Interfax-Russia.ru – Прокуратура сочла недостаточно безопасным для запуска "Сапсанов" один из участков железной дороги на маршруте Москва-Нижний Новгород, но поезд запустят, говорят в РЖД.
Многочисленные нарушения закона "О железнодорожном транспорте в РФ", инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути и правил эксплуатации железных дорог в ходе проверки скоростного участка Горьковской железной дороги "Нижний Новгород – Петушки" выявила Приволжская транспортная прокуратура.
"Состояние путевого и других хозяйств железнодорожного транспорта общего пользования, полосы отвода железной дороги не обеспечивает безопасных условий эксплуатации скоростного электропоезда "Сапсан" по маршруту "Москва - Нижний Новгород", - отмечается в сообщении прокуратуры.
В прокуратуре считают, что выявленные нарушения стали возможны "вследствие ненадлежащей организации работы по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также недостаточного контроля со стороны начальника Горьковского отделения ГЖД и начальника службы пути".
Для устранения выявленных нарушений прокуратура уже внесла в адрес начальника ГЖД – филиала ОАО "РЖД" – представление с требованием устранить допущенные нарушения и привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Напомним, что в свой первый рейс по маршруту Москва – Санкт-Петербург электропоезд "Сапсан" отправился 17 декабря 2009 года. С 18 декабря начались регулярные коммерческие рейсы. Поезда производства немецкого Siemens способны развивать скорость 250 км/ч, однако большую часть пути Москва – Санкт-Петербург "Сапсан" следует с максимальной скоростью 200 км/ч.
Регулярное высокоскоростное сообщение между Москвой и Нижним Новгородом первоначально планировалось открыть с июня 2010 года. Как заявил в декабре прошлого года начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун, к этому времени в надлежащее состояние будет приведена вся инфраструктура. По расчетам РЖД, время в пути от Нижнего Новгорода до Москвы на первом этапе должно составить 3 часа 55 минут.
Между тем, в апреле начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых сообщил, что начало запуска высокоскоростного поезда запланировано на 1 июля. Правда, теперь речь идет о маршруте между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом через Москву с десятиминутной остановкой "по техническим потребностям" в столице. "Параллельно нитка зеркальная будет проложена и из Нижнего Новгорода", - сказал он, подчеркнув, что речь идет о предварительных параметрах проекта.
Вполне вероятно, что к моменту запуска высокоскоростного движения между Москвой и Нижним Новгородом РЖД устранит все недостатки, на которые обратила внимание прокуратура. Тем более, что перевозчик называет их "незначительными" и обещает ликвидировать их в ближайшее время. Устранение выявленных нарушений не потребует ни увеличения сроков подготовки пути, ни дополнительного финансирования, отмечает РЖД.
"Работы по подготовке инфраструктуры для запуска поезда на этом участке полностью еще не завершены, поэтому делать выводы о техническом состоянии пути и его безопасности преждевременно", - считают в РЖД.
Впрочем, стоит отметить, что с момента запуска "Сапсана" уже было отмечено несколько проблем с его эксплуатацией. Причем, первые сообщения о технических проблемах появились еще в прошлом году – проблема с открыванием дверей при низкой температуре; неисправность электричек в Тверской области, конденсаторов, из-за чего "Сапсан" опоздал в конечный пункт на 42 минуты; а также быстрый износ колес. "Некоторые шероховатости, неожиданные для немцев, оказались (...) неожиданными для нас", - отмечал в конце декабря президент РЖД Владимир Якунин.
Между тем, кроме технических неполадок, нарекания по поводу "Сапсана" звучали и со стороны жителей тех регионов, по которым проходит высокоскоростной маршрут. Из-за нового поезда резко сократилось количество обычных электричек, а на некоторых маршрутах их движение вообще прекращено из соображений безопасности. Кроме того, местные жители лишились нескольких привычных "экономных" поездов - "Невский экспресс", "Юность" и др. Так, в Тверской области дело дошло до того, что региональное правительство было вынуждено решать проблему пассажирских перевозок не только с руководством РЖД, но и на уровне российского правительства. Ситуацию с расписанием движения обещали стабилизировать к 1 июня: поезда, исключенные из графика, будут вновь курсировать по территории Тверской области, или им предложат альтернативу.
Однако местные жители, недовольные "Сапсаном", объявили высокоскоростному поезду настоящую партизанскую войну. На днях в РЖД уже выразили обеспокоенность участившимися попытками хулиганов повредить поезд. В минувшие выходные неизвестные дважды разбивали окна в вагонах скоростного поезда и один раз положили на рельсы камни.
Вместе с тем, с момента начала скоростного движения уже есть и пострадавшие от высокоскоростного поезда. Дело в том, что "Сапсан" движется очень быстро и почти бесшумно. Услышать его приближение почти невозможно. И потому человек, переходящий пути, даже не успевает отойти в сторону. А специальные переходы над путями есть далеко не на всем пути следования "Сапсана", и местные жители вынуждены переходить через пути в неположенных местах. В основном травмы связаны не с попаданием людей под колеса поезда – чаще всего людей сбивает с ног воздушной волной от прохождения скоростного состава.
Так, за время курсирования высокоскоростного поезда различные травмы у железнодорожного полотна во время следования "Сапсана" уже получили четыре человека. Трое из них от полученных ранений скончались. Об этом 15 апреля на конференции в Петербурге, посвященной авиационной безопасности, сообщил заместитель начальника департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД РФ Александр Бревнов. "Министр транспорта Левитин уже предлагал полностью отделить "Сапсан" от остальных железнодорожных путей, сделать "выделенную полосу движения". В этом я с ним солидарен", - завил Бревнов.
Впрочем, несмотря ни на что, поезд уже нашел своих "поклонников", о чем свидетельствует и данные РЖД, согласно которым средняя наполняемость поездов "Сапсан" в марте составила 90,8%, а за весь период курсирования – 86,1%. Всего с начала эксплуатации 17 декабря 2009 года и по 31 марта 2010 года поездами "Сапсан" совершили поездки 287,9 тыс. пассажиров.
В планах РЖД пустить высокоскоростные поезда из Москвы в Сочи, Самару и Курск. А в целом программа развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года предусматривает создание девяти "коридоров" высокоскоростного движения.
Обозреватель Анастасия Николаева