Москва. 21 октября. ИНТЕРФАКС – Президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский предложил изменить механизм финансовых гарантий туроператоров и создать государственный фонд, в который каждый покупатель тура за рубеж платил бы сбор. Такой фонд, по его мнению, может стать аналогом экспортной пошлины на выездной туризм.
"Страховые компании отказываются от страхования ответственности туроператоров по выездному туризму. Объем средств, перечисляемых в фонд персональной ответственности, неуклонно растет, поскольку он привязан к обороту компании, который растет вместе со стоимостью турпродукта. Какие-либо проценты от размещенных денежных средств в фондах туроператоры не получают в связи с действующим законодательством. А суммы там не маленькие, у крупных туроператоров объем замороженных средств в фонде персональной ответственности приближается к миллиарду рублей", - цитирует его пресс-служба РСТ.
По оценке экспертов РСТ, на сегодняшний день объем денежных средств, находящихся в фонде персональной ответственности, сформированном туроператорами по выездному туризму, достиг колоссальных масштабов и к концу 2024 года достигнет 3,5 млрд рублей, а резервный фонд составит не менее 570 млн рублей. Вместе с тем, эти денежные средства фактически выведены из оборота компаний, и они не могут получить никаких дивидендов от того, что резервный фонд за последние 4 года вырос ориентировочно на 200 млн рублей.
Президент союза напомнил, что, как показал опыт последних банкротств туроператоров, предел возмещения, на который может рассчитывать потребитель, колеблется в диапазоне от 15 до 30% от стоимости тура.
"Альтернативой существующим инструментам мог бы стать единый туристический сбор в государственный внебюджетный фонд с каждого реализованного выездного турпродукта, который оплачивал бы потребитель по аналогии с туристическим налогом. Гарантии перед туристами, в этом случае должно взять на себя государство, а дивиденды от денежных средств, уплаченных в такой фонд, могли бы быть направлены на развитие инфраструктуры внутреннего туризма, например, на проект "Пять морей и озеро Байкал", - сказал он.
По мнению Уманского, в сложившейся ситуации такой подход может оказаться на порядок эффективнее
"Это своеобразный туристический аналог экспортной пошлины, направленный на развитие внутреннего туризма и обеспечение защиты прав потребителей. Администратором и гарантом в этом случае должно выступить государство", - подытожил он.
Регионы с 1 января смогут вводить туристический налог на размещение в отелях. Его будет поэтапно увеличиваться с 1% в 2025 году до 5% в 2029.