Великий Новгород. 26 декабря. ИНТЕРФАКС - Алмазный посох одного из иерархов Русской православной церкви архимандрита Фотия впервые за почти 100 лет показали широкой публике в Великом Новгороде, сообщили "Интерфаксу" в четверг в Новгородском госмузее-заповеднике (ГМЗ).
"Посох украсил экспозицию в отреставрированном новгородском особняке духовной дочери Фотия графини Анны Орловой-Чесменской", - уточнил собеседник агентства.
Посох был изготовлен в 1825 году в одной из мастерских Санкт-Петербурга. Как свидетельствует надпись на посохе, он стал даром графини самому Фотию и Юрьеву монастырю, настоятелем которого являлся архимандрит.
Примерно полутораметровый деревянный посох покрыт позолоченным серебром с орнаментами, резьбой, чернью и эмалью, а также гранатами и альмандинами. На навершии посоха с двух его лицевых сторон есть изображения Неусыпного ока, изукрашенные россыпью алмазов. По бокам навершия изначально находились 2 скругленные накладки. Однако до наших дней дошла лишь одна из них - с изображением Спаса Нерукотворного.
По версии сотрудников ГМЗ, драгоценный посох использовался Фотием в дни церковных праздников. Для будней у архимандрита имелся другой, попроще.
"Кстати, изображение второго, "будничного" посоха находится буквально в паре метров от его алмазного "собрата" - на портрете Фотия, тоже вошедшем в нашу экспозицию", - добавил собеседник.
В графский особняк бриллиантовый посох попал из хранилищ ГМЗ, где он находился с тридцатых годов прошлого столетия.
"Можно сказать, что посох как минимум дважды за свою историю оказался большим везунчиком, потому что он на наше счастье благополучно пережил два лихолетья", - отметили в ГМЗ.
В годы гражданской войны и установления Советской власти посох не пропал во время массовых грабежей, как многие другие церковные ценности. В годы Великой Отечественной войны посох оказался в числе тех раритетов, которые местным музейщикам удалось эвакуировать и уберечь от оккупантов.
В целом нынешнее состояние посоха новгородские музейщики оценивают как отличное. Однако перипетии извилистой судьбы все-таки отразились на нем. В частности, была утрачена часть драгоценных камней, о существовании которых сейчас свидетельствуют лишь пустые гнезда.
По словам сотрудников ГМЗ, за свои 200 лет посох никогда не подвергался серьезным научным исследованиям, а они - необходимы.
Работая в архивах и лабораториях, ученые, в частности, могут попытаться установить, как и почему на посохе оказались изображения Всевидящего ока. Эти изображения современники Фотия связывали не столько со Христом, сколько с масонами, которых архимандрит люто ненавидел и с которыми он всеми силами боролся.
Исследователи могут постараться раскрыть пока загадочные страницы истории посоха после кончины Фотия.
Ученые могут установить породу и возраст дерева, из которого изготовлена основа посоха, состав золота и серебра на нем, происхождение бриллиантов и других драгоценных и полудрагоценных камней, которыми посох украшен, и многие-многие другие детали.
В ГМЗ считают, что эти самые детали могут преподнести массу сюрпризов.
Согласно архивным сведениям, архимандрит Фотий (в миру - Петр Спасский) являлся церковным и государственным деятелем времен императора Александра I. С 1822 года он руководил одним из древнейших в империи Юрьевым монастырем в окрестностях Великого Новгорода и был духовником Орловой-Чесменской. В 1838 году он скончался здесь и здесь же был похоронен.
Графиня стала единственной дочерью Алексея Орлова-Чесменского, любимца императрицы Екатерины II (Великой). Она была фантастически богата. Значительную часть своего состояния она вложила в Юрьев монастырь, в окрестностях которого в 1829 году приобрела усадьбу. В 1848 году она скончалась в монастыре и была предана земле рядом с могилой Фотия.