К лету 2020 года железнодорожники планируют продлить линию на 1 км от временной станции в парке до мраморного железнодорожного вокзала, сохранившегося с начала прошлого века. В этом же месте планируется строительство разворотного круга для паровозов, который позволит использовать для "Рускеальского экспресса" один паровоз вместо двух в настоящее время. Рядом с новым вокзалом планируется создать новую входную зону в парк. Там уже сейчас организована парковка для автобусов.
При этом в РЖД уверены, что сам процесс смены движения паровоза на конечной станции, его заправка водой и другое обслуживание, привлечет туристов, которые захотят увидеть весь технический процесс своими глазами. Более того, в планах у компании создать первый в России интерактивный музей на постоянной основе на базе паровозного депо на станции Сортавала.
Также в ближайшем будущем "переоденут" персонал ретро-поезда – для поездной бригады сошьют четыре вида исторической формы, которая будет использоваться в зависимости от события.
"Мы могли запустить "Ласточку" прямо к парку, но тогда не было бы той изюминки, которая есть с ретро-поездом", - отметил Пегов.
При этом запущенный в Сортавалу поезд "Ласточка" позволяет туристам посетить не только сам горный парк, но и отправиться на "Метеоре" по Ладожскому озеру до Валаама или автобусом до зоопарка на озере Заячьем. Все виды транспорта удобно состыкованы между собой. Посещение всех этих мест займет два-три дня.
Генеральный директор управляющей парком компании "Колмас" Александр Артемьев сообщил, что до запуска поезда 70% посетителей парка приезжали на своих автомобилях и 30% на автобусах. При этом дорога на автобусе из Петербурга занимала около 6 часов. "Это очень долго, утомительно и не всегда было безопасно. И еще не вся придорожная инфраструктура по дороге была готова столько автобусов одновременно принимать", - рассказал он.
По его словам, в 2005 году, когда парк открылся для туристов, его посетили 4 тыс. гостей, а в 2018 году турпоток достиг 315 тыс. человек.
"Около 60% из общего числа посетителей туристы из Петербурга, 10-15% из Москвы, далее туристы из других регионов России и несколько процентов — иностранцы. Среди иностранных гостей больше всего к нам приезжают немцы, итальянцы и финны", - сообщил Артемьев.
По его прогнозу, благодаря запуску ретро-поезда турпоток в парк увеличится на 10-20%.
Горный парк "Рускеала" – единственный комплексный памятник природы и истории горного дела России и Финляндии. Его главная достопримечательность – мраморный каньон. Разработки на его территории начались еще в XVII веке. Добытый там мрамор использовался для облицовки Исаакиевского собора, Зимнего и Мраморного дворцов, Михайловского замка, Казанского собора, а также в середине XX века для отделки станций Петербургского метрополитена "Приморская" и "Ладожская".
Протяженность карьера с севера на юг составляет 460 м, ширина – до 100 м, расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна – свыше 50 м. Сейчас прозрачность грунтовых вод достигает 18 м. Стены старого карьера пронизаны большой системой подземных выработок – штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Общая их протяженность составляет несколько километров.
Большая часть горных выработок после Великой Отечественной войны оказалась затопленной и откачать воду не представлялось возможным. Именно таким образом образовалось живописное озеро, которое стало основой горного парка. С 1947 года в этом месте вновь был запущен мраморно-известковый завод, который проработал до начала 1990-х. Под водой осталось большое количество оборудования. На дне каньона до сих пор лежат вагонетки и рельсы, по которым они ездили, груженые мрамором. Поэтому это место привлекает большое количество дайверов.
В 1998 году главный карьер мраморных ломок приняли на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия и уже в 1999 году включили в международный туристский маршрут "Голубая дорога", проходящий по территории Норвегии, Швеции, Финляндии и Карелии. После этого началась очистка территории парка и озера, создание туристической инфраструктуры. Открытие парка для туристов состоялось в 2005 году.
Кстати, в 2018 году горный парк получил президентский грант за развитие туристических маршрутов, а также вошел в число 10 проектов, получивших премию правительства России в размере 1 млн рублей.
В ближайших планах парка, по словам Артемьева, открытие на территории хаски-центра, площадки для лошадей, увеличение количества точек питания, создание зоны для знакомства с карельской кухней как с современной, так и с исторической, организация новых фестивалей, зоны для активного отдыха. Планируется также восстановить печи завода, где до конца 90-х годов перерабатывали мрамор и создать там музей горного дела.
Стоимость входного билета в парк составляет 300 рублей на весь день. В 1200 рублей обойдется полет на троллере через озеро, 1500 рублей – прыжок на тарзанке. 600 рублей в час стоит прогулка на лодке. 500-550 рублей стоит экскурсия по парку на поверхности, 1200 рублей – под землей. Каждая экскурсия длится около часа. Сам парк работает ежедневно с 9:00 до 22:00.
Во время экскурсии под землей посетителей спустят в штольни. Посмотреть можно будет только самые верхние из них, остальные затоплены и доступны только для дайверов. В пещерах летом можно отдохнуть от жары, а зимой погреться: температура там круглый год составляет +5-8 градусов. Поэтому в летнее время лучше захватить с собой теплые вещи. В самом большом зале с подземным озером можно одновременно увидеть и небо – через провал в земле. Во время прогулки там играет музыка, а на стенах пещеры переливается художественная подсветка. Выход из пещеры ведет в озеро, откуда обратно на берег доставляют на небольшом пароме.
В парке регулярно проводят различные фестивали. Этим летом в "Рускеале" ждут труппу Большого театра, которая даст представление под открытым небом. Чтобы попасть на представление, достаточно просто купить входной билет в парк. В августе неподалеку от парка пройдет также рок-фестиваль "Настроение".