Поволжье / Точка зрения 22 августа 2023 г. 15:11

Скоростная флотилия 

Interfax-Russia.ru — Флотилию скоростных судов для транспортного сообщения на Волге предложили создать на принципах субсидирования. Ее содержание оценили в 2,8 млрд рублей в год.

Скоростная флотилия 
© РИА Новости. Евгений Одиноков

Предложение о создании флотилии из судов на подводных крыльях (СПК), которая сможет связать транспортным сообщением волжские регионы от Рыбинска до Астрахани, накануне на заседании совета Госдумы РФ в Чкаловске (Нижегородская область) озвучил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Представляя расчет модели создания такой флотилии из 76 СПК (51 "Валдая" и 25 "Метеоров") он обратил внимание на то, что такой флот сможет ежегодно обеспечивать перевозку более 1 млн 500 тыс. пассажиров.

При этом Никитин отметил, что для запуска сети необходима поддержка части операционных расходов по аналогии с тем, как субсидируются межрегиональные авиаперелеты.

"Модель очень схожая", — добавил нижегородский губернатор.

Кроме того, он считает, что для реализации такого проекта необходима и поддержка субъектов в части субсидирования лизинговых платежей.

"Мы считали: на эту флотилию из 76 судов 50% операционных расходов — это 1 млрд 400 млн рублей в год на всю флотилию, и 50% капитальных затрат (лизинговых платежей) с учетом ставки ГТЛК ("Государственной транспортной лизинговой компании") и льготной модели (лизинга — ИФ) — это еще 1 млрд 400 млн рублей. Всего 2 млрд 800 млн рублей в год на всю эту флотилию", — сказал Никитин, указав, что расчеты произведены на основе фактических данных по эксплуатации СПК, которые находятся на полном обеспечении Нижегородской области.

Вместе с тем губернатор уточнил, что указанная сумма не включает в себя причальную инфраструктуру, которую регионы должны развивать самостоятельно.

"Создание полномасштабной сети без соответствующей поддержки, мы считаем, невозможно для региональных бюджетов — потенциальных участников. Эффективность управления флотилией возрастает с ростом количества судов. В этой связи целесообразно поддержка консолидированных операторов, таких как, например, наше ООО "Водолет", — отметил Никитин.

Оператор СПК "Водолет" был учрежден Корпорацией развития Нижегородской области. Флот СПК в Нижнем Новгороде представлен судами "Валдай" производства АО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им.Р.Е.Алексеева". В текущем году, по оценке губернатора, нижегородские СПК перевезут 80 тыс. пассажиров, в следующем планируется перевезти — 150 тыс. пассажиров, с учетом того, что в этом году ЦКБ Алексеева построит для региона еще три СПК "Метеор".

Судно на подводных крыльях "Метеор 120 Р" предназначено для скоростной перевозки до 120 пассажиров, автономность плавания судна составляет 8 часов, дальность хода — 600 км. Судно может эксплуатироваться на полноводных реках всей территории России от Центральной части до Дальнего Востока. Два судна этого проекта вторую навигацию работают в Ханты-Мансийском автономном округе.

В свою очередь судно "Валдай 45Р2" рассчитано на 45 пассажиров. Запас хода — в пределах 550 км. Оно также предназначено для эксплуатации по протяженным маршрутам на полноводных реках всей территории России — от Центральной части до Дальнего Востока.

Всего "ЦКБ Алексеева" планирует до конца текущего года сдать семь пассажирских судов: шесть судов на подводных крыльях, четыре судна "Метеор", два судна "Валдай" и одно судно на воздушной подушке. В том числе, как уточнил накануне гендиректор ЦКБ Сергей Итальянцев журналистам, три "Метеора" строятся для Нижнего Новгорода, все они будут сданы заказчику до конца года и начнут работу в следующую навигацию.

Еще два судна "Валдай", по его словам, строятся для Ростовской области, они приобретаются заказчиком за счет регионального бюджета вне программы льготного лизинга.

"На следующий год мы можем сдать и больше. Проблема — в непрерывном финансировании программы льготного лизинга. (...) Сейчас стапель пустой, а мы могли бы делать уже следующий корпус. Нужно не останавливать процесс строительства этих судов", — посетовал Итальянцев.

По его оценке, программа льготного лизинга, рассчитанная до 2035 года, предполагает строительство до 50 судов типа "Метеор" и до 46 судов проекта "Валдай".

В свою очередь председатель совета директоров, генеральный конструктор ЦКБ Георгий Анцев сообщил журналистам, что ЦКБ и Санкт-Петербург заключили соглашение об обновлении флота "Метеоров", работающих в северной столице.

"Есть поручение президента РФ о том, что необходимо Питеру обновление — пять новых "Метеоров". (...) Это одно из очень серьезных направлений", — сказал Анцев.

Он также добавил, что ЦКБ ведет переговоры с различными заказчиками судов.

"Важно чтобы программа (строительства — ИФ) "Метеоров" шла, нужно иметь заказы постоянно. Надо, конечно, работать и над себестоимостью "Метеоров", а работать можно тогда, когда есть постоянный заказ. Верфи должны быть загружены. Это очень важно. Мы активно работаем и с Минпромторгом, и с ГТЛК, и с регионами, чтобы заказы приходили вовремя. Жить по принципу "то густо, то пусто" — это неправильно", — заключил главный конструктор.

В ходе презентации судоверфи председателю Госдумы РФ Вячеславу Володину Анцев заявил, что ЦКБ Алексеева" при наличии постоянного заказа может выпускать 5-6 судов проекта "Метеор" и 10 судов проекта "Валдай" в год.

По его мнению, для активного запуска программы строительства "Метеоров" нужно реализовать программу лизинга по аналогии с программой ГТЛК по строительству судов "Валдай".

"Отличная система. По "Валдаям" они (ГТЛК — ИФ) запустили (программу лизинга — ИФ) вперед, не имея даже заказчиков с точки зрения регионов. Так же и "Метеоры" надо запускать. Нужно опережающее (финансирование — ИФ) на 2-3 "Метеора", — считает генконструктор ЦКБ.

По его информации, стоимость "Метеора" сейчас составляет 500 млн рублей, стоимость "Валдая" — 170 млн рублей. При этом, пояснил Анцев, без программы льготного лизинга регионы готовы закупать "Метеоры" по цене не выше 350 млн рублей.

"Но мы не можем дешевле, мы не вписываемся в цену. У нас рентабельность на уровне 3-5% объективно. Судостроение — очень низкомаржинальная отрасль. Но ситуация в чем: нужны некие субсидии, либо на начальной стадии, когда приобретается "Метеор", либо нормальное субсидирование пассажироперевозок на регулярной основе ежегодное. Тогда эта схема начнет работать", — сказал Анцев.

Со своей стороны заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай согласился с тем, что при строительстве скоростных судов могут быть использованы уже существующие финансовые механизмы государственной поддержки, в частности, льготный лизинг.

Вместе с тем, отметил он, вопрос финансовой модели эксплуатации скоростного флота требует дополнительной проработки во взаимодействии с Минэкономразвития, Минфином России, заинтересованными субъектами РФ и законодателями.

"При этом определяющая роль должна принадлежать региональным властям — основным генераторам и потребителям обсуждаемого ресурса", — отметил замминистра.

По его словам, при формировании обновленной транспортной стратегии Минтранса РФ совместно с регионами планируется определить перспективную маршрутную сеть для скоростных речных пассажирских перевозок, необходимую причальную инфраструктуру и этапность строительства флота.

Пошивай оценил востребованность в скоростных пассажирских речных судах в РФ в 100 единиц, и, подчеркнул он, российская судостроительная промышленность обладает необходимыми компетенциями и мощностями для их строительства.

Обозреватель Анастасия Николаева

Теги