Interfax-Russia.ru - РЖД к концу года представит финансовую модель реализации проекта ВСМ Москва-Казань.
До недавнего времени финансовая модель высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва–Казань, которая должна пройти по территории семи регионов России, предполагала разбивку ВСМ на четыре участка: Москва – Владимир, Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары, Чебоксары – Казань.
Один из четырех участков (от Москвы до Владимира) РЖД собирались построить сами, на три других монополия планировала найти концессионеров. По участкам концессионеров предполагались их вложения на 43 млрд рублей, выпуск инфраструктурных облигаций на 100 млрд рублей и привлечение коммерческого кредита на 225 млрд рублей.
А для "московско-владимирской" части ВСМ "Российские железные дороги" ожидали выделения 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния и размещения долговых бумаг в пользу Пенсионного фонда России на 139 млрд рублей. Со своей стороны РЖД были готовы выделить 31 млрд рублей собственных средств.
При этом проблема заключалась в двух элементах, связанных с невозвратным бюджетным финансированием. В 64 млрд рублей РЖД оценивали необходимый вклад в уставный капитал компании для своей части проекта и в 317 млрд рублей - субсидии на этапе строительства - в концессионной части.
Однако такие средства в федеральном бюджете заложены не были. "Мы столкнулись с тем, что до 2017 года государство не могло позволить себе больших субсидий", - заявлял в этой связи заместитель генерального директора специализированной "дочки" монополии - ОАО "Скоростные магистрали" - Федор Лычагин.
Кроме того, не было принято и решение о выделении средств из Фонда национального благосостояния. В итоге представленную финансовую модель проекта правительство РФ так и не утвердило.
К августу РЖД сформировали новую финансовую модель проекта, в которой попытались решить проблему с недостатком бюджетного финансирования. Ассигнования в ней заменены квазигосударственными инструментами, например, участием Российского фонда прямых инвестиций, а также китайскими деньгами в виде акционерного капитала и кредитов.
В подготовленной к августу финансовой модели общей стоимостью 1 трлн 18 млрд рублей (плюс 20 млрд 900 млн рублей на проектирование) проект так же был разбит на четыре участка, но уже по два на каждом этапе - стоимостью 576 млрд 300 млн рублей и 441 млрд 900 млн рублей.
Неизменной осталась статья необходимых поступлений из Фонда национального благосостояния - 150 млрд рублей по ставке "инфляция + 1%" на 20 лет. Вместе с тем выделения из Пенсионного фонда (139 млрд рублей) заменили на средства негосударственных пенсионных фондов в размере 90 млрд рублей и дополнительный объем инфраструктурных облигаций - 50 млрд рублей к сохранившимся 100 млрд рублей.
Объем вложений РЖД, с учетом 20 млрд 900 млн рублей на проектирование ВСМ, остался на уровне примерно 31 млрд рублей. Правда, из 6 млрд рублей, предусмотренных на 2015 год, 5 млрд рублей компания рассчитывает получить из федерального бюджета, а вопрос субсидий на 2016 год обсудить в рамках бюджетного процесса этой осенью. Таким образом, собственные средства РЖД на строительство ВСМ в сумме составят 26 млрд рублей.
Остальную потребность в финансировании монополия планирует заместить за счет китайских средств. Потребность в коммерческом кредитовании при этом сократится с 225 млрд рублей до 114,2 млрд рублей. Речь идет о сумме в 552 млрд рублей, из которых 500 млрд рублей ждут в виде кредитов Китайского банка развития (China Development Bank, CDB) и 52 млрд рублей - от инвестиционного фонда "Шелковый путь" (Silk Road Fund, SRF).
О вовлечении в проект этих средств российская сторона договорилась в мае, подписав соответствующий меморандум на уровне министерств транспорта и железнодорожных администраций двух стран.
Документ предполагает, что по 52 млрд рублей пойдут в качестве взноса в уставный капитал spv-компании (т.е. компании специального назначения), которая займется реализацией проекта. С китайской стороны средства на первую "фазу" поступят от SRF, с российской же стороны участником должен выступить некий квазигосударственный инвестиционный фонд, например, Российский фонд прямых инвестиций, который внесет соразмерную сумму на обе "фазы". 5 млрд рублей предполагают выделить сами РЖД.
Финансирование планируется осуществлять через закрытый паевой инвестиционный фонд развития ВСМ - он должен структурировать инвестиции и выпускать инфраструктурные облигации, при этом управляющей компанией предлагается сделать саму монополию.
Кроме того, как ожидается, CDB выделит кредиты в сумме 250 млрд рублей и 150 млрд рублей на первую и вторую "фазы", соответственно. Источник "Интерфакса" отмечал, что прямые инвестиции Китая в ВСМ могут составить 104 млрд рублей, тогда как экс-президент РЖД Владимир Якунин говорил, что КНР готова обеспечить 250 млрд рублей в виде кредитов на 20 лет от китайских банков.
В итоге в новой финансовой модели сумма необходимых бюджетных средств оценивается примерно в 16%, квазигосударственные источники - 32%, частное финансирование превысит половину всей стоимости (52%).
"На этапе строительства от бюджета не потребуется никаких денег, лишь госгарантии для частных инвесторов. А всю господдержку мы перенесли на этап эксплуатации после 2018 года", - говорил при этом заместитель гендиректора ОАО "Скоростные магистрали" Лычагин.
Кроме того, предполагается снизить расходы за счет нулевой ставки НДС на аренду, перевозки и использование инфраструктуры ВСМ, запуска подготовительных работ без разрешения на строительство, а также оперативного решения вопросов об изъятии земель.
Вариант финансовой модели реализации проекта в рамках российско-китайского межправительственного соглашения РЖД должны представить к декабрю. "Мы сейчас обсуждаем, каким образом было бы правильным подойти к сложению финансовых возможностей с нашими китайскими партерами", - рассказал руководитель ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров президенту РФ Владимиру Путину.
Со своей стороны глава государства призвал Белозерова обратить внимание на валютные риски в проекте по строительству высокоскоростной магистрали, имея в виду, что значительная часть оборудования закупается за границей.
Глава РЖД признал это замечание справедливым. "Как раз сейчас мы над этим очень активно работаем. Планируем в следующем году завершить проектные работы и доложить вам о возможности поведения либо концессионного конкурса, либо у нас есть отдельная особенность, которую мы тоже хотели бы до декабря проработать", - сказал Белозеров, не уточнив подробностей.
Кстати, в недавнем интервью президент России в очередной раз подчеркнул, что развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения является одним из наиболее перспективных направлений российско-китайского сотрудничества. Он обратил внимание, что параметры совместного финансирования высокоскоростной магистрали Москва-Казань, в строительство которой планируется инвестировать совместно с китайскими партнерами более 1 трлн рублей, согласованы.
"Рассчитываем, что новая магистраль заработает уже к 2020 году и станет модельным проектом для российско-китайского взаимодействия в области транспорта и инфраструктуры", - отметил Путин.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook