Скандальный фестиваль

Interfax-Russia.ru – Прокуратура проверяет бюджет фестиваля "Белые ночи в Перми – 2013", а чиновники из соображений цензуры закрывают выставки.

Фестиваль "Белые ночи в Перми" проводится с 2011 года. Ежегодно фестивальный период определяет администрация города: в 2011 году праздник продлился 26 дней - с 1 по 26 июня; в 2012 году 24 дня - с 1 по 24 июня, в 2013 году фестиваль проходит с 1 по 23 июня.

Фестиваль включает комплекс различных народных гуляний, концертов, выставок и т.д. В 2013 году в программе "Белых ночей" десять основных мероприятий. В их числе, международные фестивали "Русское зарубежье", "Вива, Мексика!", "Живая Пермь", "Владимир Спиваков приглашает", а также выступления уличных театров, духовых оркестров, певцов, музыкантов, книжная ярмарка, мероприятия межрегионального проекта "Культурный альянс".

Формат фестиваля неоднократно подвергали критике. Не обошлось без скандалов и в этом году – на минувшей неделе проблемы возникли у четырех проектов фестиваля. Сначала с цензурными ограничениями столкнулась выставка красноярского художника Василия Слонова "Welcome! Sochi 2014". В частности, на картинках в сатирической форме изображены олимпийские кольца из ключей проволоки; символ Олимпиады белый мишка, топчущий фигуристов; граната в виде матрешки; чугунные коньки; самовар на лыжах.

Скандал разразился после эстафеты Универсиады, которая завершилась в фестивальном городке. Депутат Госдумы от Пермского края Григорий Куранов в местной газете назвал выставку "пренебрежительным, уничижительным отношением к успеху нашей страны, великой державы".

"Я признаю право творческих людей на самовыражение, но не за счет бюджета. "Белые ночи" - один из самых дорогих и неоднозначных краевых фестивалей. В момент сокращения социальных расходов краевой казны на него тратятся колоссальные средства, десятки миллионов рублей", - возмутился депутат, отметив необходимость "выяснить, кто за это отвечал, и кто ответит за происходящее".

В свою очередь сенатор Андрей Климов на своем сайте возмутился тем, "что фактические подражатели дела извечных врагов России официально были презентованы со своими творениями в центре большого фестиваля в родной мне Перми (куда ни разу не ступала нога иностранных завоевателей), да еще практически за казенные средства!"

Региональные чиновники выставку закрыли. "Мы с Гельманом и Надеждой Кочуровой (вице-премьер краевого правительства) пришли, посмотрели на все это и приняли решение закрыть. Все было тихо, спокойно, без лишнего шума. Лично я не понимаю такое искусство и считаю его пошлым. Может, кому-то оно и нравится, но не мне - это точно", - рассказал "Комсомольской правде" председатель оргкомитета "Белых ночей" и председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов.

Со своей стороны губернатор Пермского края Виктор Басаргин в своем блоге сравнил выставку с "большой ложкой дегтя в тот праздник, каким задумывались "Белые ночи" для пермяков и гостей города", хотя и отметил, что не считает "это событие достойным того внимания, которое ему сейчас выпало".

"Мало кто знает, что выставка "Welcome! Sochi 2014!" проходила не только в Москве, Краснодаре, Новосибирске, она год назад уже побывала в Перми, но ее тогда, также как и в других городах, никто не заметил, кроме тех, кому такое искусство интересно. Она прошла бы незамеченной и сейчас, если бы не неуместность ее месторасположения и летний дефицит новостей, превративший не стоящую внимания выставку в новостной повод, наделавший много шума из ничего", - отметил глава региона.

После закрытия выставки Слонова в это в помещение перенесли работы израильского коллектива "Новый Барбизон" - далекие от политики пейзажи и натюрморты. Однако на одной из стен художники повесили текст о цензуре в отношении предыдущей выставки. "На следующий день израильскую выставку закрыли в прямом смысле - на дверь повесили амбарный замок и приставили охрану", - рассказали "Коммерсанту" организаторы.

Затем также на амбарный замок 6 июня закрыли выставку Сергея Каменного "Российское барокко". Автор перерисовал фотографии московских уличных протестов, добавив к ним барочные мотивы с помощью видеопроектора.

"Стиль барокко был призван прославлять могущество власти, знати и церкви. В данном проекте акценты смещены в сторону жертв полицейского произвола", - отмечал художник. На этой выставке также побывали краевые чиновники, после чего ее закрыли.

Проблемы появились и у проекта "Оккупай Пермь". Организаторы собирались устроить небольшой лагерь с мастер-классами, публичными лекциями и дискуссиями об искусстве. Оформлять его пригласили новосибирского художника Артема Лоскутова, автора знаменитых "Монстраций" (первомайское шествие с абсурдными лозунгами). Однако властям региона не понравились "политизированное" название и оппозиционно настроенный художник. "Позвонили из Перми, губернатор запретил мой проект на "Белых ночах" (лозунги Монстраций), и, кажется, вообще приезд в город", - написал Лоскутов в своем микроблоге.

Помимо закрытия четырех проектов "Белых ночей" стало известно, что прокуратура Пермского края проверяет бюджет фестиваля. Поводом для проверки послужили обращение депутата пермского парламента Вадима Чебыкина и публикация в газете "Известия".

По данным издания, на масштабный фестиваль "Белые ночи", посвященный 290-летию Перми, организаторы, среди которых значатся городские и краевые власти, и они же выступили главными спонсорами, потратили 250 млн рублей, а зарплата Гельмана составляет 350 тыс. рублей. Так, казне города масштабное празднование юбилея обойдется в 78 млн рублей, 111 млн рублей выделили из областного бюджета, а еще 60 млн предоставила компания "ЛУКОЙЛ-Пермь".

Указанные в смете, имеющейся в распоряжении "Известий", цифры сейчас изучают в правительстве, где итоговая сумма, по утверждению собеседника издания в Белом доме, вызвала недоумение.

В свою очередь, как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" сотрудник пресс-службы прокуратуры Пермского края, депутат пермского парламента просит надзорное ведомство проверить обоснованность выплат организаторам фестиваля "Белые ночи" Марату Гельману и Владимиру Гурфинкель.

В ответ Пермский музей современного искусства опубликовал открытое заявление. В музее связывают ажиотаж вокруг прокурорской проверки с кампанией против губернатора Пермского края. При этом цифры газеты "Известия" по окладу и гонорарам Гельмана опровергаются, а "попытки сравнивать его оклад со "средним по отрасли" называются "чистым популизмом и демагогией".

А после завершения проверки, которая, кстати, уже не первая в текущем году, директор музея Гельман намерен поставить перед руководством края вопрос о дальнейшей работе, "так как наметившиеся тенденции к цензуре не только противоречат закону, но и создают нездоровую атмосферу".

"У нас цензура запрещена, кроме того, что она абсолютно непродуктивна, все говорят, что явная цензура – это скрытая рекомендация смотреть. Это действительно выставка, все эти люди добились прямо противоположного. Мне звонят со всей страны, все теперь перепостили эти картинки, все это видели. Сегодня нет человека, который бы не видел этих карикатур, если не видел, то увидит. Я хочу сказать, что сам факт запрета – это очень плохо", - заявил Гельман в эфире радиостанции "Эхо Москвы – Пермь".

Что касается закрытых выставок, то, как написал галерист в своем блоге, все они продолжат свою работу на других площадках. В частности, открытие выставки группы "Новый Барбизон" состоится 11 июня в пространстве независимого культурного центра "Речник" (Монастырская, 2, правое крыло речного вокзала), там же с 11 июня откроется персональная выставка Василия Слонова "Welcome! Sochi 2014!".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"