Точка зрения 12 февраля 2010 г. 11:24

Стратегическое партнерство

Interfax-Russia.ru – Российское правительство в рамках стратегии развития отечественного автопрома сделало ставку на альянс "Соллерса" и Fiat.

Вместе с Renault-АвтоВАЗ эти компании должны обеспечить почти половину объема продаж на российском рынке легковых автомобилей.

О том, что Россия ведет переговоры о создании еще одного крупного альянса между российским и иностранным производителем легковых автомобилей, еще в декабре прошлого года сообщил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. "Если говорить о легковых машинах, то у нас наметилась пара серьезных стратегических альянсов", - заявил министр в эфире "Вести 24".

Напомнив, что первый альянс – это Renault-Nissan и "АвтоВАЗ", Христенко отметил, что второй альянс создается на базе российского системообразующего предприятия и иностранного партнера. "Это полноценные автопроизводители, которые имеют компетенцию от инжиниринга до создания основных узлов и агрегатов, в том числе и силовых агрегатов. Имеют параметры производства на российской территории, измеряемые сотнями тысяч машин, а не десятками тысяч машин", - сказал Христенко, отказавшись при этом назвать производителей.

По оценкам экспертов, под обозначенные министром критерии – производство более сотни тысяч легковых машин и наличие предприятия в списке системообразующих – подпадала только группа "ГАЗ", которая в 2008 году произвела около 190 тыс. легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта. Объемы выпуска легковых машин другого крупного автохолдинга - "Соллерс" - по итогам 2008 года составляли около 80 тыс.

По словам Христенко, разрабатываемая на данный момент стратегия развития автопрома предполагает наличие в секторе легковых пассажирских автомобилей двух стратегических альянсов, "на которые придется примерно половина объема продаж на российском рынке". "Оценив все аспекты развития, в том числе мирового автомобильного рынка, мы сделали ставку на стратегию глобального партнерства, чтобы получить полноценных российских производителей", - отметил министр.

"На выходе из кризиса мировой автопром претерпит существенные изменения. Реально останется 10-12 игроков. И входной билет в этот глобальный клуб будет лежать далеко за пределами 3 млн проданных в год авто. Он приблизится к 6 млн, - сказал Христенко. - Сейчас на собственной базе, на собственных разработках, которых не так уж много, вырасти до такого объема невозможно. Поэтому глобальное партнерство дает нам хорошую перспективу".

При этом, пообещал министр, "достаточно устойчиво" будут себя чувствовать основные игроки, работающие в режиме промышленной сборки. "А импорт лишь добавит разнообразия на рынке", - подчеркнул он.

На то, что разрабатываемая Минпромторгом и Минэкономразвития РФ стратегия развития автопрома до 2020 года исходит из того, что на российском рынке только два национальных производителя будут иметь кооперацию с иностранными крупными концернами, в декабре прошлого обращал внимание и первый вице-премьер Игорь Шувалов. "Это компании, которые будут производить автомобили в режиме полного цикла и с локализацией свыше 70%. Такие компании будут иметь в качестве партнеров иностранных акционеров, которые являются лидерами рынка автопрома", - заявлял первый вице-премьер.

Между тем, президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин советует все же не возлагать больших надежд на помощь иностранных партнеров. "Как показала мыльная опера с покупкой Opel, доверие иностранцев к России находится на достаточно низком уровне и для реализации амбициозных планов российских властей нужны не только "словесные интервенции", но и конкретные действия по поддержке нового предприятия, готовность к которым правительства вызывает достаточно сильные сомнения", - заявил Interfax-Russia.ru Хазин.

По его словам, пока нет четкой, отвечающей реалиям российской экономики программы развития автопрома и роли в этом новых-старых СП с иностранными игроками, слова о развитии автопрома останутся только словами.

Впрочем, что касается стратегического партнера создаваемого СП – итальянского концерна Fiat, то Хазин считает его достаточно перспективным для России: "В отличие от большинства конкурентов Fiat вошел в кризис без долгов и с достаточными объемами "живых" денег для проведения агрессивной политики по захвату долей рынка менее удачливых автопроизводителей". Вместе с тем, отмечает собеседник Interfax-Russia.ru, у России уже был опыт попытки развития собственного автопрома на базе Fiat: "Последствия этого до сих пор сходят с конвейера АвтоВАЗа – так называемая "классика".

Кстати, завесу тайны нового стратегического альянса российское правительство приоткрыло лишь на текущей неделе, буквально за день до подписания соглашения о создании совместного предприятия между ОАО "Соллерс - Набережные Челны" и компанией Fiat.

Совместное предприятие группы "Соллерс" и итальянского концерна Fiat в Набережных Челнах, по информации пресс-службы правительства РФ, рассчитано на производство до 500 тыс. автомобилей в год. Такой объем производства выведет СП "Соллерс" и Fiat на второе место по выпуску автомобилей в России после "АвтоВАЗа", чьи мощности позволяют собирать более 750 тыс. машин в год (план на 2010 года - 446 тыс. автомобилей). Как говорится в материалах СП, первая очередь производства может составить 300 тыс. машин.

Сейчас на заводе "Соллерс" в Набережных Челнах собираются Fiat Albea и Doblo, а также внедорожники SsangYoung. Линейка продукции СП будет включать в себя 9 новых моделей класса С и D, а также внедорожники и кроссоверы.

Не менее 10% планируемого объема производства в РФ будет поставляться на экспорт. При этом целевой уровень локализации в рамках СП составит не менее 50%, включая производство в РФ двигателей и коробок передач, а также создание технопарка по выпуску автокомпонентов.

Общие инвестиции в проект, включая создание производственных мощностей по выпуску автомобилей и НИОКР, оцениваются в 2,4 млрд евро. Fiat вносит в совместное предприятие интеллектуальную собственность и платформы CompactWide общей стоимостью 150 млн евро. Права интеллектуальной собственности на платформу и выпускаемые модели будут переданы непосредственно российскому СП. "Соллерс", со своей стороны, вносит в СП производственные мощности завода "Соллерс - Набережные Челны" и Заволжского моторного завода общей стоимостью также 150 млн евро.

Кроме того, "Соллерс" и Fiat обсуждают возможность привлечения в СП по выпуску автомобилей в РФ банк для финансирования этого проекта. Банк может получить миноритарную долю в СП.

Совместное предприятие также планирует получить финансовую поддержку правительства РФ: госзаимствования на сумму 2,1 млрд евро на срок до 15 лет с субсидированной процентной ставкой и государственный грант в размере до 100 млн евро на разработку новой модели автомобиля класса С.

Минпромторг уже подготовил обращение в правительство с просьбой о финансовой поддержке этого автомобилестроительного СП. Со своей стороны премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании в Набережных Челнах, где и состоялось подписание соглашения о создании СП, пообещал господдержку. По его словам, правительство РФ проработает возможность предоставления СП Fiat и "Соллерс" 15-летнего кредита на сумму 2,1 млрд евро. Путин также отметил, что в целях обеспечения проекта компонентной базой планируется также задействовать мощности нового технопарка в Тольятти.

По оценкам Минпромторга, государство в 2010-2015 годах сможет профинансировать около 50% инвестиций в производство легковых автомобилей. Общая сумма вложений в этот период оценивается в 6 млрд евро. Рабочая группа министерства в своих расчетах отталкивалась от позиции Сбербанка, "из которой следует, что без государственных гарантий или проектного финансирования "поднять" финансирование в таких объемах нашим предприятиям будет невозможно".

Суммарная потребность российского автопрома в инвестициях в 2010-2020 годах "с учетом корпоративных стратегий" составит приблизительно 25 млрд евро, говорилось в докладе замминистра промышленности и торговли РФ Станислава Наумова, подготовленного для декабрьских парламентских слушаний в Госдуме. В частности, инвестиции в развитие производства и НИОКР в этот период оцениваются в 18 млрд евро. Дополнительные 3,5 млрд евро и 4 млрд евро, соответственно, нужны "для предполагаемой покупки компании за рубежом и необходимости финансирования дополнительного оборотного капитала с учетом роста объемов производства".

По оценкам Минпромторга, российский автомобильный рынок, который в 2009 году из-за кризиса рухнул примерно на 50% (по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей составили 1,46 млн штук), начнет восстанавливаться уже во II полугодии 2010 года. "Мы уверены, что легковой сегмент крепко встанет на ноги уже к 2015 году, объем продаж увеличится до 3,2-3,4 млн авто. А к 2020 году устойчиво выйдем на 3,6 млн проданных машин, может, даже больше", - заявил Виктор Христенко в интервью "Российской газете".

Впрочем, большинство экспертов ожидает, что серьезной коррекции в 2010 году не произойдет. Так, PricewaterhouseCoopers прогнозирует объем российского автомобильного рынка в 2010 году на уровне 1,3- 1,6 млн машин.

Излишне оптимистичными называет прогнозы Минпромторга и президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин. По его словам, январские данные Ассоциации европейского бизнеса показали новый провал продаж, превысивший прогнозы дилеров (-30% к январю 2009 года) на 7% и пока нет никаких оснований ждать существенного отскока в течение всего 2010 года.

"Чиновники, вместе с руководством "АвтоВАЗа", в основном надеются на положительное воздействие программ "деньги за драндулеты" и субсидирования процентных ставок по автокредитам. Вторая программа с грехом пополам работает, а вот перспективы первой у меня вызывают сомнения", - заявил Хазин. По его мнению, сдавать старые иномарки в России практически не будут, так как их розничная цена в большинстве своем выше 50 тыс. рублей, а для владельцев отжившей свое автовазовской "классики" доплата в 2/3 стоимости нового автомобиля (все та же вазовская "классика" за 130-170 тыс. рублей), скорее всего, станет неподъемной. "Поэтому реализация программы "деньги за драндулеты" в лучшем случае притормозит спад продаж автомобилей, но едва ли позволит рынку выйти на тренд роста, а без этого оживления во второй половине 2010 года не произойдет", - резюмировал эксперт.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще