Interfax-Russia.ru – Расследование авиакатастрофы Boeing 737 в Казани, унесшей жизни 50 человек, передали в Москву. Данные "черного ящика" уже свидетельствуют о неполадках на борту самолета.
По указанию главы СКР Александра Бастрыкина уголовное дело о крушении пассажирского лайнера Boeing 737 в аэропорту Казани передали для дальнейшего расследования в Главное следственное управление СК России.
В качестве основных версий следствие по-прежнему рассматривает техническую неисправность, ошибку пилотирования и плохую погоду.
Найденные на месте происшествия авиаконтейнеры бортовых средств объективного контроля параметрической и речевой информации доставили в Международный авиационный комитет (МАК). Вскрывать контейнеры, считывать зафиксированную на бортовых носителях информацию и расшифровать ее будут в научно-техническом центре комитета.
При этом была утеряна кассета с записями переговоров экипажа разбившегося самолета - предположительно, она выпала из самописца во время удара о землю. На летном поле ее найти не удалось. "На летном поле кассеты нет, его прочесали вдоль и поперек. Скорее всего, ее эвакуировали с летного поля совместно с остальными фрагментами самолета", - сообщил "Интерфаксу" источник, близкий к расследованию.
Вместе с тем, несмотря на значительное повреждение "черных ящиков", уже первые данные, полученные при расшифровке параметрического самописца, свидетельствуют, что на борту разбившегося в Казани авиалайнера перед заходом на второй круг возникли технические неполадки.
Впрочем, в авиакомпании "Татарстан", которой принадлежит разбившийся лайнер, заявляют, что претензий к Boeing-737 перед вылетом из Москвы не было. По словам гендиректора авиакомпании Аксана Гиниятуллина, последний раз самолет проходил регламентные работы 15 ноября в Казани в ОАО "Тулпар Техникс". По его словам, Boeing допустили к эксплуатации, а значит он соответствовал всем техническим требованиям.
"Если бы самолет не соответствовал правилам безопасности полета, он не вышел бы в рейс", - заявил гендиректор журналистам.
Он также сообщил, что изначально в рейс "Москва-Казань" планировалось отправить другой самолет, но его заменили на лайнер большей вместимости из-за того, что начались более активные продажи билетов. "Было больше человек и возможность, что будет еще больше, так как шли продажи", - сказал Гинияттулин.
Кроме того, он отметил достаточный опыт экипажа, однако признал, что экипаж разбившегося в Казани лайнера ранее в реальных полетах не выполнял маневр по заходу на второй круг. По его словам, командир имел более 2,5 тыс. часов налета на этом типе судне в качестве командира, в том числе более 1 тыс. часов ночью, а второй пилот имел налет 1,9 тыс. часов на этом типе самолета.
Между тем эксперты заявляют о недостаточности этих часов налета для управления Boeing-737. Дело в том, что оба пилота оказались за штурвалом самолета после курсов переподготовки: капитан воздушного судна Рустем Салихов стал летчиком только три года назад, а до этого был штурманом; второй пилот Виктор Гуцул работал бортинженером и только в 2011 году научился управлять самолетом.
"Подготовка у штурманов и летчиков принципиально разная: пилотов еще в училище учат сажать машину со всеми возможными отказами: на одном двигателе, при неработающих приборах - только по дублирующим, при минимальных погодных условиях и т.д. - и все это отрабатывалось раньше с инструктором, и за этим очень строго следили. Доводили все до автоматизма, но для этого должна быть серьезная подготовка и практика. По прежним меркам пилоты "Татарстана" доросли до своих должностей слишком быстро", - пояснил газете "Известия" известный летчик Владимир Золотов.
Дело в том, что ранее перевозить людей могли только пилоты класса А с общим налетом не меньше 4 тыс. часов, а три года назад "классность" отменили, и требования к пилотам заметно снизились.
Впрочем, по мнению Гиниятуллина, весь летный состав авиакомпании прошел необходимую подготовку. "Все допущены. Об этом вчера было сделано заключение специалистов Росавиации", - заявил гендиректор "Татарстана", подчеркнув, что летчики авиакомпании действуют в рамках технических норм для всех авиакомпаний России.
Он также напомнил, что авиакомпания в последние годы занимается обновлением парка самолетов. В настоящее время у авиакомпании четыре самолета Airbus. Средний их возраст составляет 7-8 лет. Эксплуатацию единственного оставшегося в компании Boeing было решено приостановить.
Вместе с тем Гинияттулин признал, что существуют долги авиакомпании перед поставщиками, в том числе авиатоплива, но не стал раскрывать сумму, а состояние авиакомпании в целом охарактеризовал как стабильное.
В свою очередь источник "Интерфакса" на рынке технического обслуживания и ремонта воздушных судов сообщил, что авиакомпания "Татарстан" имела задолженности и перед поставщиками запчастей, а также за техобслуживание самолетов. "Компания уже почти год не платит подрядчикам за поставленные запчасти, оборудование, а также техническое обслуживание перед техническими провайдерами", - сказал он.
Сейчас Росавиация и Ространснадзор проводят проверку авиакомпании "Татарстан". Как сообщил журналистам министр транспорта России Максим Соколов, до 17 ноября серьезных вопросов к авиакомпании не было. "Больших вопросов не было, а технические вопросы есть всегда", - сказал министр, отметив, что разбирается каждый случай, "даже те, которые не попадают в публичное пространство".
По его словам, такие случаи есть в каждой авиакомпании. Они связаны с заменой, иногда отказом, деталей, компонентов.
"В рамках проверки, которую проводят Росавиация и Ространснадзор, а также в рамках следственных действий по факту крушения лайнера будет решаться вопрос о судьбе и работе авиакомпании. На это уйдет около месяца", - сказал Соколов.
Кроме того, внеплановую проверку авиакомпании "Татарстан" проведет государственная инспекция труда Татарстана. "В рамках проверки будет проверено исполнение трудового законодательства в рамках статьи 360 ТК РФ "Порядок организации и проведения проверок работодателей". Будет проверена правовая часть и охрана труда", - пояснили агентству "Интерфакс-Поволжье" в ведомстве. Представитель ведомства добавил, что проверка продлится ориентировочно 10 суток.
Помимо авиакомпании началась проверка московского аэропорта "Домодедово", из которого вылетел разбившийся Boeing. В сообщении Генпрокуратуры, поступившем в "Интерфакс", уточняется, что в первую очередь будут проверены законность и обоснованность работы служб аэропорта. В ходе проверки будет дана оценка действиям сотрудников авиационной безопасности, а также авиатопливного обеспечения.
Следователи и криминалисты СКР в круглосуточном режиме продолжают работу по установлению обстоятельств казанской трагедии. В настоящее время проводится идентификация останков погибших. Для этого уже назначили 1 тыс. судебно-медицинских и геномных экспертиз, и примерно еще столько же планируется назначить.
Как сообщил журналистам министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин, работа по забору необходимых анализов для ДНК-экспертизы останков погибших может быть завершена к вечеру 19 ноября. "В том числе ожидаем родственников подданной Великобритании и гражданина Украины, контакт с ними установлен", - сказал министр, добавив, что родственники еще одного погибшего приедут к вечеру из Благовещенска (Амурская область).
По согласованию со Следственным комитетом принято решение, что у некоторых родственников из Казани анализ крови будут брать на дому, поскольку из-за перенесенного стресса они не смогут прийти в бюро судмедэкспертизы. "По моим данным, по двум адресам такая работа уже проведена", - сказал он.
В настоящее время в бюро судмедэкспертизы поступило 494 фрагмента тел погибших, 14% из них уже описаны. Идентифицируют останки 56 судмедэкспертов, в том числе 11 привлеченных из других субъектов России. Трое из них - ведущие эксперты Российского центра судмедэкспертизы (Москва).
"В очаге на месте крушения самолета сотрудники МЧС проводят отъем крупных обломков. Мы полагаем, что будут найдены и крупные фрагменты тел погибших, которые помогут ускорить работу по идентификации", - сказал Вафин. Он подчеркнул, что все останки пройдут процедуру генетической экспертизы.
Геномное исследование останков тел погибших в авиакатастрофе началось в республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава Татарстана 19 ноября. По состоянию на 12:00, 15 фрагментов останков погибших числятся как условно опознанные.
При этом проведение молекулярно-генетических исследований, сравнение генетического материала родственников и погибших займет продолжительное время - обычно на это уходит более 3 месяцев.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"