Поволжье / Точка зрения 18 января 2010 г. 15:57

Покоренный "Дакар"

Interfax-Russia.ru – Команда "КАМАЗ-Мастер" стала девятикратным победителем супермарафона "Дакар" в классе грузовиков. В общем зачете победу в гонке одержал в шестой раз экипаж Владимира Чагина.

Второй раз "Дакар" проходил в Южной Америке по территории Аргентины и Чили. С 1 по 16 января участникам ралли пришлось преодолеть почти 9 тыс. км.

Из-за финансового кризиса количество участников "Дакара" в этом году сократилось - на старт вышли 362 машины (151 мотоцикл, 25 квадрациклов, 134 легковых автомобиля и 52 грузовика) против 500 в прошлом году. Кроме трех камазовских в гонке приняли участие еще девять российских экипажей в разных классах.

Команда "КАМАЗ-Мастер" отправилась на "Дакар-2010" тремя боевыми экипажами: пилоты Фирдаус Кабиров (штурман Айдар Беляев, механик Андрей Мокеев), Владимир Чагин (Сергей Савостин/Эдуард Николаев) и Ильгизар Мардеев (Вячеслав Мизюкаев/Андрей Каргинов). Также в составе команды было три технических грузовика.

К сожалению, в южноамериканском ралли не удалось поучаствовать основателю и руководителю команды, директору Научно-технического центра ОАО "КАМАЗ" Семену Якубову - 62-летний Якубов намеревался в последний раз принять участие в гонке в качестве штурмана экипажа Владимира Чагина, завершив тем самым свою спортивную карьеру, однако, по рекомендации медиков, он отказался от своих планов. Напомним, что именно в этом экипаже Якубов выступал более 10 лет. На его счету множество побед в разных гонках, в том числе пять раз он выигрывал "Дакар". Последний раз Якубов выступал в роли штурмана на "Дакаре-2007", где его экипаж сошел с дистанции после серьезной аварии, в которой гонщики были травмированы.

Итак, главное ралли-приключение 2010 года стартовало из Буэнос-Айреса (Аргентина) 1 января. "Как и в прошлом году, поразило количество зрителей на старте. Последний раз я такое видел в Китае и в Набережных Челнах во время проведения "Мастер-ралли". По всей трассе ощущение праздника для аргентинцев", - поделился своими впечатлениями о церемонии старта пилот одного из экипажей команды Ильгизар Мардеев в блоге Чагина.

Действительно, по оценкам организаторов, на проспекте "9 июля", на котором был дан старт "Дакара", и на прилегающих улицах собралось около 250 тыс. зрителей. Сначала в сторону города Колон выдвинулись квадрациклисты и мотоциклисты, потом – автомобили, грузовики стартовали последними. Старт "боевых" КАМАЗов выглядел очень эффектно. Живой коридор из зрителей, растянувшийся по улицам Буэнос-Айреса, восторженно приветствовал экипажи Чагина, Кабирова и Мардеева. Следом за камазовцами стартовали экипажи команды Tatra, Iveco, Ginaf и Hino. Последний замыкающий колонну грузовик покинул аргентинскую столицу часам к восьми вечера.

Российские гонщики команды "КАМАЗ-Мастер" отличились уже на первом этапе. Практически сразу в лидеры вырвался Чагин, однако чех Алес Лопрайс (TАТRА) буквально "сидел" на хвосте камазовца, уступая ему не больше минуты. В какой-то момент Лопрайс сократил отставание до 9 секунд, а на финише спецучастка проиграл всего лишь 27 секунд. Таким образом, по итогам первого этапа у представителей "КАМАЗ-Мастера" появился один явный конкурент. Кстати, Семен Якубов перед стартом выделял среди всех конкурентов именно Лопрайса.

Кабиров в свойственной ему манере ехал чуть осторожнее, но и его отставание от лидера не превышало четырех минут. Третий камазовский экипаж – Мардеева - расположился на четвертом месте. Кстати, его грузовик выполнял роль техпомощи - вез запасные детали, но практически ни в чем не уступал соревнующимся автомобилям.

К сожалению, на первом же этапа произошло и трагическое событие: на 75-м км спецучастка автомобиль N418 Desert Warrior, ведомый гонщиком из Германии Мирко Шультисом, вылетел с трассы и врезался в группу зрителей, стоявшую вне ограждения. От полученных травм одна женщина скончалась, несколько человек были госпитализированы, а экипаж снялся с соревнований.

Впрочем, как и следовало ожидать, лишь этим неприятности ралли не ограничились. На втором этапе сошли с дистанции два грузовика. Накануне TАТRА чеха Томаса Томичека на одном из виражей, выражаясь языком автомобилистов, "легла на бок". Такая же история приключилась и с одним из грузовиков GINAF, поэтому обе машины покинули ралли.

Жертвой механической поломки на спецучастке второго этапа стал и чех Алес Лопрайс. Его грузовик получил слишком серьезные повреждения, и он официально снялся с гонки. Таким образом, вслед за Томичеком "КАМАЗ-Мастер" потерял второго сильного конкурента, и исход ралли в классе грузовиков был практически предрешен.

Собственно говоря, последующие дни не принесли никаких сюрпризов для нашей команды. Чагин и Кабиров лишь менялись местами по лидерству на этапах. И, кажется, все уже к этому привыкли. Более того, на нескольких этапах лучшими становились все три экипажа российской команды.

Для лидера гонки - Чагина – победа на 4 этапе стала своеобразным подарком в его 40-й день рождения, а также личным рекордом - 51-й победой на этапах "Дакара" разных лет. На официальном сайте "Дакара", результат камазовского гонщика был назван блестящим. А заголовки страницы газет пестрили: "Happy Birthday, Mr. Chagin!".

Уже на тот момент одержанная Чагиным победа поставила его в ранг лучших спортсменов за всю историю знаменитой гонки. Кроме него в первой тройке знаменитые ветераны рейдов: француз Стефан Петрансель (52 победы на тот момент) и финн Ари Ватанен (47 побед). Причем эра Петранселя начиналась еще в далеком 1991 году - тогда он ездил на двух колесах и выиграл свой первый "Дакар" в классе мотоциклистов. Кстати, как признаются организаторы "Дакара", Петрансель - один из гонщиков, который сделал "Дакар" тем, что эта гонка представляет из себя теперь.

В одном из интервью француз признался, что готовность автомобилей КАМАЗ к гонке очень высокая, и Чагин очень быстр: "Когда на старте мы видим, что грузовики стартуют сразу после 7-8 легковых автомобилей это поразительно!"

На седьмом этапе Чагин упрочил свое лидерство и сравнялся по числу побед (52) с Петранселем, а по итогам гонки стал абсолютным лидером – 56 побед на разных этапах ралли, подтвердив свое негласное прозвище, которое ему давно дали на гонке - "Царь Дакара".

Впрочем, если по утверждениям спортсменов стартовые дни "Дакара-2009" были относительно легкими, то последующие преподнесли серьезные трудности. Это и слякоть на ряде участков, прыжки "вслепую", связки виражей, пески и полное бездорожье, солончаки и двухкилометровые спуски с уклоном почти в 45 градусов, каменистые дороги.

К восьмому этапу с соревнований из-за поломок техники и травм гонщиков с дистанции сошли 146 экипажей. Так, итальянский мотогонщик Лука Манка (Luca Manca) получил серьезную черепно-мозговую травму при падении на камни со своего мотоцикла KTM на трассе шестого этапа 7 января.

Однако во всех командах грузовиков главной проблемой стала нехватка колес. "Самым сложным в первой части "Дакара" для нас было сохранить колеса на вторую часть гонки, - написал Чагин в своем блоге. - В Атакаме постоянно была опасность порезать резину об острые камни, их там очень много. Расход резины в Америке процентов на 30 больше, чем в Африке. Очень много камней, сухих веток. Так было и в прошлом году". "Трасса напоминала марокканские участки "Дакара" - очень много острых камней. Узкие проходы усугубляют ситуацию. Легко можно пробить колесо", - заявил в свою очередь на одном из этапов руководитель команды Семен Якубов.

Учитывая опыт прошлого года, когда подобная ситуация застала врасплох всех участников, количество запасных колес было увеличено, но расход порезанной резины превзошел все ожидания. Озабоченные происходящим пилоты преодолевали тяжелые участки с большой осторожностью. Если в эти дни и была какая-то общая тема, то одна - где найти шины, какие-нибудь, пусть даже и подержанные. В команде "КАМАЗ-мастер" эту проблему решали, снимая колеса с технических машин, заменяя их на изношенные и отремонтированные.

Впрочем, в итоге тяжкий труд камазовцев был вознагражден с лихвой - экипаж Чагина в шестой раз показал на "Дакарах" лучшее время, а экипаж двукратного победителя "Дакаров" Фирдауса Кабирова стал вторым в общем зачете, уступив товарищам по команде 1 час 13 мин. 8 сек.

Соперникам камазовцев в борьбе за третье место на различных этапах "Дакара 2010" были бразилец Андре де Азеведо (TATRA), француз Жозеф Адуа на IVECO и голландец Марсель ван Влиет (GINAF), экипаж которого и завоевал третье место в общем зачете в классе грузовиков.

Успешно выступил и третий экипаж российской команды - Ильгизар Мардеев, чей "КАМАЗ-4326" был значительно утяжелен запчастями для лидеров и выполнял роль "быстрой технички" - он занял 5 место.

"Простых "Дакаров" не бывает. Он сложен от первого до последнего дня. Каждый день несет свои сложности. Механики всегда отправляют на гонку исправный автомобиль. А в гонке всякое случается. Где-то может ошибиться пилот, где-то штурман, где-то механик. Мы все работаем на один результат. Ошибки же могут вылиться где-то в потерянные минуты, а где-то оборачиваются и сходом с гонки", - написал Мардеев после одного из этапов в блоге Чагина.

Лихая интрига закрутилась на последних этапах в классе джипов. Борьба за первое место в абсолюте разгорелась между катарцем Насером Аль-Аттией и испанцем Карлосом Сайнсом (кстати, оба спортсмена члены одной команды и выступали на Volkswagen), который и одержал победу на "Дакаре".

В классе мотоциклов лучшее время показал чилиец француз Сириль Депре (КTM), квадроциклов - аргентинец Маркос Патронелли (Yamaha).

Из 600 гонщиков из разных стран, стартовавших на 362 транспортных средствах, до финиша добрались лишь 88 мотоциклов, 14 квадроциклов, 57 джипов и 28 грузовиков - в среднем ряды спортсменов поредели за время гонки в три раза в каждом из классов.

17 января ралли "Дакар", сделав огромную петлю по южноамериканскому континенту, вернулся в Буэнос-Айрес, где в центре выставок Ла-Рурал состоялось торжественное чествование участников ралли.

Чагин, комментируя свой триумф, отметил, что его команда больше других хотела выиграть знаменитый марафон в этом году. "Девятая победа записана в счет российской команды "КАМАЗ-Мастер" по итогам 32-го "Дакара". Не так много команд могут похвастаться подобными результатами. Это итог года, даже нескольких лет совместной работы. Прошлый год был удачным благодаря победе Фирдауса Кабирова, а в этом мы добились еще большего успеха", - цитирует спортсмена пресс-служба команды.

До нынешнего года команда "КАМАЗ-Мастер" уже побеждала на "Дакаре" 8 раз - в 1996, 2000, 2002-2006 и 2009 годах. А в этом году преимущество татарстанских грузовиков на ралли было тотальным.

Обозреватель Анастасия Николаева