Interfax-Russia.ru – Тяжелая техника рухнула в увеличившийся провал в Березниках. Вместе с техникой под землю провалился водитель погрузчика.
Несчастный случай в Пермском крае произошел в районе одного из нефункционирующих зданий Березниковского шахтостроительного управления ОАО "Уралкалий". По информации регионального МЧС, утром 12 сентября при засыпке провала обрушился грунт, и в воронку провалились погрузчик и бульдозер.
В свою очередь Следственное управление СК РФ по Пермскому краю уточнило, что в образовавшуюся воронку опрокинулись два бульдозера и погрузчик с водителем. По данному факту следственные органы региона проводят проверку.
По предварительным данным, обрушение произошло в сторону автозаправочной станции, и глубина обвала составляет не менее 20-60 метров. На месте происшествия работают аварийные и спасательные службы. "Проводятся необходимые мероприятия, направленные на спасение провалившегося под землю водителя погрузчика, устанавливаются все обстоятельства произошедшего", - сообщает следственное управление.
После ликвидации опасности нового обрушения следователи приступят к осмотру места ЧП.
Участники городского форума сообщают, что обрушение грунта под тяжелой техникой произошло около 4:00 по местному времени. По информации свидетелей происшествия, провалившийся водитель погрузчика пытался спасти свою машину.
Со своей стороны и глава Березников Сергей Дьяков подтвердил, что в провал провалилась техника и человек. По его словам, для выяснения обстоятельств ЧП создана специальная комиссия.
При этом, по мнению главы города, скорее всего, "речь идет не об увеличении размеров провала, а о непонятном пока явлении".
"Мы сейчас разбираемся, что это могло быть. Засыпанный грунт, видимо, завис в толще воды. Площадь провала увеличилась максимум на 10 метров, но он не прирос, обрушение произошло в засыпанном, видимо, месте. Гравийно-песчаная смесь зависла подушкой, видимо, там пустоты какие-то были, и произошло резкое обрушение", - рассказал Дьяков.
Стоит отметить, что засыпаемый провал грунта в Березниках является третьим по счету после техногенной аварии 2006 года на Верхнекамском месторождении калийно-магниевых солей, приведшей к затоплению одного из рудников компании. Первый провал произошел в июле 2007 года в районе аварийной шахты "Уралкалия". В зоне оседания почвы оказался участок железнодорожного полотна в районе станции Березники.
Следующее проседание грунта произошло в 2010 году под железнодорожными путями в районе Березников. Этот провал ликвидировали в ноябре 2011 года. На момент начала работ по его ликвидации глубина воронки составляла 98 метров, длина - 123 метра, ширина - 70 метров. Чтобы засыпать воронку, понадобилось около 1 млн тонн песчано-гравийной смеси. Сейчас на территории ликвидированного провала ведется мониторинг.
Третий провал в Березниках произошел 4 декабря 2011 года севернее административно-бытового комбината Березниковского шахтно-строительного управления "Уралкалия" примерно в 300 метрах от железнодорожного полотна. Первоначально размеры воронки составляли 22 на 15 метров, однако уже к началу 2012 года провал в Березниках достиг площади 66 на 44 метра. А 9 февраля в районе южного борта провала вновь обрушился грунт, увеличив размеры самого провала до 82 на 64 метра.
Ученые Уральского научно-исследовательского и проектного института галургии и Горного института Уральского отделения РАН, наблюдающие за развитием провала, прогнозировали, что его формирование закончится к лету. Более того, в марте министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев во время своего визита в Пермский край рассказал журналистам, что новых резких провалов грунта в Березниках не прогнозируют до 2020 года. И хотя в Березниках земля оседает постоянно, рисков резких оседаний и обрушений ученые не видят, пояснял Трутнев.
При этом он отметил, что третий провал в Березниках, образовавшийся в декабре минувшего года, "ничему не угрожает и не вызывает тревоги".
В июле власти Березников начали подготовительные работы к засыпке провала. К тому времени его размеры составляли 101 на 97 метров. Предполагалось, что для засыпки воронки потребуется около 400 тыс. тонн песчано-гравийной смеси. К ликвидации самого "свежего" провала "Уралкалий" приступил в начале августа, работы планировалось завершить к концу сентября.
"Мы думаем, к концу сентября мы эту историю закончим полностью. Этого провала в городе не будет", - заявил глава города Березники Сергей Дьяков на встрече с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным.
По данным городских властей, к концу августа в воронку уже засыпали 311 тыс. тонн песчано-гравийной смеси, что составило примерно две трети общего объема. Вместе с тем в ходе работ размеры провала незначительно увеличились - до 103 на 100 метров.
После несчастного случая во время ликвидации провала было решено прекратить засыпать воронку. "Людей пока не допускают в зону обрушения грунта, так как это опасно. В связи с этим там сейчас проблематично вести поисковые работы", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" источник в мэрии Березников.
По его словам, водитель погрузчика, ушедшего под землю в районе провала, скорее всего, погиб на месте происшествия. Пропавший - сотрудник подрядной организации "Соликамский строительный трест". Информацию о гибели работника компании, входящей в группу "Уралкалий", подтверждают и на предприятии.
Тело погибшего, скорее всего, доставать не будут, поскольку технически это очень сложно сделать. "Все, что можно, мы сделаем. Но надо готовиться к тому, что мы не сможем извлечь тело. Не сможем. Это практически технически невозможно, и по безопасности заняться этим вопросом мы не сможем. Поэтому надо готовиться к худшему", - заявил глава города.
Для выяснения причин несчастного случая создали специальную комиссию, в которую вошли представители пермского отделения Ростехнадзора, следственного комитета и прокуратуры города.
На первом заседании комиссии по чрезвычайным ситуации Дьяков дал ученым из Уральского научно-исследовательского и проектного института галургии и Горного института Уральского отделения РАН неделю на анализ ситуации вокруг района провала: "Вам одна неделя, обоим институтам, чтобы вы научились делать объемную проекцию по сечениям, чтобы можно было вести контроль по обочинам засыпки. И видеть, может быть там зависание или не может. Одна неделя вам. Если мы не умеем это делать, надо привлекать дополнительные силы. Научитесь видеть провал в двух- или трехмерном изображении".
При этом специалисты ОАО "Галургия" и Горного института Уральского отделения РАН на очередном заседании озвучили предварительную версию инцидента. По словам ученых, засыпанная в воронку гравийно-песчаная смесь продавила свод, отделяющий провал от шахтных выработок рудника БКПРУ-1.
Третью воронку и шахту "Уралкалия" соединял слой известняка. По словам заместителя генерального директора ОАО "Галургия" Валерия Маракова, со стороны шахты стенка куполообразного свода подмывалась, из-за чего образовалась полость. После того, как в воронку было засыпано более 358 тыс. тонн песко-гравийной смеси, порог прочности известнякового пласта не выдержал эту массу. В результате в подземную полость на глубине от 20 до 60 метров и находящийся под землей "рукав" шахты рухнула значительная часть смеси.
Со своей стороны губернатор Пермского края Виктор Басаргин предложил специалистам оценить правила эксплуатации Верхнекамского калийного месторождения в Березниках.
По его мнению, произошедшее ЧП можно было предвидеть: "Обрушение грунта было по принципу песочных часов: обрушилась та часть провала, которую засыпали грунтом, - и произошла трагедия".
Глава региона сообщил, что в Березники выехали специалисты, которые совместно с учеными должны будут оценить, как эксплуатируется само месторождение калийных солей, как идет закладка грунта, как влияют на процессы разрушения пород грунтовые воды.
Также Басаргин предложил в рамках масштабной программы переселения жителей региона из ветхого фонда рассмотреть вопрос о расселении березниковских жителей из домов, стоящих в зоне возможных обрушений.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".