Поволжье / Точка зрения 30 марта 2015 г. 17:17

Ускоряющие инвестиции

Interfax-Russia.ru – Китай готов участвовать в финансировании строительства высокоскоростной магистрали Москва-Казань.

В середине марта "Российские железные дороги" (РЖД) объявили открытый конкурс на выбор компании для проектирования высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 20,79 млрд рублей без учета НДС. Контракт предусматривает проведение в 2015-2016 годах инженерных изысканий, разработку проектов планировки и межевания территорий, а также проектной документации для строительства линии.

Проект предполагает глубокую (не менее 80%) локализацию производства, создание более 370 тыс. рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в регионах прохождения магистрали.

"Инвестиции обеспечат масштабную поддержку российской промышленности, прежде всего металлургии (выпуска рельсов и металлоконструкций), машиностроения, промышленности строительных материалов, других отраслей", - отмечают в РЖД.

Протяженность линии составит 770 км, она пройдет по территории семи регионов, где проживает более 25 млн человек. Проект предусматривает 15 остановок, в том числе во Владимире, Нижнем Новгороде и Чебоксарах. Ежегодный пассажиропоток в первые годы эксплуатации линии оценивается в 10,5 млн человек.

Магистраль планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. Для строительства трех участков ВСМ (Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Чебоксары и Чебоксары-Казань) монополия планирует найти концессионеров, а также самостоятельно построить первый участок от Москвы до Владимира.

Общая стоимость проекта для "Российских железных дорог" оценивалась в 384,1 млрд рублей, для трех концессионеров - в 684,4 млрд рублей. Правда, финансовая модель пока так и не утверждена. Монополия рассчитывает на 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, решение о выделении которых не принято. Кроме того, РЖД необходимы невозвратные вложения (в сумме - около 380 млрд рублей), но средств на это у государства тоже пока нет.

В начале 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявлял, что со строительством ВСМ стоит повременить "и дождаться чуть более энергичной экономической ситуации", отмечая, что этот вид транспорта "очень удобный, но дорогой".

Тем не менее, в декабре 2014 года глава правительства поручил Минфину, Минэкономразвития, Минтрансу "представить предложения об источниках финансирования инженерных изысканий и разработки проектной документации для строительства ВСМ в размере 6 млрд рублей в 2015 году и 14,9 млрд рублей в 2016 году с участием средств федерального бюджета".

Президент РЖД Владимир Якунин при этом говорил, что если это решение не будет принято в первом квартале 2015 года, "можно сворачивать этот проект полностью", добавляя, что задержка субсидий тормозит и объявление соответствующего конкурса. Источник "Интерфакса", знакомый с ситуацией, сообщал, что окончательного решения о финансировании проектирования ВСМ из федерального бюджета до сих пор нет. "Строка есть, но денег нет", - отмечал он.

В свою очередь министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев предложил обеспечить финансирование не только из федерального бюджета, но и за счет средств РЖД. Причем, говоря о пропорциях выделения средств, министр отмечал, что "это обсуждаемый вопрос, но примерно пополам".

"Пока от идеи не отказывались, но должны правильно по источникам определиться", - подчеркивал он.

Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин, правда, заявлял, что министерство финансов РФ в ближайшее время должно получить документы о выделении в 2015 году 5 млрд рублей и учесть эти средства при корректировке бюджета в марте. Сами РЖД получат деньги "в лучшем случае в мае", отмечал он. Еще 1 млрд рублей изыщет сам холдинг, добавлял топ-менеджер.

Вскрытие конвертов с заявками претендентов на участие в открытом конкурсе по выбору компании для проектирования ВСМ состоится 16 апреля, рассмотрение заявок пройдет 24 апреля, итоги тендера будут подведены 27 апреля.

"Объявляя конкурс, мы выражаем уверенность, что в нем примут участие как российские, так и зарубежные компании, имеющие опыт проектирования и строительства ВСМ", - отметил в этой связи президент РЖД.

Впрочем, еще до объявления тендера интерес к проекту проявили многие зарубежные группы. Как рассказывал первый вице-президент РЖД, в рамках предварительного road show проекта были проведены переговоры более чем со 100 компаниями из двух с лишним десятков стран, включая мэйджоров рынка.

"Некоторые из них уже начали формировать блоки - французский (Systra, Alstom), есть предложения со стороны итальянских и испанских компаний. Вышли на переговоры южнокорейские компании. Ну и, безусловно, наши китайские коллеги, Япония готова - мы провели несколько встреч", - отмечал Мишарин.

Кроме того, по его словам, активная работа ведется с компаниями из Германии - создана ассоциация "Немецкая инициатива", в которую вошли крупнейшие компании этой страны, продвигающие технологии для ВСМ в РФ, говорил он. При этом структура Deutsche Bahn (DB) - DB International - и другие строительные группы принимали участие в разработке технических условий, которые являются основой для проектирования.

Вместе с тем, как выяснил "Коммерсант", вероятнее всего, проектированием ВСМ займутся китайцы.

"Конкурс дорогой, хорошая премия за выполнение заказов полагается исполнителю. По всей видимости, французским компаниям ничего не светит, потому что Франция не отдает России "Мистрали", она замечена в неисполнении своих обязательств под нажимом американцев. А China Investment Corporation планирует вложить огромные денежные средства в строительство этого пути для того, чтобы перебрасывать продукцию своих производителей в Европу. Победителями конкурса, по всей видимости, будут российско-китайские компании, образующие тендер", - предположил первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

К тому же, как сообщает источник издания, знакомый с ходом переговоров, ряд китайских госбанков, среди которых государственный Банк развития Китая, готов предоставить в виде кредитов на строительство ВСМ 250 млрд рублей.

Еще 50 млрд рублей в виде взноса в уставный капитал компании, которая займется проектом, предлагает предоставить China Railway. РЖД уже получили предложение от China Railway о создании совместного предприятия на паритетной основе, сейчас идут переговоры, уточнил собеседник газеты. При этом China Railway хочет импортировать как можно больше компонентов.

С китайской стороны в переговорах также участвуют China Railway Eryuan Engineering Group и China Railway Signal & Communication Corp. А в перспективе не исключено продление высокоскоростной магистрали до Пекина.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"