Москва. 2 мая. ИНТЕРФАКС - Сервис по организации командировок Smartway, 51% которого принадлежат «1С», приобрел одного из ключевых поставщиков программного обеспечения для управления отелями компанию Bnovo, эту сделку можно назвать беспрецедентной для туристического рынка, считают эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ).
Основатель и глава Bnovo Валентин Микляев сообщил в своем телеграм-канале, что продал долю в компании и покидает пост, чтобы заняться новыми проектами.
«Моя миссия как основателя и СЕО Bnovo выполнена, поэтому я решил продать долю и запустить новый бизнес. Я вижу точки роста Bnovo в синергии с ресурсами Smartway и группы 1С. Я убежден, что сделка даст позитивный эффект для всего рынка гостеприимства и объектов размещения России. Smartway создает экосистему на рынке тревела, и Bnovo станет одной из ключевых технологий и компаний в этом проекте», - написал он.
Микляев добавил, что подписал договор о полной продаже компании и ушел с поста генерального директора
Руководитель комиссии РСТ по стартапам Леонид Пустов полагает, что покупка Bnovo компанией Smartway значительно укрепит позиции покупателя, а также откроет новые возможности для холдинга «1С», в который входит Smartway.
«В первую очередь, это означает устранение посредников в лице агрегатора отелей. Теперь корпоративные клиенты Smartway смогут заключать договоры напрямую с гостиницами - так называемые 3Д договоры между отелем, агентством и клиентом для специального ценообразования. Это главное условие сотрудничества для крупных клиентов», - говорит он.
Вторая возможность, по словам эксперта, состоит в том, что Bnovo - это целая экосистема продуктов для отельеров, которую Smartway может использовать в работе с гостиницами своего сегмента – и это будут уже не только мини-гостиницы, на которых был изначально сфокусирована Bnovo.
«Кроме того, можно предположить, что Bnovo будет встроена в экосистему продуктов «1С», что фактически открывает выход последней на рынок отелей. Теперь будет тесная интеграция «1С» с Bnovo, и это позволит «1С» реализовать новые возможности для отельеров в своих продуктах, а сама Bnovo сможет развиваться быстрее за счет охвата «1С». В 2018 году Smartway продала часть своего бизнеса компании «1С» и получила доступ к широкой аудитории компаний, которые ею пользуются. Вот так же сейчас и Bnovo входит в контур «1С» и тоже сможет развиваться быстрее», - пояснил Пустов.
Руководитель системы управления для туристических компаний «Атом-С» Аркадий Рутман назвал сделку очень заметным событием на российском TravelTech рынке.
«Покупок технологических компаний такого размера, как Bnovo, которая автоматизирует тысячи отелей, просто не было. Такое происходит впервые, и тем это событие особенно интересно. Плюс есть некоторые нюансы. Так, Борис Нуралиев (1С) обычно приобретает контрольный пакет, а предпринимателя сохраняет внутри. Так было с amoCRM, со Smartway, есть и другие примеры. Здесь иначе, глава Bnovo Валентин Микляев уходит. Мне кажется, это всё указывает на то, что идея покупки принадлежит Smartway, а не «1С». Реализуется некая стратегия руководителя Smartway Максима Яремко. Это главная интрига: что задумал Smartway», – говорит он.
Рутман также полагает, что сделка порождает некий конфликт интересов.
«Не принято, чтобы рыночный игрок владел технологической компанией. Ведь Smartway в виде бизнес-поездок является точкой продаж билетов и отелей, у него уже есть и другие туристические B2C проекты. И как должны себя чувствовать в новой ситуации «Островок», «Яндекс.Путешествия» и другие клиенты менеджера каналов Bnovo, понимая, что Smartway теперь будет видеть все их объёмы продаж», – рассуждает эксперт.
Компания Bnovo работает с 2012 года, с ней сотрудничают 16 тысяч объектов размещения в России. По оценке Микляева, она агрегирует около 25% всего номерного фонда в стране. В основном, это малые и средние объекты.