Interfax-Russia.ru – Вынесен первый обвинительный приговор по делу об обрушении в октябре 2008 года оренбургской школы - директор школы приговорена к двум годам колонии-поселения.
Напомним, что трагедия в Беляевской средней школе произошла 1 октября 2008 года. Во время занятий обрушилось здание школы. Погибли пять старшеклассниц. Трое учеников и один рабочий получили травмы. Впрочем, жертв могло бы гораздо больше – по счастливой случайности в этот день ученики – юноши проходили медкомиссию в военкомате.
Обрушение произошло во время ремонтных работ – рабочие меняли оконные рамы в фойе первого этажа центральной части здания школы. Пока рабочие делали свое дело, кирпичная кладка стены здания дала трещину. Как позднее установило следствие, директор школы Лариса Цеповяз узнала о появившейся трещине около 10 часов утра. По его просьбе в школу приехал архитектор Беляевского района. Он осмотрел стену и посоветовал Цеповяз вывести всех людей из центральной части здания.
Однако Цеповяз не стала останавливать учебный процесс. В 11:30 в школу приехал заместитель главы администрации Беляевского района и в категорической форме потребовал от директора вывести всех школьников из здания. Но Цеповяз проигнорировала и эти требования. В школе, в которой на тот момент находилось 327 учащихся, занятия продолжались.
Трагедия не заставила себя долго ждать – в 11:45 центральная часть здания школы обрушилась. Ожидавшие начала следующего урока возле окна в фойе третьего этажа пять учащихся 11-го класса погибли на месте, еще три ученика были травмированы.
По факту обрушения школы следственное управление СКП РФ возбудило уголовное дело по ст.216 УК РФ (нарушение правил безопасности при проведении строительных работ).
Еще на этапе предварительного сбора информации, в ходе осмотра места происшествия и опроса свидетелей, следователи выяснили, что несущие конструкции здания были дефектными. В частности, между слоем облицовочного силикатного кирпича и внутренним слоем несущей кладки из красного кирпича не было перевязки, да к тому же материалы, использованные при строительстве, были очень низкого качества. По всем правилам здание школы, построенное еще в 1964 году, давно необходимо было капитально и комплексно отремонтировать. Плюс к этому у собственника задания не было ни проектной и какой-либо то иной технической документации на него.
Правительство Оренбургской области в начале июля 2008 года выделило на выборочный капитальный ремонт школы 7 млн рублей. Однако должностные лица отдела образования администрации Беляевского района области не стали себя утруждать обследованием здания и вместо составления дефектной ведомости заключили договор со строительной компанией о выборочном капремонте системы отопления, крыши и окон здания школы.
В то же время в "черном списке" образовательных учреждений МЧС России беляевская школа не значилась - 19 августа 2008 года муниципальная комиссия приняла акт проверки готовности здания, и все контролирующие инстанции допустили школу к началу учебного года. А вот уже 15 сентября рабочие начали заменять окна. СКП не исключает, что здание могло обрушиться из-за нарушения правил безопасности при ведении ремонтных работ.
Через год после трагедии следственный отдел СКП РФ по Приволжскому федеральному округу предъявил директору беляевской школы Ларисе Цеповяз обвинение по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц). СКП уверено, что именно бездействие Цеповяз привело к столь серьезным последствиям.
Впрочем, не избежала уголовного дела и начальник отдела образования администрации Беляевского района Оренбургской области Нина Ихнева, которая должна была контролировать соблюдение требований по охране труда и здоровья детей. Ей предъявили обвинение в халатности (ст. 293 УК РФ).
"Зная о том, что после введения в 1964 году в эксплуатацию в здании школы ни разу не производился капитальный ремонт, а изношенность здания составляла 48%, чиновница проигнорировала требования нормативных актов и не приняла мер по проведению экспертизы оценки безопасности конструкций здания школы", - говорилось в сообщении СКП.
В ходе предварительных слушаний и Ихнева, и Цеповяз согласились с предъявленными им обвинениями и попросили рассмотреть их дела в особом порядке, то есть без проведения судебного разбирательства. Потом Ихнева передумала, стала отрицать свою вину и попросила рассмотреть уголовное дело в отношении нее в общем порядке. Ожидается, что суд вынесет решение по делу Ихневой в феврале.
А вот по делу Ларисы Цеповяз Беляевский районный суд Оренбургской области уже вынес обвинительный приговор. Суд признал директора Беляевской средней школы виновной по ч.3 ст.293 УК РФ и приговорил к 2 годам колонии-поселения. Также суд лишил осужденную права занимать руководящие должности сроком на 2 года.
Вместе с тем следственный отдел СКП по Приволжскому федеральному округу продолжает расследование уголовного дела по факту гибели школьников. В СКП РФ не исключают, что в ходе расследования обстоятельств трагедии помимо директора учебного заведения и главы районного отдела образования к уголовной ответственности могут привлечь и других должностных лиц.
"В расследовании уголовного дела по факту обрушения Беляевской средней школы рано ставить точку. Следствие намерено выявить причины и условия, которые привели к такой страшной трагедии", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель ведомства Владимир Маркин. По его словам, в ходе расследования уголовного дела "будет дана правовая оценка действиям и других должностных лиц".
Сейчас на месте разрушенной школы уже работает новая, рассчитанная на 625 учебных мест, - в трехэтажном здании разместились 24 учебных класса. "Возведение объекта велось круглосуточно с соблюдением всех требований безопасности. Каждый стык металлоконструкций был тщательно проверен с помощью рентгеновского оборудования. Применены самые передовые технологии по монтажу кровли, отделке здания", - уверяло региональное правительство.
В школе современные учебные классы, лаборантские, информационно-библиотечный центр, актовый зал, спортивные площадки и многие другие помещения, необходимые для обучения на самом высоком уровне, отмечают в пресс-службе облправительства.
1 сентября 2009 года новая школа, возведенная вместо старой, приняла учеников. До этого беляевские школьники учились в школе соседнего поселка. Стоит обратить внимание, что ремонт в той школе также не был закончен. Во время занятий рабочие подводили коммуникации к столовой, монтировали технологическое оборудование, утепляли школу, ремонтировали санузлы, меняли крыльцо при входе в школу.
Впрочем, подобная ситуация как раз не редкость для России. Так, буквально через полтора месяца после беляевской трагедии прокуратура приостановила занятия в удмуртской школе, где велись опасные ремонтные работы. Причем именно родители школьников обратились в прокуратуру с заявлением о том, рабочие ремонтируют кровлю школы, используя подъемный башенный кран, в то время как учащиеся продолжают ходить на занятия, и учебный процесс никто и не думал прерывать.
"Работы велись с грубыми нарушениями строительных правил и норм, а также норм по охране труда, что создавало угрозу безопасности жизни и здоровью обучающихся и людей, находившихся на момент проведения ремонтных работ в здании школы", - утверждалось в сообщении прокуратуры Удмуртии.
В свою очередь прокуратура Саратовской области в ходе проверки выявила, что и в Саратовской области рабочие ремонтировали школу, в то время как в ней своим обычным чередом шел образовательный процесс. В здании учились дети, а рабочие тем временем разбирали покрытие кровли, устанавливали стропила, пробивали в кирпичных стенах гнезда. По данному факту по представлению прокурора Новобурасского района области за ненадлежащее исполнение своих обязанностей к дисциплинарной ответственности привлекли начальника управления образования администрации района.
А вот в Саратове в одной из школ дети учились, а строители у них под боком не просто ремонтировали здание, а… строили его.
После трагедии в беляевской школе президент РФ Дмитрий Медведев поручил в течение двух недель подготовить и доложить ему план по приведению аварийных российских школ в надлежащий вид. При этом он подчеркнул, что "даже в период финансовых сложностей на такие вопросы деньги найти не трудно".
Результаты проверок школ превзошли все ожидания – оказалось, что, несмотря на аварийное состояние, продолжала работать 671 российская школа. Занятия в этих школах никто и не думал прекращать. Кроме того, в России на тот момент в аварийном состоянии находилось еще 283 школы, подлежащие закрытию. И это при том, что, по данным Минобрнауки, с 2004 года число школ, находящихся в аварийном состоянии или имеющих аварийные сооружения, снизилось в 2,5 раза.
К началу 2009-2010 учебного года в аварийном состоянии находились 854 школы. И примерно половина из них до сих пор работает, как ни в чем небывало - только в 300 школах планировалось провести ремонт, да и то завершить его лишь к концу 2009 года.
И это при том, что на капитальный ремонт школ только из федерального бюджета каждый год выделяют огромные деньги. В прошлом году даже вышло специальное постановление о поддержке регионов в части ликвидации аварийной ситуации в школах. И летом в регионы на проведение соответствующих ремонтов ушло 2,5 млрд рублей. Да и в этом году около 1 млрд рублей будет выделено дополнительно из федерального бюджета на ремонт аварийных школ.
Впрочем, не секрет, что значительную часть этих средств регионы тратят явно не по назначению. По оценкам экспертов, доля неэффективных расходов в образовании доходит до 19%.
О неэффективном расходовании бюджетных средств на совещании в августе накануне начала учебного года говорил и премьер-министр РФ Владимир Путин. К этому же вопросу он вернулся на правительственной комиссии по вопросам регионального развития, которая состоялась в Калуге в конце октября прошлого года. "Объем таких неэффективных расходов в сфере образования и здравоохранения составил по оценкам внушительную сумму - 147 миллиардов рублей. По сути, значительная часть этих денег была проедена, деньги эти тратились на простое содержание учреждений, а не на реальные цели", - заявил премьер.
На вопрос, куда исчезают деньги из бюджета, выделенные на ремонт школ, предстоит ответить правоохранительным органам. А до тех пор, пока в регионах не найдутся соответствующие средства, школьникам, по-видимому, по-прежнему придется учиться в классах, с отваливающейся штукатуркой и обрушивающимися потолками.
Примечательно, что недавно Минобрнауки России запустило портал "Безопасность наших школ", направленный на обеспечение общественного контроля за мерами пожарной и антитеррористической безопасности, здоровьем школьников и состоянием зданий школ. Так вот, если судить по опросу, проведенному на сайте, 31% респондентов оценили состояние здания школы, в которой учится их дети, как ветхое, а 20,7% - как аварийное.
Обозреватель Анастасия Николаева