Interfax-Russia.ru – НАТО согласовывает с Россией маршрут обратного транзита военных грузов из Афганистана. Скорее всего, грузы пойдут через Ульяновск.
О том, что Россия и НАТО подошли к финалу переговоров об обратном мультимодальном транзите из Афганистана, "Коммерсанту" рассказали сразу несколько собеседников в МИД РФ.
"Мы обсуждаем эту тему с НАТО", - подтвердил высокопоставленный дипломат. По его словам, мультимодальный обратный транзит - это способ повысить эффективность вывода натовского контингента из Афганистана, используя разные виды транспорта в рамках одного и того же маршрута.
По словам другого дипломатического источника "Ъ", стороны уже подошли к финалу переговоров. "В ближайшее время Путин должен утвердить распоряжение правительства на эту тему", - говорит сотрудник МИД РФ.
Издание напоминает, что афганский транзит - одна из немногих тем, сближающих Россию и НАТО на фоне непреодолимых разногласий вокруг ЕвроПРО. Через российскую территорию уже пролегает маршрут, получивший название "Северная распределительная сеть", по которому осуществляется транзит невоенных грузов в Афганистан. По нему поступает свыше 50% всех грузов, необходимых Международным силам содействия безопасности (International Security Assistance Force). А теперь, когда встал вопрос вывода из Афганистана сил США и НАТО, западные страны задумались о надежном маршруте обратного транзита, который обладал бы хорошей пропускной способностью.
В свою очередь Узбекистан, чья территория активно используется для поставок грузов в Афганистан, не желает пропускать их в обратном направлении.
"Узбеки боятся завоза наркотиков и оружия. Пойдут ведь целые эшелоны с военной техникой, проверить которые не так просто", - рассказал "Ъ" российский дипломат.
Переговоры об использовании российской территории для создания перевалочной базы, по словам российских дипломатов, начались еще полтора года назад с предложения американской стороны подумать о такой схеме, которая сократила бы время железнодорожных перевозок.
"Речь шла о том, чтобы в Центральной России подобрать город, где можно было бы создать логистическую базу с таможенным терминалом. Грузы из Афганистана забрасывались бы туда самолетами, а дальше по железной дороге шли в Ригу или Таллин", - пояснил чиновник МИД.
По словам собеседников газеты, для организации перевалочного пункта рассматривалось несколько вариантов. Остановиться решили на Ульяновске, чей аэропорт подходит для таких целей с точки зрения расположения железнодорожных путей. Таким образом, по новой схеме грузы стран НАТО будут, минуя Узбекистан, доставляться самолетами, в том числе российскими, из Афганистана в РФ, где будут формироваться железнодорожные составы для отправки в Европу.
Экономическая выгода от транзита есть и для российской стороны, в частности для ОАО "РЖД" и авиакомпании "Волга-Днепр", обладающей необходимым парком большегрузных самолетов.
Кроме того, прослеживается и политическая выгода для России, ведь "Москва всегда сможет сказать, что принимала деятельное участие в стабилизации ситуации в Афганистане, обеспечивая партнерам сначала беспрепятственное снабжение их войск всем необходимым, а затем и их комфортный уход".
Информацию о том, что Россия и НАТО обсуждают дополнительные маршруты транспортировки грузов через российскую территорию для Международных сил содействия безопасности в Афганистане, подтвердил и глава МИД РФ Сергей Лавров.
"В последнее время мы обсуждали дополнительные маршруты, которые будут включать в себя смешанные перевозки железнодорожным и воздушным транспортом", - сообщил министр на пресс-конференции в Москве.
Как подчеркнул Лавров, "в наших интересах, чтобы контингенты Международных сил содействия безопасности в полной мере выполнили мандат ООН".
"Они (международные силы - ИФ), разумеется, перед тем, как уходить из Афганистана, должны отчитаться о том, что этот мандат выполнен, потому что ни в чьих интересах оставлять Афганистан в ситуации, когда сами афганские силы и правоохранительные структуры не смогут обеспечивать безопасность в этой стране. Тогда получится, что все усилия мирового сообщества пошли впустую и угрозы, которые исходили из Афганистана, не будут нейтрализованы", - отметил глава внешнеполитического ведомства.
Поэтому, по его словам, "в интересах всех нас, включая соседей Афганистана, чтобы Международные силы содействия безопасности выполнили полностью ту задачу, которая поставлена перед ними СБ ООН - искоренение террористической и наркотической угрозы, которые исходят с территории Афганистана".
"Мы, предоставляя возможности для транзита, руководствуемся именно стремлением помочь международным силам полностью выполнить свой мандат", - подчеркнул Лавров.
Не в курсе переговоров оказалось лишь Минобороны РФ. Как заявил журналистам начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров, от НАТО в военное ведомство пока не поступало запросов на использование российских аэродромов для вывода контингента войск из Афганистана. А о том, что для возвращения военных контингентов стран НАТО из Афганистана планируется использовать аэродром в Ульяновске, он впервые узнал от представителей СМИ.
Начальник Генштаба сообщил, что страны альянса рассматривают несколько вариантов возвращения своих воинских контингентов из Афганистана к 2014 году. При этом он не исключил, что какая-то часть сил будет оставлена в республике и после 2014 года. Однако, по мнению Макарова, для вывода своих войск страны НАТО могут использовать аэродромы других стран, например, среднеазиатские государства или Грузию.
Между тем, представители НАТО уже посетили Ульяновск для изучения возможности размещения на базе аэропорта "Ульяновск-Восточный" перевалочного пункта по выводу военных грузов альянса из Афганистана в Западную Европу. Как рассказал журналистам руководитель ульяновской таможни Валерий Герасев, представители НАТО проводили в городе консультации, осмотрели аэропорт, провели встречи с железнодорожниками и специалистами авиакомпании "Волга-Днепр", которая базируется в "Ульяновске-Восточном" и, возможно, будет выполнять часть перевозок из Афганистана в Россию.
При этом начальник ульяновской таможни уточнил, что "никакой конкретики по данному вопросу пока нет".
"Тем не менее, натовцы здесь были, все посмотрели, вроде им понравилось. Что будет на самом деле - пока трудно сказать. Это вопрос - к российскому правительству, а мы - всего лишь исполнители", - подчеркнул Герасев.
Он отметил, что у ульяновского аэропорта в данном случае есть неоспоримые плюсы: достаточно длинная взлетно-посадочная полоса, способная принимать большие транспортные самолеты, наличие железнодорожной ветки, заходящей на территорию аэропорта, и малая его загруженность.
"Но есть и минусы. Это, прежде всего, отсутствие больших терминалов. Так что, если Ульяновск и будет выбран в качестве перевалочного пункта, то разгрузка грузов из Афганистана будет вестись непосредственно в аэропорту. Одно радует, что это будут контейнеры, а не грузы в навал или насып. Плюс военная техника, но - со снятым вооружением", - пояснил таможенник.
Он отметил, что персонала таможенного поста в аэропорту "Ульяновск-Восточный" (8-10 человек) по первоначальным прикидкам должно хватить для проведения всей необходимой работы.
"Если брать заявленные обороты - 60 железнодорожных платформ ежемесячно отгружать - то этого будет достаточно. Если этого будет недостаточно, мы привлечем людей с других постов", - сказал Герасев.
По его словам, схема работы российских таможенников при возможном развертывании в Ульяновске перевалочного пункта достаточно простая.
"Мы ведь ничего вскрывать не будем, это будет транзитный перевалочный пункт. Будут оформляться только транзитные декларации для перевалки грузов на железнодорожные платформы и доставки по территории России в Ригу и Таллин с последующей погрузкой их на морские суда", - пояснил Герасев.
Вместе с тем он отверг предположения, что вместе с военными грузами на территорию России из Афганистана могут попасть наркотики или оружие.
"Это исключено. Еще раз повторяю - контейнеры вскрываться не будут. Разумеется, если будут всплывать какие-то нарушения, если будет соответствующая оперативная информация, мы во взаимодействии с другими силовыми структурами будем предпринимать меры. Но, я надеюсь, инцидентов не будет", - сказал руководитель ульяновской таможни.
По его мнению, для региона реализация данного проекта может принести достаточную пользу.
"Это - занятость населения, загруженность для авиакомпании "Волга-Днепр", которая имеет большой опыт по перевозке грузов альянса, железнодорожников, субподрядчиков", - отметил Герасев.
Кстати, перевозка одного контейнера из Афганистана будет стоить порядка $5-6 тыс. "Естественно, какая-то часть этих денег будет оставаться в регионе в виде налогов и зарплаты", - резюмировал Герасев.
О том, что соглашение выгодно как НАТО, так и России, говорит и директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин - страны Североатлантического блока сэкономят средства, а Россия получит, в том числе, политические дивиденды.
"Все, что сегодня американцы со своими союзниками делают в плане борьбы с "Талибаном" в Афганистане, вполне соответствует и нашим интересам. Потому что мы совсем не заинтересованы в том, чтобы на территории Афганистана сохранялась напряженная обстановка и чтобы радикальные исламисты могли там взять верх", - полагает Шаравин.
Со своей стороны военный эксперт Дмитрий Литовкин также считает, что опасаться россиянам нечего - рисков в открытии транзита через территорию России никаких нет.
"По этому соглашению военные грузы (оружие, боеприпасы - ИФ) страны НАТО через нашу страну не провозят. Они везут только материально-технические грузы, которые позволяют поддерживать жизнедеятельность контингента, который находится на территории Афганистана", - рассказал "Вестям ФМ" Литовкин.
А по мнению главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, предоставление перевалочного пункта в Ульяновске - это чисто политическое решение. При этом он предполагает, что окончательная судьба соглашения зависит от договоренностей по другой проблеме - от того, найдется ли консенсус в переговорах о противоракетной обороне в Европе.
"В конечном итоге, мы знаем, отношения между Россией и НАТО можно охарактеризовать как достаточно холодные. Прежнего партнерства, очевидно, не существует, учитывая, что НАТО не идет на встречу российским пожеланиям относительно системы ЕвроПРО. Поэтому финальное, конечное решение, которое будет принято политическим руководством России, будет зависеть, в том числе, и от учета перспектив договоренностей по ЕвроПРО", - полагает Коротченко.
Обозреватель Анастасия Николаева