Interfax-Russia.ru – Россия и Китай подписали меморандум о сотрудничестве при строительстве ВСМ Москва-Казань.
Минтранс России, госкомитет Китая по развитию и реформе, РЖД и China Railway (китайская государственная компания, оператор национальной сети железных дорог) подписали меморандум о сотрудничестве по возведению высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань.
По замыслу, протяженность пилотной линии ВСМ Москва – Казань составит 770 км, она пройдет по территории 7 субъектов России, общая численность населения которых превышает 25 млн человек. Проект предусматривает 15 остановок, в том числе в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Казани.
Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, при этом от Нижнего Новгорода до Чебоксар время движения составит 1 час, а до Казани - 1,5 часа. Ежегодный пассажиропоток в первые годы эксплуатации линии оценивается в 10,5 млн человек.
Для разработки проекта ВСМ РЖД уже определила исполнителя – консорциум проектных компаний: ОАО "Мосгипротранс", ОАО "Нижегородметропроект" и CREEC (China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.).
Мосгипротранс проектировал крупнейшие инфраструктурные проекты, реализованные на территории России: БАМ, АЯМ, многие железнодорожные линии, мосты, вокзалы и другие объекты. Среди работ института также проектирование участка Москва – Крюково (четвертый главный путь Октябрьской железной дороги), разработка норм высокоскоростного (более 250 км/ч) движения пассажирских поездов в России, генеральная схема развития Московского железнодорожного узла, проекты реконструкции и строительства крупнейших в стране железнодорожных узлов.
Компания CREEC, ранее являвшаяся государственным проектным институтом, - одно из крупнейших инженерных предприятий Китая - осуществляет деятельность в области железных и автомобильных дорог, городских железнодорожных перевозок, коммунального хозяйства, многоэтажного строительства, портовых операций, геотехнических исследований, изысканий, научных исследований, управления проектами, технологического надзора, инвестиций и финансирования, строительства, подготовки к промышленному производству и международного предпринимательства. CREEC спроектировала свыше 4,7 тыс. железнодорожных путей для движения со скоростью до 200 км/ч, 2,5 тыс. км железнодорожных путей для движения со скоростью до 250 км/ч и 1 тыс. км железнодорожных путей для движения со скоростью до 350 км/ч.
Нижегородметропроект участвовал в разработке проектов метрополитена в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и ряда других современных инфраструктурных объектов - например, совмещенного (автомобильного и железнодорожного) мостового перехода через Оку.
Консорциум из этих компаний стал единственным участником открытого конкурса, объявленного РЖД, и проведет инженерные изыскания, разработает проект планировки, проект межевания территорий и проектную документацию для строительства участка ВСМ Москва – Казань. Срок выполнения работ – 2015-2016 годы, сумма контракта - 20 млрд рублей.
По мнению заказчика, такой российско-китайский консорциум является наиболее перспективным профессиональным сообществом, интегрирующим многолетний опыт и успешные практики реализации проектов высокоскоростного и скоростного движения и крупных российских инфраструктурных проектов.
Проект ВСМ будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства в форме концессии. Для этого будет создана совместная spv-компания (т.е. компания специального назначения), распределение долей в ней пока не оговорено, но ключевые вопросы должны решаться акционерами единогласно - в марте представители РЖД говорили, что обсуждали предложение от China Railway о создании spv на паритетной основе.
Все договоренности сторон как раз и зафиксированы в меморандуме, подписанном министерством транспорта РФ, государственным комитетом Китая по развитию и реформе, РЖД и China Railway в присутствии президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.
Как рассказал еще до подписания "Коммерсанту" источник, знакомый с подготовкой документа, меморандум содержит пока лишь базовые параметры сотрудничества - ключевые суммы инвестиций и основные обязательства сторон, при этом конкретные детали придется согласовать и включить в концессионное соглашение до конца года.
По словам собеседника издания, в рамках меморандума российская сторона согласилась на использование в ВСМ китайских технологий и оборудования. Вместе с тем стороны оговорили возможность локализации технологий и производства оборудования, правда, подробных параметров пока не прописано. Но особо оговорено, что, если каких-то комплектующих или оборудования в России нет, будет использоваться только китайская продукция.
По средствам, которые китайская сторона обязуется инвестировать в проект, тоже окончательного решения нет. 52 млрд рублей будут внесены китайцами в уставный капитал spv, также на проект предоставят китайские кредиты на 250 млрд рублей в долларах или юанях, говорит источник газеты.
Помимо этого, по его словам, вице-премьеру Аркадию Дворковичу удалось убедить китайских партнеров выделить еще 52 млрд рублей, но этот вопрос зависит от госгарантий РФ. Кроме того, могут быть выделены и дополнительные кредиты, добавляет собеседник издания.
По его словам, меморандум предполагает и предоставление Россией госгарантий для spv "в форме платы, зафиксированной в концессионном соглашении". Но добавляет он, здесь могут возникнуть сложности, поскольку по российскому законодательству срок выдачи госгарантий ограничен трехлетним бюджетом, а китайцам нужны более длительные сроки.
Вместе с тем на брифинге по итогам подписания меморандума Путин отметил, что "китайская сторона согласилась инвестировать порядка 300 млрд рублей" в ВСМ Москва-Казань.
В свою очередь в сообщении, опубликованном на сайте правительства РФ, линия названа "приоритетным проектом евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook