Ростовская область в 2024 году для привлечения туристов намерена активнее развивать событийный, промышленный и гастротуризм. На заседании "круглого стола" в Торгово-промышленной палате (ТПП) региона эксперты отрасли поделились своими идеями развития туристического бренда Ростовской области.
Читайте также:
Событийный туризм
Одним из перспективных направлений привлечения путешественников назван событийный туризм.
Эксперты уверены, что переориентация туристического рынка на внутренние направления привлекает туристов в ранее непопулярные регионы РФ, а также активизирует конкуренцию за туристов между регионами. В частности, в 2023 году впервые турпоток в Ростовскую область превысил 4,3 млн человек.
Читайте также:
Руководитель аналитического центра "Эксперт Юг" и генеральный директор Автономной некоммерческой организации (АНО) "Инновационные гуманитарные проекты" Владимир Козлов на заседании "круглого стола" отмечает, что, в основном, Ростовскую область посещают транзитные туристы. А для того, чтобы туристы ехали в регион целенаправленного, до них необходимо донести мысль, что здесь можно хорошо провести время. Этому, в первую очередь, способствуют массовые культурные мероприятия, фестивали, выставки.
Фестиваль южного искусства "Чистое поле"
Так, в сентябре 2023 года в Ростове-на-Дону состоялся двухнедельный фестиваль южного искусства, объединяющий различные форматы мероприятий: выставка, лекции, концерты, кинопоказы, спектакли, перфомансы, дискуссии "Чистое поле".
"Появлению проекта фестиваля "Чистое поле" предшествовала большая работа, большой опрос региональных деятелей культуры и искусства. И все они нам указывали на общую проблематику, связанную с тем, чего не хватает для того, чтобы оставаться в регионе. И лейтмотивом проходила мысль - потому что не хватает большого проекта, который бы людей объединял, развивал сообщество, позволял создать культурный продукт", - сказал Козлов.
По его словам, в пошлом году в рамках фестиваля состоялось более 20 мероприятий на шести площадках города. Это театральные и танцевальные постановки, перформансы, чтения и публичные лекции.
"Мы хотели, чтобы фестиваль стал поводом, с одной стороны, пригласить сюда гостей из разных сфер, с которыми мы познакомили местную публику, с другой стороны, для того чтобы собрать внутренние ресурсы и произвести некий продукт", - отметил Козлов.
Одной из проблемных вопросов в развитии событийного туризма, по мнению эксперта, является дорогая реклама.
"У городского департамента есть такой инструмент как социальная реклама. Он бы мог занавесить весь полгорода афишами просто в рамках поддержки какого-то приоритетного для него проекта. Но этим надо пользоваться, надо делать этот инструмент доступным для тех, кто реализует проекты", - подчеркнул Козлов.
Руководитель театра "БадаБум" Петр Костряков на заседании "круглого стола" сообщил, что в Ростовской области слабо развито такое направление, как уличный театр.
"Мы стали устраивать в парке Революции (Ростов-на-Дону) различные ивенты, связанные с уличным искусством, приглашать музыкантов, актеров, с различными театрами взаимодействовать. А в прошлом году впервые организовали первый фестиваль уличных представлений "Театральный Бадабум", - сообщил Костряков.
В нем приняли участие шесть театров из регионов РФ, а также театры Ростовской области. К созданию фестиваля привлекали бизнес, который взял на себя маркетинговую сторону проекта.
"Мы понимаем, что не все люди могут дойти до театра. Не у всех есть время, тем более с нынешней ситуацией с кинотеатрами, которые действительно потеряли интерес зрителей, театры стали более интересными. И получить билет в театр сейчас даже сложно. А прийти на уличный фестиваль, может любой человек. Я считаю, что Ростов готов к тому, чтобы делать большие проекты, которые должны стать визитной карточкой города", - добавил Костряков.
По его словам, для получения финансирования на проведение культурных мероприятий не нужно ждать грантов от государства, а можно привлекать к этому бизнес.
"Я понимаю, что грант можно получить, но я не считаю, что это должно быть какого-то продукта, который мы создаем", - отметил Костряков.
Промышленный туризм
Эксперты отметили, что в Ростовской области много предприятий и заводов, предполагающие экскурсии на свое производство. Такие экскурсии, в том числе, носят профориентационный характер, и интересны для школьников, а также для других компаний из смежной сферы деятельности.
Представители турфирм, работающих в Ростовской области, отмечают, что промышленный туризм – интересная и злободневная тема, все больше туристов выбирают экскурсии именно на предприятия.
Но, по мнению экспертов, в сегменте промышленного туризма необходимо активнее проводить информационно-методическую работу – привлекать больше предприятий, работать с компаниями и заводами, сформировать у них желание войти в это направление, как это сделали практически все виноделы Ростовской области.
Генеральный директор АО "Семикаракорская керамика" Инна Дьяченко сообщила, что на предприятии уже три года развивается промышленный туризм, ежегодно турпоток растет на 9-15%. Предприятие участвует в грантовых программах, за счет которых, в том числе, развивает туристическую инфраструктуру.
"На сегодняшний день у нас существует несколько экскурсионных программ для детей и взрослых, программы полного дня, также на предприятии действует музей промыслов. В планах у нас развитие территории, развитие музея, создание виртуального музея и аудиогидов", - сказал Дьяченко.
Читайте также:
По ее словам, также для привлечения туристов в Семикаракорске проводится фестиваль народных промыслов и ремесел, который многие уде сравнивают с Днем города по масштабу. В 2024 году фестиваль состоится в третий раз.
Гастротуризм
Туристический бренд региона формируется, в том числе, через потребительские товары, сервис и гастрономию. Этому во многом способствуют эно- и гастрофестивали.
Как сообщила на заседании "круглого стола" эксперт в области обучения и развития персонала индустрии туризма и гостеприимства, руководитель проектов по повышению эффективности бизнес-процессов в гостиничной сфере, отельер Юлия Нехаенко, одним из актуальных способов привлечения туристов может стать гастрокэмп – гастрономический лагерь.
Читайте также:
"Все знают, что большая часть туристов действительно заинтересована в аутентичности, локальности. И если туристический и гастрономический потенциал региона высок, то более чем 30% гостей будут выбирать регион, чтобы его посетить. И тут возникает логичный вопрос - что можно сделать для того, чтобы создать по-настоящему интересную гастрономическую визитную карточку региона?", - сказала Нехаенко.
По ее словам, реализация проекта гастрономического лагеря позволит познакомить гостей со "вкусом региона". Кроме того, гастрокэмп нацелен на использование локальных продуктов и развитие локальной кухни, разработкой регионального меню, чтобы Ростовская область ассоциировалась не только с рыбой и раками.