Interfax-Russia.ru – Беспилотный КамАЗ протестировал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Проект создания беспилотного транспортного средства нового поколения на базе автомобиля "КАМАЗ" ПАО "КАМАЗ" реализует совместно с двумя российскими партнерами - Cognitive Technologies (программная часть) и "ВИСТ Групп" (аппаратная).
Работа по проекту ведется в трех направлениях: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot. Так, SmartPilot предусматривает создание "умных" помощников для водителя: могут затормозить автомобиль в случае опасности и осуществляют адаптивный круиз-контроль.
Второе направление, AirPilot – создание машин с дистанционным управлением. Третья система, RoboPilot, позволяет машине работать вообще без водителя или в режиме автопилота, когда водитель имеет возможность отвлечься на некоторое время от управления грузовым автомобилем.
Серийное производство машины, по оценкам генерального директора "КАМАЗа" Сергея Когогина, может начаться не раньше, чем через два года.
В начале мая в научно-техническом центре (НТЦ) "КАМАЗа" завершился монтаж оборудования на первом беспилотном автомобиле. На серийный КАМАЗ-5350 установили компоненты, необходимые для отработки разных режимов автономного движения автомобиля: радары, лидар (активный оптический сенсор, испускающий лазерные лучи в сторону цели во время движения транспорта), видеокамеры, системы связи и бортовые компьютеры.
Для управления автомобилем был собран мобильный пункт дистанционного управления – джойстик. После чего специалисты компаний "ВИСТ Групп" и Cognitive Technologies приступили к настройке и обучению автомобиля разным режимам движения.
После того, как грузовик в Набережных Челнах прошел предполигонные испытания, подтвердившие качество сборки и работу всех систем, испытания первого беспилотника продолжились на трассе закрытого полигона в подмосковном Ногинске.
"В первых полигонных испытаниях будут заняты два автомобиля: беспилотник на базе серийного грузовика и обычный "КАМАЗ". Второй, стандартный грузовик потребуется для имитации движения в колонне и других режимов", - рассказал накануне испытаний главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ "КАМАЗа" Сергей Назаренко.
На полигоне автомобилю предстояло испытать порядка десяти вариантов движения, среди которых режим дистанционного управления, режим движения по заданному маршруту, движение в колонне и другие. Также были запланированы апробация автономного движения автомобиля по информации получаемой только с видеокамер и сигналов GPS/Глонасс, без помощи радаров и лидаров.
Испытания должны были показать, что "видит" машина, корректно ли определяется дистанция.
В августе прототипу перспективного грузовика удалось удачно завершить все запланированные испытания. По словам президента компании Cognitive-Technologies Ольги Усковой, беспилотнику удалось продемонстрировать отличный результат при движении на скорости до 60 км/ч.
"Грузовик самостоятельно управлял рулем, "газом" и "тормозом", коробкой передач. Самостоятельно двигался в заданном направлении, уверенно распознавал каждый дорожный знак и всех участников дорожного движения (машины, велосипедисты, пешеходы, животные). Помимо этого, беспилотному "КАМАЗу" удалось эффективно объезжать препятствия и соблюдать дистанцию передвигаясь в колонне", - рассказала Ускова.
В следующем году начнутся испытания "КАМАЗов" с беспилотной системой управления на российских дорогах общего пользования.
26 октября участие в тестировании беспилотного "КАМАЗа" в ходе посещения НТЦ принял министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Возможности беспилотника министру представил генеральный директора "КАМАЗа" Сергей Когогин. "Нельзя сказать, что мы столкнулись с особыми трудностями при его реализации. Сегодня уровень техники позволяет делать что угодно в этой области, и основной нашей задачей было вовремя осознать - это нужно и необходимо, что это не фантастика, а реальность", - отметил он.
Ливанов проехал в кабине беспилотника, оценив способности автомобиля совершать маневры типа "змейка", развороты, а также останавливаться перед препятствиями, распознавать дорожную разметку, дорожные знаки, пешеходов и иные препятствия, развивая при этом скорость до 60 км/ч.
После тест-драйва министр сообщил журналистам, что его впечатлили возможности камазовского беспилотника. "КАМАЗ" двигался без управления человеком по заданной программе, автоматически поддерживал дистанцию до предыдущего автомобиля, сам отслеживал траекторию движения. Я внимательно следил – водитель не касался ни руля, ни педалей. Это было здорово!", - отметил Ливанов.
В ближайшие годы беспилотную модель планируют оснастить рядом дополнительных параметров и характеристик, а текущие показатели усовершенствовать до возможности детектировать пешеходов вне зависимости от направления их движения. Ожидается, что время, отведенное для обнаружения опасности и реакции на нее, составит не более 0,3 секунды. Также предусматривается возможность обнаружения на дороге практически любых препятствий, включая животных, в том числе и собак, что качественно выделит российское решение от существующих сегодня зарубежных аналогов.
Главная задача проекта - создание к 2020 году беспилотного транспортного средства нового поколения, призванного обеспечить безопасность грузового автомобильного транспорта и дорожного движения на дорогах междугороднего сообщения.
Между тем директор по развитию "ВИСТ Майнинг Технолджи" Дмитрий Клебанов с умеренным оптимизмом относится к возможности появления беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования в ближайшие годы.
По его мнению, главным препятствием к этому являются не технические проблемы, а организационные, связанные с правовым регулированием движения, выработкой норм и правил использования техники.
"Первые применения роботизированного автотранспорта будут в капиталоемких отраслях, в которых на транспорте завязаны важные технологические процессы, исключение человека из которых существенно повысит уровень промышленной безопасности и эффективности работ", - считает представитель "ВИСТ Майнинг Технолоджи".
Вместе с тем в целом для России подобные проекты имеют огромное значение, считает Клебанов. "Развитие роботизированного транспорта - это мировая тенденция транспортного машиностроения, и если Россия хочет в дальнейшем развивать машиносроение как отрасль, мы не можем не развивать ключевую техническую тенденцию отрасли", - отметил он.
При этом, уверен представитель "ВИСТ Майнинг Технолоджи", внедрение роботизации будут плавными - ее элементы со временем будут восприниматься как сейчас электрический подъемник стекол или автоматическая коробка передач.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook