Volkswagen и Skoda вместо "Волги"

Interfax-Russia.ru – Место легендарной "Волги" на конвейере Горьковского автозавода займут автомобили Volkswagen и Skoda.

Соглашение о выпуске автомобилей марок Volkswagen и Skoda на Горьковском автозаводе в Нижнем Новгороде Volkswagen (VW) и группа "ГАЗ", входящая в холдинг "Базовый элемент" Олега Дерипаски, подписали 14 июня. Пока соглашение заключено на 8 лет, однако стороны не исключают его пролонгации.

Автопроизводители договорились наладить на легковом производстве "ГАЗа" полный цикл производства этих машин, включая сварку, окраску и сборку, еще в феврале. Правда, тогда представители компаний не уточнили, какие модели и когда планируется выпускать совместно, а также объем вложений в проект.

Новый проект VW предполагал увеличение загрузки производственных мощностей "ГАЗа", при этом Volkswagen Group Rus обещала обеспечить площадку дополнительной оснасткой и оборудованием, соответствующим специфике производства выбранных моделей, и обучить сотрудников "ГАЗа".

"Volkswagen Group очень заинтересована в дальнейшем развитии на перспективном российском рынке. Сотрудничество с "ГАЗом" дает нам уникальную возможность расширить наши производственные мощности в короткие сроки. Мы очень рады, что нашли в группе "ГАЗ" сильного российского партнера, который в то же время владеет стандартами западного производства и управления. Производственная площадка в Нижнем Новгороде также обеспечивает нам гибкость в отношении производства и логистики. На нашей производственной площадке в Калуге мы сосредоточимся на расширении производства Volkswagen Polo седан и запуске новых моделей", - рассказывал тогда гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович.

Загрузка мощностей за счет партнерства с иностранцами – логичный путь для "ГАЗа", который в 2010 году закончил эпопею с производством Chrysler, переделанного в Siber. Несмотря на всплеск спроса благодаря программе утилизации, объем производства все равно оставался ниже уровня рентабельности. В 2010 году "ГАЗ" выпустил всего 5 тыс. легковушек – при таких объемах Siber приносил группе убытки.

Слухов по поводу предполагаемого производства легковых автомобилей на базе Горьковского автозавода, которыми собирались заменить производимые "Волги", циркулировало великое множество. Президент группы "ГАЗ" Бу Андерссон, который ранее занимал пост вице-президента General Motors, отмечал в июне 2010 года, что оптимальным вариантом дальнейшего развития сегмента легковых автомобилей группа рассматривает контрактную сборку на своих площадках.

Со стороны VW впервые о возможном сотрудничестве с группой "ГАЗ" сообщил председатель совета директоров Мартин Винтеркорн в начале сентября 2010 года. "Мы пришли обсудить некоторые альтернативы, например, в среднесрочной перспективе могла бы быть возможной контрактная сборка на мощностях группы "ГАЗ", в долгосрочной перспективе мы думаем о том, чтобы достроить вторую очередь завода в Калуге", - сообщил Винтеркорн на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.

Он отмечал, что развитие российского рынка протекает так, что существующих мощностей Volkswagen для производства уже не хватает. "Мы оцениваем, что к 2017 – 2018 годам мы могли бы продать 360 тыс. автомобилей", - говорил Винтеркорн.

Тогда Volkswagen планировал завершить переговоры с "ГАЗом" до конца года. "До конца года примем решение – либо подписывать соглашение с "ГАЗом", либо пойдем другим путем. Но общий настрой очень положительный", - говорил руководитель VW в России Дитмар Корцеква журналистам в сентябре, сославшись, правда, на то, что "в России бюрократия сильно развита".

В конце ноября 2010 года германский концерн сообщил, что может принять окончательное решение о сотрудничестве с "ГАЗом" только после изменения правительством РФ режима промышленной сборки автомобилей. Под Новый год приказ о новом режиме промсборки был подписан.

В настоящее время в Калуге уже работает завод VW, который планирует в 2011 увеличить производство и запустить третью производственную смену, выйдя на проектную мощность в 150 тыс. автомобилей в год. До осени прошлого года завод в Калуге собирал 24 модели Skoda, Volkswagen и Audi методом SKD (крупноузловая сборка), с сентября выпускает 4 модели двух марок (Skoda – Octavia и Fabia, VW – Tiguan и Polo седан) по полному производственному циклу, а также Volkswagen Touareg и Multivan методом SKD.

Инвестиции в завод, расположенный в калужском технопарке "Грабцево", составили 570 млн евро, а в проект в целом – 774 млн евро.

Общая сумма инвестиций в проект с группой "ГАЗ" оценивается приблизительно в 200 млн евро. Причем, 85 млн евро из этой суммы намерен инвестировать "ГАЗ". Средства планируется направить на модернизацию заводских мощностей по выпуску легковых автомобилей, а также на закупку нового оборудования и строительство нового сварочного комплекса.

Пока на простаивающем легковом производстве "ГАЗа" VW будет выпускать 2 модели автомобилей Skoda – Yeti и Octavia, а также новый Volkswagen Jetta, который еще не продается даже на европейском рынке. Первые Skoda Yeti, собранные в режиме SKD, сойдут с конвейера Горьковского автозавода уже осенью. Всего в этом году планируется выпустить 800 автомобилей данной модели.

А с начала 2012 года на Горьковском автозаводе начнут подготовку к производству полного цикла (CKD). Первым автомобилем, выпуск который начнется с IV квартала 2012 года по программе CKD, также станет Yeti. Завод планирует выпускать порядка 20 тыс. этих машин в год.

Но основной акцент будет сделан на сборке Skoda Octavia (ежегодно 50 тыс. машин) и Volkswagen Jetta (40 тыс.). К 2015 году, по словам президента группы "ГАЗ" Бу Андерссона, компании рассчитывают выйти на производство в Нижнем Новгороде 110 тыс. автомобилей в год.

В свою очередь исполнительный вице-президент Volkswagen Детлеф Виттиг не исключил расширения продуктовой линейки, хотя и не стал рассказывать, за счет каких моделей.

Уровень локализации производства, по словам Виттига, у каждой из моделей будет разной, однако в среднем в течение ближайших 2-2,5 лет она составит порядка 60%. В этой связи топ-менеджер уточнил, что в России, например, будут выпускаться штампованные детали для нижегородских Volkswagen Jetta (для остальных моделей – импортироваться). Кроме того с территории РФ планируется поставлять внутренние отделочные материалы, шины и колеса.

"Мы готовы к тому, чтобы сделать следующий шаг к расширению нашего производства в России. Мы добавляем мощности контрактного производства в 110 тысяч автомобилей для наших марок Volkswagen и Skoda. Кроме того, у нас есть производственные мощности в Калуге, которые мы также продолжаем увеличивать. Мы надеемся на очень плодотворное сотрудничество с нашим производственным партнером – автозаводом ГАЗ", - заявил Виттиг.

По словам генерального директора VW Group Rus Маркуса Озеговича, подписание этого соглашения предоставляет компании не только "замечательную возможность развиваться вместе с динамично растущим автомобильным рынком России", но и увеличить рыночную долю VW.

Со своей стороны губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев назвал подписание соглашения группы "ГАЗ" с Volkswagen Group Rus серьезным шагом в рамках создания в регионе крупного автомобильного кластера. "Новое производство для нас – это инвестиции, а значит – дополнительные поступления в бюджет. В проекте планируется задействовать более 2000 человек, а рабочие места будут отвечать всем международным стандартам", - заявил глава региона.

Группе "ГАЗ", по словам Бу Андерссона, совместный проект с Volkswagen позволит модернизировать производственные мощности, развивать "компетенции и сохранять лидерство группы "ГАЗ" на рынке коммерческого транспорта".

Действительно, "ГАЗ" активно дозагружает свои мощности при помощи иностранных компаний, и VW – не первый партнер группы. "ГАЗ" уже сотрудничает с германским Daimler по производству LCV Merсedes-Benz, с General Motors – по Chevrolet Aveo, с китайской First Automobile Work (FAW) – в сфере производства большегрузных автомобилей на автозаводе "Урал".

Эксперты соглашаются с тем, что для Горьковского автозавода такое сотрудничество – наилучший выход. "Важно отметить, что доля рынка по легковым автомобилям у "ГАЗа" не столь велика, как у его основного конкурента – "АвтоВАЗа". Поэтому одновременное сотрудничество сразу с несколькими иностранными автопроизводителями не выглядит странно", - заявлял ранее Interfax-Russia.ru аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада.

По его мнению, 130-140 тыс. легковых автомобилей в партнерстве с GM и VW на первом этапе является вполне приемлемым объемом для российской компании. "В любом случае, Siber с конвейера снят, и простаивание мощностей завода было бы ошибкой с любой точки зрения. В то же время собственных средств на запуск конкурентоспособной продукции у компании нет", - отмечает аналитик.

"ГАЗ" двигается в правильном направлении – необходимо загрузить простаивающие мощности производства легковых автомобилей", - соглашается начальник отдела аналитики агентства "Автостат" Андрей Топтун. По его словам, сотрудничество с "ГАЗом" выгодно и иностранным концернам, поскольку российский авторынок будет расти, и в дальнейшем существующих производственных мощностей не хватит ни VW, ни GM.

Обозреватель Анастасия Николаева