Interfax-Russia.ru – Истребитель-перехватчик МиГ-31 разбился в Пермском крае, погибли два летчика.
По неустановленным пока причинам утром 6 сентября в Пермском крае разбился истребитель-перехватчик МиГ-31. Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе главного военного следственного управления СКР, следователи осматривают место падения самолета.
"Предварительно установлено, что 6 августа около 9 часов утра по местному времени с аэродрома "Большое Савино" под Пермью для выполнения учебно-тренировочного полета взлетел двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 войсковой части 69806-2. Через несколько минут самолет пропал с экрана радаров. Крушение произошло недалеко от села Болгары Пермского края", - сообщает главное военное следственное управление Следственного комитета России.
По словам начальника управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Игоря Конашенкова, самолет упал в овраг в 11 км от Перми. На месте авиакатастрофы оперативные группы спасателей обнаружили тела экипажа самолета – полковника Сергея Столпянского и майора Андрея Горбачева. Самолет вылетел с аэродрома без боекомплекта, погибших среди местных жителей нет.
Бывший командир авиабазы "Сокол" Валерий Григорьев в интервью газете "Коммерсант" назвал руководителя эскадрильи подполковника Сергея Столпянского "настоящим асом".
"Он пришел в полк при мне. Всю летную карьеру он провел на МиГ-31, сильный летчик, хороший командир. Никакого негатива сказать не могу", - сказал Валерий Григорьев.
Штурман Андрей Горбачев, по словам собеседника газеты, пришел в "Сокол" уже после его увольнения, но о нем бывший руководитель полка слышал только хорошее.
Скорее всего, пилоты не катапультировались, так как хотели убедиться, что самолет не упадет на людей, а когда они увидели землю, то времени покинуть машину уже не было.
По факту крушения МиГ-31 Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). До выяснения причин катастрофы полеты истребителей-перехватчиков МиГ-31 приостановлены, сообщил "Интерфаксу-АВН" официальный представитель ВВС полковник Владимир Дрик. Военная прокуратура Центрального военного округа также начала проверку обеспечения безопасности полетов.
Основная версия причины авиакатастрофы еще не названа. Как сообщил "Интерфаксу" сотрудник пресс-службы главного военного следственного управления СК РФ, сейчас военные следователи детально изучают место крушения и документацию по организации полетов.
"Радиус участка местности, где произошло крушение, достаточно большой, соответственно для подробного его осмотра потребуется определенное время", - сказал собеседник агентства.
После падения МиГ-31 местные СМИ сообщили о том, что самолет мог взорваться в воздухе.
"Источник в аэропорту Большое Савино сообщил, что, скорее всего, произошел взрыв самолета в воздухе, и у экипажа не было шансов на спасение", - пишет, например, DayPerm.ru.
Однако эту информацию опроверг источник, близкий к комиссии, расследующей причины происшествия. Он рассказал "Интерфаксу-АВН", что авиакатастрофа произошла из-за отказа техники.
"Сразу после взлета самолет начал набирать высоту и вскоре скрылся в облаках, нижний край которых был на высоте примерно 300 метров. Меньше чем через минуту самолет вывалился из облаков, за ним тянулся шлейф черного дыма. Это наблюдал один из летчиков, выполнявший полет в составе звена", - сказал собеседник агентства.
По его словам, сразу после взлета мог произойти помпаж двигателей самолета. Причиной катастрофы также могли стать плохие метеоусловия.
Согласно другой версии, пилот мог допустить ошибку в условиях плохой видимости. Но летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев считает преждевременными вывод о том, что причиной гибели МиГ-31 стал человеческий фактор.
"Пока сложно дать оценку. Что-то случилось в воздухе, что именно - определит комиссия", - сказал Толбоев "Интерфаксу".
По данным газеты "Коммерсант", на месте падения очевидцы видели купол парашюта. Это мог быть тормозной парашют самолета, который раскрылся по неизвестным причинам.
Заметим, что за последние десять лет произошло несколько катастроф с участием самолетов МиГ разных модификаций.
Так, 5 апреля 2000 года на авиабазе Котлас (Астраханская область) у самолета МиГ-31 разрушилась правая стойка шасси. При посадке истребитель сошел со взлетно-посадочной полосы, перевернулся и загорелся. Один из летчиков погиб.
26 июля 2006 года в районе аэродрома "Большое Савино" в Пермской области из-за попадания птицы в двигатель самолета упал МиГ-29. Летчики успели катапультироваться.
16 февраля 2007 года в Карагандинской области из-за неисправности оборудования разбился МиГ-31. Погибли оба пилота. Спустя несколько дней, 20 февраля, катастрофа произошла с МиГ-29УБ на аэродроме "Жетыген" в Алматинской области. Пилоты катапультировались.
17 октября 2008 года в 60 км от аэродрома "Домна" (Читинская область) при плановом полете из-за технических неполадок упал истребитель МиГ-29. Погибших нет.
5 декабря 2008 года в пяти километрах от аэродрома "Домна" в Читинском районе Забайкальского края упал МиГ-29. Летчик погиб. Причиной катастрофы стало разрушение киля самолета в воздухе из-за коррозии. Тогда комиссия ВВС России обнаружила коррозию хвостового оперения у 80% истребителей МиГ-29, стоящих на вооружении.
19 ноября 2010 года истребитель-перехватчик МиГ-31 потерпел крушение в 60 км северо-восточнее аэродрома "Большое Савино" (Пермь). Летчики катапультировались.
24 июня 2011 года в Астраханской области при выполнении испытательного полета по неустановленным причинам МиГ-29 потерял управление и столкнулся с землей. Оба его пилота погибли.
О причинах катастрофы говорить еще рано – "черные ящики" на месте катастрофы до сих пор не найдены. По словам источника в комиссии по расследованию этого летного происшествия, их поиск затрудняет большое расстояние, на котором разбросаны обломки самолета. Судно столкнулось с землей на скорости около 700 км в час, после чего загорелось – из-за этого "черные ящики" могут быть серьезно повреждены.
По словам летчика-испытателя Магомеда Толбоева, МиГ-31 надежный самолет.
"В моей практике от создания до сдачи в эксплуатацию МиГ-31 не было ни одной потери машины, даже на испытаниях", - сообщил "Интерфаксу" Толбоев. По его словам, одна из основных причин участившихся авиакатастроф – устаревший авиапарк.
"Проблема в том, что самолетный парк ВВС больше стоял на земле, чем работал. Техническое состояние парка оставляет желать лучшего. Уровень - удовлетворительный, а должен быть не ниже хорошего", - сообщил "Интерфаксу" Толбоев.
О необходимости "омоложения" российского авиапарка стали говорить задолго до этой трагедии. Узнав номер разбившегося борта, пользователь Orbicraft написал в своем блоге, что со времен последнего полета этот самолет простоял в капремонте семь лет.
В свою очередь специалисты утверждают, что увеличение количества авиакатастроф напрямую не связано с возрастом лайнеров – существует еще масса причин, из-за которых сводки новостей все чаще начинаются с информации о гибели летчиков.
Обозреватель Татьяна Кочеткова