Interfax-Russia.ru - Суд признал виновными всех подсудимых по делу о крушении теплохода "Булгария". Они получили от 5 до 11 лет лишения свободы, одного подсудимого освободили по амнистии.
Процесс по делу "Булгарии" начался 25 февраля в Камско-Устьинском районе Татарстана, там, где произошла трагедия. Пассажирский двухпалубный теплоход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии (ранее назывался "Украина"), затонул 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище на глубине 18 метров в 3 км от берега в районе поселка Сюкеево.
На его борту находился 201 человек (пассажиры и члены экипажа). Спасти удалось 79 из них. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Среди погибших и выживших были жители Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Ульяновской, Самарской, Челябинской, Волгоградской областей, Пермского края, а также Белоруссии.
Потерпевшими по делу проходили более 200 человек, свидетелями - 150 человек. Общая сумма исков о компенсации морального вреда, заявленных потерпевшими, составила 201,6 млн рублей, а исков о возмещении материального ущерба - 236 тыс. 399 рублей.
Непосредственной причиной затопления дизель-электрохода "Булгария" следствие назвало сразу несколько факторов. В том числе негодность судна к плаванию, как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа; несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение судовладельцем и командным составом экипажа своих обязанностей при подготовке судна к плаванию и при его эксплуатации в навигацию 2011 года.
На скамье подсудимых было пятеро: директор ООО "АргоРечТур" Светлана Инякина, старший эксперт Пермского участка Камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев, бывший главный инспектор этого же отдела Владислав Семенов и первый помощник капитана "Булгарии" Рамиль Хаметов. Первые четверо содержались под стражей, пятый же обвиняемый - Хаметов - под подпиской о невыезде.
При этом уголовное преследование капитана судна Александра Островского и старшего механика "Булгарии" Владимира Подъячева по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц) было прекращено в связи с их гибелью и с согласия родственников потерпевших.
Капитаны двух судов - Юрий Тучин (сухогруз "Арбат") и Александр Егоров (буксир "Дунайский-66"), которые прошли мимо терпящей бедствие "Булгарии", уже осуждены. Им были назначены штрафы 130 тыс. и 190 тыс. рублей соответственно.
Пяти остальным фигурантам дела в зависимости от содеянного предъявили обвинения в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ - Инякина, Ивашов), нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта (ст. 263 УК РФ - Инякина, Хаметов), нарушении требований охраны труда (ст. 143 УК РФ - Инякина) и злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ - Ивашов, Семенов, Тимергазеев).
Так, Инякина, напоминает прокуратура, 25 марта 2011 года заключила договор субаренды, в соответствии с которым ООО "АргоРечТур" получило во временное владение и пользование дизель-электроход "Булгария", рассчитанный на 120 человек. Женщина была обязана осуществлять функции судовладельца дизель-электрохода, в том числе по обеспечению безопасности его движения и эксплуатации.
Во второй половине апреля 2011 года она совместно с капитаном и механиком прибыла в Пермь для проверки технического состояния дизель-электрохода и убедилась в невозможности перевозок пассажиров из технических неисправностей судна. Тем не менее, по мнению следствия, Инякина, используя свои дружеские связи, при содействии Ивашова добилась получения необходимых для эксплуатации судна документов, а впоследствии эксплуатировала негодный к плаванию дизель-электроход.
В свою очередь Тимергазеев и Семенов подготовили акт предлицензионной проверки "АргоРечТур" с заведомо ложным выводом о готовности соискателя лицензии к соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок внутренним водным транспортом пассажиров.
Судебный процесс длился более года – заседания неоднократно откладывали и переносили. Потерпевшие не раз высказывали мнение, что процесс затягивают. К прению сторон суд приступил лишь в апреле 2014 года.
25 апреля 2014 года в рамках прений гособвинение запросило для пятерых подсудимых реальные сроки наказания - от 6 до 14,5 года лишения свободы в колонии общего режима.
Так, основную обвиняемую - директора ООО "АргоРечТур", субарендатора судна, Светлану Инякину прокуроры просили наказать 14,5 годами лишения свободы в колонии общего режима. Для первого помощника капитана "Булгарии" Рамиля Хаметова они запросили 6 лет 10 месяцев колонии. Бывшему главному инспектору Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Владиславу Семенову и начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Иреку Тимергазееву предлагалось дать по 8 лет колонии. Старшего эксперта Пермского участка Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова, по мнению обвинения, следовало наказать сроком лишения свободы в 7 лет.
При этом потерпевшие выразили недовольство запрошенными для обвиняемых сроками. Высказывая свою точку зрения, они заявляли, что подсудимым следует назначить максимально возможное наказание, без снисхождения.
"Эти люди опасны для общества и окружающих. Если бы хоть один из них сказал "Нет", то ничего этого сейчас бы не было. Прошу приговорить всех подсудимых к максимальной мере наказания. Жаль, что они не могут получить пожизненное заключение", - заявлял, в частности, Павел Кочнев, потерявший в результате этой трагедии маму, тетю и двух племянников.
Между тем, ни один из подсудимых не считает себя виновным в трагедии. Лишь Семенов признал вину, и то частично.
3 июля Московский районный суд Казани начал оглашение приговора, которое длилось три дня. Суд установил, что все пятеро обвиняемых "совершили преступление, повлекшее по неосторожности затопление "Булгарии".
Так, по мнению суда, Инякина оказывала услуги, не отвечающие требованиям безопасности, что повлекло смерть двух и более лиц. Суд пришел также к выводу, что Инякина нарушила правила безопасности эксплуатации водного транспорта и правила охраны труда.
По мнению суда, Хаметов также допустил нарушение правил эксплуатации водного транспорта. "Противоправные действия первого помощника капитана дизель-электрохода "Булгария" Хаметова по нарушению правил безопасности, движения и эксплуатации водного транспорта повлекли по неосторожности смерть 122 пассажиров и экипажа дизель-электрохода "Булгария" на месте его крушения", - сказал судья, зачитывая текст приговора.
Суд также признал вину Тимергазеева, Семенова и Ивашова в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. В приговоре отмечается, что это "установлено доказательствами обвинения и показаниями потерпевших".
После этого суд стал оглашать показания потерпевших, которые описывали момент крушения "Булгарии", спасение и гибель людей. В этот момент некоторые из присутствовавших в зале женщин не смогли сдержать слез, а мужчины склонили головы.
Во второй день суд огласил показания потерпевших, свидетелей обвинения, причины смерти каждой жертвы крушения, а также причины нанесения вреда здоровью потерпевших. Судья Московского районного суда Казани в пятницу примерно шесть часов зачитывал приговор по делу о крушении "Булгарии".
Точку в "деле Булгарии" суд поставил 7 июля, назначив наказание: Инякиной - 11 лет лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью в сфере оказания туристических услуг сроком на 3 года; Хаметову - 6 лет 6 месяцев лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением и эксплуатацией пассажирского и грузового водного транспорта, сроком на 3 года; Тимергазееву - 6 лет лишения свободы, с лишением права занимать должности в органах, контролирующих и надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта, сроком на 3 года; Семенову- 5 лет лишения свободы, с лишением права занимать должности в органах, контролирующих и надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта, сроком на 3 года; Ивашову - 5 лет лишения свободы, с лишением права занимать должности в органах, контролирующих и надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта, органах Российского речного регистра, сроком на 3 года.
Вместе с тем, суд частично оправдал двоих подсудимых: Инякину по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации водного транспорта) и Ивашова по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) за отсутствием в их деяниях состава преступления.
По приговору суда, все подсудимые, кроме Ивашова, которого суд освободил от наказания в связи с актом амнистии, будут отбывать лишение свободы в колонии общего режима.
Суд также удовлетворил требования потерпевших на суммы от 250 тыс. рублей до 1 млн рублей.
Между тем, пострадавшие по делу "Булгарии" с недовольством восприняли решение об освобождении одного из подсудимых в зале суда. По окончании оглашения приговора один из пострадавших сказал корреспонденту "Интерфакса": "Я не могу с этим согласиться. Но таково решение суда. У него очень хороший адвокат".
Гособвинение, которое просило более суровое наказание для подсудимых, пока не приняло решение относительно обжалования приговора. "Мы после тщательного изучения приговора будем решать, обжаловать его или нет", - сообщили представители гособвинения журналистам.
"К сожалению, трагическая гибель 122 пассажиров "Булгарии" стала закономерным итогом круговой поруки и чрезмерного желания обогащения обвиняемых. Казалось бы, когда на кону стоит ценность человеческой жизни, ни один нормальный человек не способен сопоставить ее с собственной выгодой", - заявил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Он отметил, что об этом вряд ли задумывались как хозяева бизнеса по речным перевозкам, так и те, кто должен был надзирать за этим. "Полное недоумение вызывает то, какую недальновидность, отсутствие профессионализма, и в то же время цинизм и алчность проявляли эти люди, выпуская в плавание такой корабль", - подчеркнул официальный представитель СК РФ.
В пример Маркин привел Инякину, "которая будучи субарендатором, эксплуатировала "Булгарию" с многочисленными техническими неисправностями, допустив к работе персонал, не прошедший ни соответствующего обучения, ни инструктажа по охране труда".
"Или сотрудники надзорных инстанций, которые, видимо, забыли, что от их решений зависят человеческие жизни. Эти, с позволения выразиться "работники", видимо не в первый раз надеялись на авось, спокойно дожидаясь собственной ошибки, однако вряд ли представляли себе ее масштаб", - отметил официальный представитель СК РФ.
По его словам, обвиняемые высказывали соболезнования родственникам потерпевших, "но их искренность очень сомнительна, так как никто из них не нашел в себе сил признать вину".
Маркин также призвал "остальных бизнесменов, эксплуатирующих допотопные корабли", учиться на чужих ошибках, чтобы впредь не допустить таких случаев.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"