Interfax-Russia.ru – Бу Андерссона на посту главы "АвтоВАЗа" сменил гендиректор Renault в Румынии Николя Мор. Новому главе концерна рекомендовали ориентироваться на российские комплектующие.
Слухи о скорой отставке Бу Андерссона с поста президента "АвтоВАЗа" начали циркулировать спустя год после того, как он возглавил автоконцерн. В начале 2016 года к обсуждению деятельности гендиректора компании вернулись после обнародования "АвтоВАЗом" финансовых результатов деятельности, продемонстрировавших рекордные убытки на фоне падения российского авторынка.
Вместе с тем публично глава Renault-Nissan (совместное предприятие ГК "Ростех" и альянса Renault-Nissan - Alliance Rostec Auto BV - владеет 74,51% акций "АвтоВАЗа"), председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Карлос Гон выразил поддержку Андерссону, заявив в начале марта, что оценивать деятельность менеджера только по слабым финпоказателям в условиях падения рынка несправедливо.
Впрочем, к тому времени, по словам источников "Интерфакса", и Renault-Nissan, и российский акционер "АвтоВАЗа" "Ростех" уже пришли к общему мнению по вопросу о необходимости смены гендиректора.
В интервью Wall Street Journal глава ГК "Ростех" Сергей Чемезов заявил, что уже в марте совет директоров "АвтоВАЗа" освободит Андерссона от должности президента компании. "Сейчас нам нужно поменять человека. Это все", - сказал он.
По его словам, альянс Renault-Nissan согласовал смену главы предприятия. "Да, решение будет принято на заседании совета директоров", - добавил он.
О том, что новым президентом "АвтоВАЗа" вместо Андерссона будет назначен ставленник альянса Renault-Nissan, примерно тогда же "Интерфаксу" сообщил источник, близкий к акционерам тольяттинского предприятия.
Еще один собеседник "Интерфакса", знакомый с планами акционеров, утверждал, что новым главой "АвтоВАЗа" может стать француз со стороны Renault-Nissan. При этом другой источник агентства, знакомый с ситуацией, утверждал, что это может быть корпоративный вице-президент Nissan, глава бренда Datsun Венсан Кобе, ранее уже входивший в совет директоров "АвтоВАЗа".
По словам источника, близкого к акционерам, планируются изменения и в схему управления тольяттинским заводом. "Возможно, вскоре будет принято решение о реконфигурации управляющего органа. Может понадобиться создание дополнительной позиции для эффективного взаимодействия с органами госвласти, и соблюдения интересов государства - в частности, для курирования вопросов социальной политики предприятия", - пояснял собеседник "Интерфакса".
Заседание совета директоров тольяттинского автопроизводителя Alliance Rostec Auto BV (СП ГК "Ростех" и альянса Renault-Nissan) назначили на 15 марта. В этот день было объявлено, что на пост президента "АвтоВАЗа" назначен Николя Мор. Решение вступит в силу 4 апреля, когда Андерссон прекратит исполнение своих обязанностей.
В настоящее время 55-летний Мор является генеральным директором Renault в Румынии, где руководит всей коммерческой и производственной деятельностью компании. Одновременно он занимает должность президента – генерального директора акционерного общества Automobile Dacia S.A., производителя одной из самых быстрорастущих автомобильных марок в Европе и крупнейшей частной компании Румынии.
Перед тем как возглавить деятельность Renault в Румынии, Мор был вице-президентом по вопросам производственной эффективности и вице-президентом закупочной организации альянса Renault-Nissan по силовым агрегатам. Он возглавлял подразделения, отвечающие за производство, закупки, качество и послепродажное обслуживание. До того как присоединиться к команде Renault в 2000 году, Мор работал в компаниях по производству автомобильных комплектующих, таких как Faurecia и Valeo.
Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" и президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон напомнил, что за последние годы автоконцерн существенно улучшил качество продукции, а также модернизировал свой модельный ряд и производственные процессы.
"С приходом Николя Мора мы планируем и дальше следовать выбранной стратегии, невзирая на вызовы, которые перед нами стоят сейчас. И мы продолжаем отстаивать наши взгляды на будущее российского рынка и "АвтоВАЗа", как лидирующего игрока российской автомобильной промышленности, в долгосрочной перспективе", – добавил Гон.
Генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов также отметил "кардинальные изменения", произошедшие на "АвтоВАЗе". "Наши задачи сегодня – создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы. "АвтоВАЗ" в этом плане является стимулом для развития сотен других предприятий страны. Все эти задачи будут стоять перед новым руководителем. Мы рассчитываем, что он с ними справится", – отметил глава ГК.
О том, что основная задача нового главы "АвтоВАЗа" должна заключаться в ориентации на российских поставщиков комплектующих, для того чтобы снизить максимально расходы и себестоимость производства автомобилей, заявил и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
По его словам, на сегодняшний момент существует логика использования иностранных комплектующих в группе Renault-Nissan. В то же время, считает Мантуров, с экономической точки зрения самого "АвтоВАЗа", необходимо ставить акцент на российские комплектующие.
По информации газеты "Ведомости", на "АвтоВАЗе" Мор, прежде всего, продолжит оптимизировать расходы.
При Андерссоне "АвтоВАЗ" сократил численность сотрудников, увеличил отсрочку платежей поставщикам и сдерживал рост их цен, перенес выпуск ряда моделей с внешних площадок на главный конвейер в Тольятти.
"Как менеджер Мор - человек уважаемый, но потянет ли он российскую специфику - вопрос, - отмечал источник газеты, близкий к "АвтоВАЗу". - У нас в стране слишком много дополнительных факторов, которые западный бизнесмен в расчет обычно не берет: это и социальные вопросы, и пожелания правительства больше взаимодействовать с местными поставщиками".
В случае с румынской Dacia Мору на руку была близость Турции с ее развитой автокомпонентной отраслью, в России с учетом дороговизны импорта придется взращивать панель локальных поставщиков, считает собеседник "Ведомостей". А чтобы обеспечить больший объем заказа и, соответственно, получить более низкую цену, Renault-Nissan важно наладить экспорт автокомпонентов из России в другие страны - на заводы альянса и вторичный рынок.
Между тем в Госдуме полагают, что не стоит привлекать иностранцев к управлению "АвтоВАЗом". В частности против назначения иностранных специалистов на руководящие должности в РФ выступил лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
"Мы категорически против назначения иностранцев директорами наших предприятий, как и главными тренерами наших спортивных клубов, потому что кроме вреда от них ничего не будет. Мы конкуренты, и никогда они не будут развивать наши предприятия, наш спорт, наше здравоохранение, нашу экономику", - заявил Жириновский, выступая в Госдуме.
С тем, что привлечение иностранцев к управлению заводом не пошло тольяттинскому автопредприятию на пользу, соглашается и секретарь ЦК КПРФ Леонид Калашников. "820 тыс. автомобилей было произведено на Волжском автозаводе еще несколько лет назад - сегодня 416 тыс., если 120 тыс. работало на Волжском автозаводе еще несколько лет назад - сегодня 50 тыс. человек", - напомнил депутат, выступая с трибуны Госдумы.
По его мнению, необходимо разработать такой проект закона, который бы позволял чиновникам не только вмешиваться, но и непосредственно влиять на развитие машиностроительной отрасли в России. Таким образом, он призвал депутатов "помочь в хорошем смысле правительству". По словам Калашникова, российские чиновники часто ссылаются на то, что у них нет рычагов влияния на ситуацию, в частности на заводе "АвтоВАЗ".
В связи с этим он напомнил об опыте Китая, где есть правило "золотой акции", и есть закон, в соответствии с которым "золотая акция" дает право управления государственному или муниципальному образованию. Калашников считает, что такое правило можно было бы применить и в отношении российского машиностроения.
Также, считает парламентарий, необходимо увеличивать долю отечественных составляющих в автомобилях, производимых на "АвтоВАЗе". "На ВАЗе несколько лет назад уровень локализации был 90 процентов, а стал 35-40 процентов, это было отражено даже в официальных документах "АвтоВАЗа", - напомнил Калашников.
Наладить тесное взаимодействие с местными поставщиками – это, безусловно, главная задача нового президента "АвтоВАЗа", соглашается гендиректор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаил Блохин. А вот на мировом рынке у российских поставщиков небольшие шансы – разве что в кооперации с мировыми производителями комплектующих, считает он.
По мнению аналитика "Алор Брокера" Кирилла Яковенко, сейчас новое руководство должно будет проявить чудеса находчивости и смекалки, чтобы сделать Lada не просто самым дешевым народным автомобилем в России, а самым дешевым востребованным и конкурентоспособным автомобилем на мировом уровне, поскольку без роста экспорта в условиях глубочайшего кризиса продаж в РФ "АвтоВАЗу" попросту не выжить.
Причем, считает Яковенко, это возможно: "Николя Мор уже доказал это, создав из Dacia компанию, которая отправляет 90 % собственной продукции на экспорт".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook