Взрыв на миллиард

Interfax-Russia.ru – Комиссия Генштаба ищет виновных в ЧП на арсенале в Удмуртии. Общий ущерб от пожара и взрывов на военных складах власти республики оценили примерно в 1 млрд рублей.

Почти трое суток в Удмуртии боролись с пожаром на военных складах 102 артиллерийского арсенала около села Пугачево в Малопургинском районе. Напомним, что пожар начался поздно вечером 2 июня. К середине ночи огонь охватил 18 складов с боеприпасами – это 152 здания, расположенных на территории воинской части. По оценкам спасателей, на складах хранились примерно 10 тыс. железнодорожных вагонов с боеприпасами, в том числе реактивные снаряды.

Из Пугачево и близлежащих населенных пунктов Удмуртии пришлось эвакуировать около 30 тыс. людей. Кроме того, усиленная ночная "бомбардировка" стала причиной эвакуации жителей татарстанского Агрыза, расположенного в 10 км от арсенала. Из-за взрывов полностью перекрыли автодорогу Елабуга-Пермь; остановили движение поездов на участке железной дороги, примыкающей к воинской части; два района Удмуртии отключили от газоснабжения и приостановили работу нефтепровода.

Интенсивность канонады стала немного снижаться лишь к вечеру 3 июня, а полностью взрывы прекратились лишь через сутки. Между тем пожар на территории 102-го артиллерийского арсенала удалось ликвидировать лишь днем 5 июня.

"Произведена полная локализация возгораний, возникших после взрывов на арсенале, открытого пламени нет, остаются очаги задымления. Пожарные и спасатели МЧС завершают работы и готовятся в ближайшее время передать ситуацию обратно министерству обороны", - рассказывала агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Удмуртии Наталья Кудряшова. Тогда же в районе сняли режим ЧС.

По последним данным, в результате взрывов на арсенале пострадали 100 человек, 48 из них потребовалась госпитализация. Два человека скончались от сердечно-сосудистых заболеваний. А за оказанием психологической помощи обратилось более 2 тыс. человек

Кроме того, после ЧП пропал без вести солдат-срочник из числа местных жителей. Он служил в одной из пожарных команд арсенала. Его судьба до сих пор неизвестна. В военном комиссариате Удмуртии агентству "Интерфакс-Поволжье" сообщили, что разыскиваемого солдата 1987 года рождения зовут Тимур Миниахметов.

Представитель республиканского МВД высказывал предположение, что военнослужащий после взрывов снарядов отправился к кому-то из родственников. Между тем на ижевском интернет-форуме пишут, что его последний раз видели тушащим пожар перед мощным взрывом. Так один из пользователей со ссылкой на слова сестры Миниахметова сообщает, что "когда начался пожар, мальчишек послали тушить его". По словам других солдат, которые приводятся в сообщении на форуме, они начали тушить огонь, когда раздался первый взрыв.

"Парней выкинуло в ров. Они все встали, в том числе и Тимка, пытались вылезть и бежать, но тут уже второй взрыв, самый мощный. Их снова откинуло и начало засыпать снарядами и обломками, парни вылезли и побежали, но Тимку они уже не видели", - пишет участник форума.

Большинство жителей опасной зоны вблизи арсенала, в том числе из поселка Пугачево, вернулась в дома уже вечером 4 июня, однако всем им было поставлено условие, что детей они с собой не возьмут. Таким образом, свыше 400 детей остались у родственников и знакомых, правда, уже в ближайшее время они воссоединятся со своими семьями.

5 июня военнослужащие групп разграждения Минобороны РФ расчистили 17,5 км дорог на технической территории 102 арсенала. "Группы инженерной разведки Минобороны в течение сегодняшнего дня вели работы по расчистке дорог и обезвреживанию взрывоопасных предметов в населенных пунктах, пострадавших в результате разрывов снарядов, а также на участке магистрального газопровода", - рассказал агентству "Интерфакс-АВН" представитель Центрального военного округа полковник Ярослав Рощупкин.

По его словам, в 10 км от поселка Пугачево по согласованию с местными властями была оборудована площадка по уничтожению взрывоопасных предметов.

Помимо этого квартирно-эксплуатационные органы Минобороны РФ в течение воскресенья произвели оценку ущерба в 11 населенных пунктах, пострадавших в результате ЧП. "В течение дня было обследовано более 4,5 тыс. жилых домов и несколько десятков объектов социальной сферы. Составлен план ремонтно-восстановительных работ в пострадавших населенных пунктах", - сообщил Рощупкин.

По его словам, в основном необходимо восстанавливать кровли на домах, навешивать двери и остеклять окна. Выполнять эти ремонтные работы будут военнослужащие 102 арсенала, подразделения артиллерийского соединения ЦВО и ряд гражданских организаций, которые работают по договору с Минобороны.

Тем временем власти Татарстана предварительно оценили ущерб от взрывной волны в Агрызе в 40 млн рублей. Так, в населенном пункте поврежден 621 оконный блок в пяти школах, 821 оконный блок в детских садах, выбито 2,5 тыс. окон в жилых домах, повреждено 800 балконных остекления и так далее.

Президент Татарстана Рустам Минниханов уже поручил подготовить документы на имя председателя правительства России с подтвержденными фактами разрушений в райцентре Агрызе из-за взрыва на арсенале в Удмуртии. "В документах для главы правительства РФ должны быть отражены подтвержденные данные по фактам разрушений, по причиненному взрывом ущербу жилому массиву, объектам социально-культурной сферы и другим", - сказал глава республики.

При этом на восстановление жилья, пострадавшего в результате пожара и взрывов на 102-м арсенале в Удмуртии, потребуется как минимум 1 млрд рублей. Причем эта сумма только предварительная, не учитывающая затрат на ликвидацию повреждений в военном городке в Пугачево, хозяйственных построек, объектов социальной инфраструктуры, выплаты компенсаций за ущерб имуществу.

6 июня президент Удмуртии Александр Волков провел рабочее совещание, посвященное ситуации в Пугачево и других населенных пунктах, пострадавших от взрывов. По информации начальника ГУ МЧС России по Удмуртии Петра Фомина, сейчас известно, что взрыв повредил около 3 тыс. жилых домов, 9 объектов здравоохранения, 16 объектов образования и 8 объектов культуры.

В свою очередь министр строительства, архитектуры и жилищной политики региона Сергей Шикалов сообщил, что в пострадавших населенных пунктах повреждены более половины жилых домов - 2 тыс. 862 из 5 тыс. 821. Помимо замены выбитых окон и оконных рам, сломанных дверей, ремонта поврежденных крыш, придется снести ряд строений – они уже непригодны к эксплуатации.

В ходе совещания Волков заявил, что на полное восстановление жилья и возвращение пострадавших населенных пунктов к нормальной жизни потребуется месяц.

"Военные, сотрудники МЧС, МВД и ФСБ отлично справляются со своей работой. Главное для нас – внимание к гражданскому населению. Нам нужно в максимально короткие сроки восстановить и отремонтировать все разрушенное, поручить эту работу лучшим строительным организациям. А там, где хозяева решат провести ремонт своими силами, – предоставить им все необходимые материалы и заплатить им за работу", - отметил глава республики.

Со своей стороны председатель правительства республики Юрий Питкевич поручил руководителю региональной службы занятости заняться трудоустройством оставшихся безработными около 600 сотрудников воинской части в Удмуртии.

Пока жители населенных пунктов Удмуртии, которые пострадали в результате ЧП, получают выплаты по 1 тыс. рублей. Эти деньги – материальная помощь на неотложные нужды. Они выделяются всем зарегистрированным в пострадавших населенных пунктах взрослым.

По оценкам начальника центра "Лидер" МЧС РФ Михаила Вдовина, на восстановление инфраструктуры военного городка вблизи сгоревшего арсенала может потребоваться неделя. Вместе с тем, пояснил он "Интерфаксу", значительное время потребуется для "реабилитации" территории, на которой находились взорвавшиеся военные склады.

"Для реабилитации этой территории не меньше года потребуется, и сейчас с трудом можно сказать, как ее можно будет еще использовать", - добавил Михаил Вдовин.

По словам представителя МЧС, для реабилитации этой зоны будут необходимы специализированная техника, способная обнаруживать металл на большой глубине, и целый ряд специалистов.

Утром 6 июня восемь строительных бригад уже начали восстановительные работы в населенных пунктах, пострадавших от взрывов.

Тем временем подразделения Минобороны начали очищать маршруты на территории хранилища, вести инженерную разведку на технической территории, а также обезвреживать неразорвавшиеся снаряды по заявкам глав муниципальных образований.

В тоже время, сейчас это не единственная забота военного ведомства. Еще 3 июня президент РФ Дмитрий Медведев поручил главе Минобороны Анатолию Сердюкову провести расследование пожара на арсенале в Удмуртии и представить предложения о личной ответственности военных за этот инцидент.

"Два раза - это уже система. Подготовьте предложения о том, кто и каким образом должен за это ответить. Раз не понимают по-хорошему - придется опять погоны снимать", - сказал глава государства в ходе совещания членов Совета безопасности.

Медведев напомнил, что подобные события происходят второй раз за последнее время. Он отметил, что в позапрошлом году на эту тему уже проводилось совещание, и "в целом ситуация была под контролем, удалось наладить работу проверяющих структур". "Но вот опять все расхлябано, опять какие-то проблемы возникли", - заметил глава государства, потребовав представить доклад о виновных.

Обращаясь к Сердюкову, президент обратил внимание министра обороны на то, что "у нас второй раз за последнее время происходит светопреставление, снаряды взрываются, люди пропадают".

"Проведите расследование - конечно, отдельное расследование проведет Следственный комитет и другие подразделения - и доложите мне вместе с представлениями (об увольнениях - ИФ) и оргвыводами", - поручил министру Верховный главнокомандующий.

Пока военный следственный отдел СКР по Ижевскому гарнизону по факту возгорания и взрывов боеприпасов на территории войсковой части в поселке Пугачево возбудил уголовное дело по ч.1 ст. 349 УК РФ (нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих).

В свою очередь для выяснения причин взрывов боеприпасов на 102-м артиллерийском арсенале в Удмуртии и 99-м – в Башкирии в Центральный военный округ (ЦВО) направлена комиссия Минобороны во главе с заместителем начальника Генштаба Вооруженных Сил генерал-полковником Валерием Герасимовым.

"Цель комиссии - выяснить причины этих чрезвычайных происшествий, а также установить меру вины конкретных должностных лиц центральных органов управления и ЦВО, ответственных за организацию хранения и утилизацию боеприпасов на арсеналах. Выводы комиссии будут в письменном виде представлены министру обороны для принятия соответствующих мер", - рассказал агентству "Интерфакс-АВН" источник в российском военном ведомстве.

По его словам, в состав комиссии Генштаба вошли практически все руководители главных и центральных управлений и департаментов Минобороны, командования Сухопутных войск, руководства Оборонсервиса, в рамках которого действует направление по утилизации боеприпасов.

"В состав комиссии включен начальник главного ракетно-артиллерийского управления генерал-майор Александр Романовский, о скорой отставке которого сообщили некоторые СМИ", - сказал собеседник агентства.

Комиссия военного ведомства также выяснит, при каких обстоятельствах пропал без вести в первые часы детонации боеприпасов на 102-м арсенале солдат-пожарный Тимур Миниахметов, условия службы и работы на арсенале штатных и приданных подразделений.

Вместе с тем в Минобороны опровергли сообщения некоторых СМИ о том, что в связи с взрывами снарядов на двух военных арсеналах к увольнению представлен ряд должностных лиц. Так, официальный представитель российского военного ведомства заявил агентству, что конкретные решения в отношении виновных, включая кадровые, будут приняты только после окончания проверки.

По мнению президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Леонида Ивашова, к этим ЧП привела реформа Вооруженных сил, в результате которой разрушена прежняя система хранения боеприпасов и не создана новая, которая обеспечивала бы безопасность.

Как рассказал Ивашов в интервью газете "Взгляд", система хранения боеприпасов складывалась веками: "Вырабатывались определенные требования, которые превращались в нормативы: на каком удалении друг от друга должны находиться склады; сколько человек и каких специалистов должны работать в системе постоянного наблюдения, обслуживания и обеспечения безопасности; какие должны быть средства, в том числе и противопожарные; с какой периодичностью нужно проверять хранящиеся партии боеприпасов на взрывоопасность – берут один снаряд и на полигоне проводят испытания".

По его словам, после ликвидации института прапорщиков и мичманов и подключению к обслуживанию и к охране боеприпасов различных "частных фирмочек", прежняя система, "основывавшаяся на строгих расчетах и нормативах, уничтожена, а то, что создано, – это не система, а антисистема, которая ведет к разрастанию факторов риска".

Ивашов также не исключил, что подобные ЧП – способ "замести следы после продажи боеприпасов или еще чего-то подобного", поскольку "в армии коррупция распространена едва ли не больше, чем во всех российских структурах".

В свою очередь адвокат Анатолий Кучерена, возглавляющий комиссию по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы являющийся членом Общественной палаты РФ, комментируя инциденты на военных складах, предположил, что "причиной этого, скорее всего, является обыкновенное головотяпство тех, кто отвечает за сохранение".

По его мнению, для предотвращения подобных случаев в дальнейшем необходимо провести инвентаризацию других крупных военных складов, чтобы четко определить, что, зачем и в каких условиях хранится.

Обозреватель Анастасия Николаева