Краснодар. 24 апреля. ИНТЕРФАКС - Винодельни Юга России, в последние годы активно развивающие направление энотуризма, столкнулись с проблемой запрета строительства туристических объектов - отелей, кемпингов, глэмпингов - на виноградопригодных землях. По мнению виноделов и экспертов, это существенно тормозит развитие отрасли винного туризма, сказывается на посещаемости таких объектов, поскольку туры "выходного дня" пользовались бы большей популярностью, нежели однодневные поездки, а соответственно позитивно отражались бы на выручке компаний и сроках окупаемости инвестиционных проектов.
Исправить ситуацию может принятие закона о винном туризме, законопроект был внесен в Госдуму еще в мае прошлого года.
Эксперты отмечают, что популярность винного туризма с каждым годом растет. Только в прошлом году винодельни Краснодарского края посетило более 1 млн человек, в этом году показатель может увеличиться в 1,5 раза.
Виноградники - это не только про вино
"В Краснодарском крае винный туризм стал развиваться относительно недавно, но стал очень востребованным направлением. Винный туризм - это точка роста экономики не только муниципалитетов, районов, но и всего Краснодарского края. Развивать туризм сейчас это не просто модно, а престижно и важно для популяризации российского виноделия в целом", - сказал руководитель отдела по виноградарству и винодельческой промышленности Минсельхоза Кубани Симон Черепнин в ходе круглого стола "Винный туризм: все дороги ведут на Юг" в Краснодаре .
Он отметил, что в настоящее время винный туризм развивают около 30 виноделен Краснодарского края. По словам Черепнина, в отрасли реализуются масштабные инвестиционные проекты: развивается инфраструктура, создаются энологические центры, дегустационные залы, рестораны, сыроварни и даже улиточные фермы.
Одним из крупнейших инвестпроектов, по словам Черепнина, является строительство туристического кластера "Абрау-Дюрсо" близ Новороссийска.
Как сообщила вице-президент по туризму и спецпроектам группы компаний "Абрау-Дюрсо" Ирина Гончарова, в прошлом году "Абрау-Дюрсо" посетило более 600 тыс. человек.
"А еще несколько лет назад показатель составлял 250 тыс. человек. Поэтому сейчас каждая винодельня, когда она начинает свой путь становления, сразу закладывает всё, что связано с винным туризмом. Это здорово, это правильно. Самое главное - это найти свой уникальный туристический продукт. У кого-то это сыр, у кого-то улитки, у кого-то всё сразу", - сказала Гончарова.
Более 30 тыс. человек посетило в прошлом году в Геленджике винодельческий комплекс "Шато де Талю" (принадлежит семье экс-министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева).
"Яркой иллюстрацией того, что винный туризм сегодня является важной составляющей и драйвером развития, в том числе российского виноделия, является то, что у нас в "Шато де Талю" по структуре выручки достигнут паритет от B2B-продаж и, соответственно, всего того, что связано с туризмом. Нужно сказать, что здесь, безусловно, есть мультипликативный эффект. То есть турист, который приезжает к нам, в будущем будет искать нашу продукцию в сетях, в своих городах. Он будет, естественно, рассказывать о том, что российское виноделие сегодня есть, существует", - сказала гендиректор ресторанно-дегустационного комплекса винодельни Елена Куркова.
Вместе с тем, по ее словам, в обществе существует проблема восприятия российского вина.
"Вообще, надо отдать должное, что за это время у нас очень качественно сформировалось винное сообщество, но потребитель ничего не знает про российское вино. И если вы спросите среднестатистического россиянина, чем, с чем ассоциируется вообще поездка на юг, я думаю, что очень маленький процент вам скажет - с винодельнями. И вот здесь нам всем нужно работать, и это действительно большая комплексная работа", - подчеркнула она.
На событиях можно зарабатывать
Эксперты сошлись во мнении, что событийный туризм - проведение массовых мероприятий, фестивалей, праздников - является мощным драйвером развития отрасли в целом и популяризации российского виноделия среди покупателей, поскольку реклама вина по-прежнему под запретом.
Как сообщила начальник отдела межрегионального взаимодействия и событийных мероприятий министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Елизавета Дмитриева, в прошлом году винодельни Кубани посетил 1 млн туристов, в этом году показатель может достигнуть 1,5 млн человек.
"Мы видим кратное увеличение и численности посещений наших виноделен. Если в 2022 году эта цифра составляла около 200 тыс. человек, в 2023 она приблизилась к миллиону. И здесь существенную роль играет именно событийный туризм", - сказала она.
Флагманским проектом в сфере событийного туризма края стал эногастрономический фестиваль "Черноморская Винная неделя".
"Идея его проведения родилась у нас в прошлом году. Собственно, в том же году мы его и реализовали. Нас поддержали, мероприятие субсидировалось через национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства". Мы хотели собрать 25 тыс. участников, а в итоге фестиваль посетило более 50 тыс. человек. Хотя концепция была очень проста: мы проводили на 17 винодельнях края экскурсии для наших туристов для того, чтобы познакомить со всем богатством винного туризма, с винами кубанских производителей", - отметила она.
Фестиваль "Черноморская Винная неделя" пройдет и в текущем году.
"В этом году проект также поддержан, также субсидируется за счет национального проекта. И, конечно, мы ожидаем, что это будет еще более масштабное событие", - добавила она.
В регионе совместно с туроператорами разработаны экскурсионные маршруты: краевой винный тур "Янтарная лоза", маршрут "Хвала вину". Также на протяжении нескольких лет регион презентует проект под названием "Винные дороги Боспорского царства".
Вице-президент по туризму и спецпроектам ГК "Абрау-Дюрсо" Ирина Гончарова отметила, что событийный туризм стимулирует продажи винодельческой продукции.
"Проводите у себя мероприятия, проводите события, потому что, как показывает практика, 85% тех, кто приезжает к вам на любое событие, является покупателем вашей продукции потом. Мы проводили неоднократно это исследование, это работает", - добавила она.
С ней солидарна и Куркова.
"Наша задача - максимально вовлекать людей с помощью событийного туризма. Мы делали на винодельне забег невест. Нас сначала засмеяли, сказали, что это за название такое, было много обсуждений, а сегодня нам звонят со всей России, говорят, где купить ваше вино? То есть вино стало уже таким символом и атрибутом предстоящей свадьбы. Мы делаем различные мероприятия, связанные с винной историей, живопись вином, разнообразные мероприятия, лекции. То есть погружаем людей в эту культуру. Вино - это не просто пить, мы говорим о красоте, об эстетике", - сказала представитель винодельни "Шато де Талю".
Стройка запрещена
Существенным препятствием на пути развития отрасли энотуризма является запрет на возведение средств размещения гостей на виноградопригодных землях, притом что инвесторы готовы вкладывать существенные средства, несмотря на долгий срок окупаемости. Разрешить проблемную ситуацию позволит принятие закона о развитии винного туризма, который предусматривает возможность винодельческим предприятиям строительства на этих землях.
"Уже третий год мы бьемся за этот закон. Сначала он был принят в штыки - то есть как это мы виноградную землю будем продавать? Мол, понастроят гостиниц, и все это превратится не в какой-то биоэнергетический бизнес, а просто в средства размещения, будут строиться одни гостиницы и извлекаться из этого прибыль. Вот так было сначала. Но путем многочисленных дискуссий, разговоров в правительстве и в Минсельхозе РФ удалось добиться этого перелома. Мы очень сильно надеемся, что этот законопроект в середине мая пройдет первое чтение в Госдуме. Конечно, будут, наверное, какие-то поправки, но закон начнет двигаться", - сообщил Черепнин.
"Для стабильного развития отрасли необходимо допустить возможность комплексного развития и строительства на виноградопригодных землях всех этих объектов. И винодельни, и бутики, средства размещения, это обязательно должно быть в комплексе. Без этого не может быть развития винного туризма. Это общемировая практика. Насколько я помню, в Италии огромное количество прибыли извлекается не только от продажи вина, но и именно от винного туризма", - подчеркнул он.
Черепнин добавил, что в законопроекте четко прописаны положения, которые защитят виноградопригодные земли от неправильного их коммерческого использования.
"Во-первых, в этом законе будет прописано, что разрешено заниматься винным туризмом на виноградопригодных землях только лицензированным винодельческим хозяйствам. То есть сначала нужно посадить виноград, вырастить его, построить винодельню, а потом уже строить средства размещения, кафе, рестораны. Строительство виноделен и объекты винного туризма возможно на земельном участке, который включен в федеральный реестр виноградопригодных земель. Как хотелось бы повторить, общая площадь участка, которая будет выделена под застройку отеля, это до 1,5 гектаров, (а площадь непосредственно объекта - ИФ) 500 кв. метров. Это пятно застройки и высота два этажа, не более. Возможно, эти параметры будут пересмотрены в следующем чтении. Но пока так, даже если свыше 150 гектар (общая площадь виноградников - ИФ), то все равно не более 2 гектаров можно занять под эти все туристические проекты", - сказал он.
"Хочу отметить, что все эти опасения о том, что исчезнет виноградопригодная земля и будет застроена неизвестно чем, абсолютно напрасны, потому что у нас сейчас в крае 91 организация, которые занимаются виноградарством на деле. Даже если предположить, что все они займутся винным туризмом и строительством, то это по требованиям закона всего лишь 150 гектаров виноградопригодных земель, а в наличии мы имеем 79 тыс. га. Таким способом мы доказываем, что это капля в море", - добавил он.
Гончарова со своей стороны обратилась к депутатам с просьбой ускорить процесс принятия закона.
"Уважаемые господа законодатели, кто здесь есть, слышит? Мы вас просим очень-очень, давайте быстрее двигаться в этом направлении. Я могу сказать, что сейчас тот период, когда из-за геополитики мы все получили с вами большое количество туристов. И все знают прекрасно, что гостиничный бизнес, бизнес гостеприимства - это очень долгоокупаемый бизнес. Сейчас то самое время, когда мы можем что-то создать и быстро окупить вложения, принося деньги в казну региона, платя налоги, не рассказывая о себе нигде. Но мы физически сделать это не можем", - сетует Гончарова.
Член комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов сообщил, что этот закон внесен в Госдуму и готовится к первому чтению.
"Винный туризм у нас как новый туристический продукт способен дать определенный импульс для развития экономики юга страны. Но нам нужно защитить виноградопригодные земли. К сожалению, в Новороссийске есть прецедент, когда у нас на месте виноградников сейчас построены многоэтажные жилые дома. И нам ни в коем случае нельзя этого допустить (вновь - ИФ). Нам важно, с одной стороны, сохранить виноградопригодные земли в том объеме, который есть. С другой стороны, дать возможность нашим добросовестным виноделам строить необходимые объекты туристической инфраструктуры, которые способны были бы для них стать определенным подспорьем при ведении бизнеса", - сказал Алтухов.
"Мы дискутируем, потому что во внесенном законопроекте, с одной стороны, предложено ограничить количество этажей в объектах винного туризма, которые расположены отдельно от производств, их может быть только два, общая площадь застройки не может превышать 1,5 га и плотность закладки лозы должна составлять не менее 1,3 тыс. кустов на 1 га. Но с коллегами мы пришли к мнению, что должно быть как минимум 2,2 тыс. куста на 1 га", - добавил он.
В настоящее время готовится список поправок к законопроекту, которая будет еще дорабатываться.
Кадровый голод
Представители винодельческих хозяйств сошлись во мнении, что не менее важной проблемой сейчас является кадровый дефицит.
"Это больной вопрос - кадровый голод. Знаете, сегодня все переходят на гибридные типы работы - удаленка. Но надо туристов встречать лично. Да, это проблема отрасли - где взять людей, как их обучить, чтобы они имели определенное образование, подход, красивую грамотную речь. Сейчас очень много вопросов, и дальше легче не будет", - сказала представитель "Шато Де Талю".
"Есть интерес от московских учебных заведений. Мы, кстати, используем этот метод. Уже три года к нам приезжают студенты, это практика на производстве, в лаборатории, в туризме, в ресторане, в винотеке. Есть люди, которые остаются. Не все, конечно. Но это серьезный, серьезный пласт работы", - добавила она.
Инвестиции не останавливаются
"Мы ежегодно вкладываем большие инвестиции в развитие туристических направлений", - сказал замгендиректора винодельни "Кубань-Вино" Евгений Емельянов.
"Это наш центр энологии в Тамани, огромный объект, который мы полностью перестроили в 2021 году. И после того, как мы его перестроили, каждый год еще вносим правки. То мы строим отдельную беседку для туристов, то мы понимаем, что беседка - это очень мало. Мы ее через год сносим и начинаем строить огромный дегустационный зал, потому что отрасль развивается, люди перестали часто выезжать в Европу и проводят отпуск внутри страны, а соответственно, потребность возрастает", - сообщил Емельянов.
Основатель ООО "Винодельня Ведерниковъ" Валерий Тройчук сообщил, что в районе Анапы в ближайшие годы будет запущен проект "Виноградники Варваровки", предусматривающий строительство винодельни, виноградников, а также туристических проектов: терренкура протяженностью 3,7 км вдоль виноградников, глэмпингов, и коворкинг-центра на виноградниках.
Краснодарский край - крупнейший туристический регион России. Согласно прогнозам краевых властей, в текущем году курорты Кубани планируют принять 20 млн туристов, обновив рекорды последних лет. В настоящее время в крае насчитывается 234 туристических маршрута, в том числе винных.
На реализацию проектов событийного туризма из бюджета региона в ближайшие годы будет направлено более 1 млрд рублей.