Interfax-Russia.ru – Росавиация рекомендовала лишить авиакомпанию "Татарстан" лицензии. Авиакомпания, скорее всего, переведет свой авиапарк на баланс "Ак Барс Аэро".
В начале декабря Федеральное агентство воздушного транспорта завершило внеплановую проверку авиакомпании "Татарстан", которая началась 17 ноября после авиакатастрофы самолета Boeing-737.
Как заявлял журналистам министр транспорта России Максим Соколов, до 17 ноября серьезных вопросов к авиакомпании не было.
"Больших вопросов не было, а технические вопросы есть всегда", - пояснял министр, отмечая, что разбирается каждый случай, "даже те, которые не попадают в публичное пространство". По его словам, такие случаи есть в каждой авиакомпании. Они связаны с заменой, иногда отказом, деталей и компонентов.
"В рамках проверки, которую проводят Росавиация и Ространснадзор, а также в рамках следственных действий по факту крушения лайнера будет решаться вопрос о судьбе и работе авиакомпании. На это уйдет около месяца", - предположил Соколов.
Авиакомпания "Татарстан" находится в собственности правительства республики и выполняет регулярные рейсы более чем на 40 направлениях по РФ, странам СНГ и Европы, а также чартерные авиаперелеты для туроператоров. Компания также является оператором программы региональных перевозок в Приволжском федеральном округе. Парк самолетов авиакомпании состоит из четырех A-319, Boeing 737-400, 15 Cessna Grand Caravan и двух Ту-154.
Еще до оглашения выводов комиссии стало известно об отставке руководителя Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации 62-летнего Шавката Умарова, возглавлявшего ведомство 15 лет.
Как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" сам Умаров, причина его шага - авиакастрофа "Боинга-737", в которой погибли 50 человек. "Меру своей ответственности я понимаю. Есть вопросы, замечания к работе авиакомпании. Должны быть оргвыводы. Самое страшное, что произошла катастрофа и погибли люди", - отметил собеседник агентства.
По его словам, он не имеет права оставаться на этом посту после случившегося, и не подал сразу в отставку лишь потому, что "шли и продолжают идти проверки, надо мужественно держаться".
Кроме того, поста гендиректора авиакомпании "Татарстан" лишился Аксан Гиниятуллин. Такое решение принял совет директоров авиакомпании.
Само совещание по результатам внеплановой инспекционной проверки авиакомпании "Татарстан" состоялось в Росавиации 4 декабря. По его итогам Федеральное агентство воздушного транспорта рекомендовало аннулировать сертификат эксплуатанта.
"Итоги проведенной проверки выявили существенные недостатки в организации эксплуатационной деятельности авиаперевозчика. Имели место нарушения в подготовке персонала авиакомпании, соблюдении режима труда и отдыха членов летных и кабинных экипажей и другие упущения, указывающие на несоответствие эксплуатанта сертификационным требованиям", - говорится в сообщении ведомства.
По результатам проверки выработан комплекс мер, направленных на обеспечение безопасной и бесперебойной работы других авиакомпаний, зарегистрированных на территории Татарстана. Эти авиакомпании также будут дополнительно подвергнуты внеплановой инспекционной проверке.
Кроме того, служебную проверку проведут в отношении должностных лиц Межрегионального территориального управления воздушного транспорта, причастных, по мнению комиссии, к необъективным оценкам работы авиакомпании "Татарстан".
Пока авиакомпания продолжает работу в штатном режиме. Однако, как сообщил "Интерфаксу" источник, близкий к авиакомпании, "Татарстан" в ближайшее время начнет перевод своего парка воздушных судов на баланс авиакомпании "Ак Барс Аэро". "На баланс "Ак Барс Аэро" будут переведены два самолета Ту-154, три А319 и шесть Cessna-208B", - сказал он.
Собеседник агентства также добавил, что ранее авиакомпания "Татарстан" заказала через Государственную транспортную лизинговую компанию 15 самолетов Cessna, 6 уже поставлено авиакомпании. "Оставшиеся девять будут внесены в сертификат эксплуатанта "Ак Барс", - сказал источник.
Эту информацию подтвердил второй источник "Интерфакса", сказав, что "Татарстан" будет переводить парк, и уже оповестил об этом власти. "Недвижимое имущество компании уже переведено на баланс "Ак Барс Аэро". Акционерами "Ак Барс Аэро" являются ООО "ТД-Акбарс" (45,3%) и Минземимущество Татарстана (31,3% акций).
Кстати, идея объединения двух татарстанских авиакомпаний была высказана руководством республики еще в 2011 году. Вариант объединения авиакомпаниям рекомендовала и Росавиация, отмечая, что регион получит сильного перевозчика. В случае объединения двух компаний у одной из них планировалось отозвать сертификат эксплуатанта. На протяжении последних двух лет авиакомпании вели подготовительные работы для слияния.
Однако, как сообщал "Интерфаксу" в сентябре теперь уже экс-гендиректор "Татарстана" Аксан Гиниятуллин, вместо слияния авиакомпаний было решено сегментировать виды бизнеса: авиакомпания "Татарстан" займется коммерческими перевозками, "Ак Барс аэро" останется оператором бизнес-авиации.
"Обе авиакомпании сегодня присутствуют в совершенно разных сегментах: бизнес-авиации и коммерческой авиации. Это два совершенно разных рода бизнеса, с совершенно разным подходом. Решение (об отказе от объединения - ИФ) еще не принято, но оно мне кажется наиболее правильным. Решение озвучит собственник", - отмечал Гиниятуллин.
Он пояснял, что оперативное управление авиакомпанией "Татарстан" ведется в рамках холдинга "Ак Барс", а сам Гиниятуллин, помимо должности гендиректора "Татарстана", является также советником гендиректора ОАО "Холдинговая компания "Ак Барс".
"Мое понимание - что холдинг и будет тем самым драйвером развития авиакомпании. (...) Конечный процесс - это все-таки вхождение холдинга в уставный капитал авиакомпании", - говорил Гиниятуллин. При этом тогда он не стал прогнозировать сроки, отметив, что этот вопрос решат акционеры.
Стоит отметить, что в прошлом году услугами авиакомпании "Татарстан" воспользовались 473,8 тыс. пассажиров. А в этом году планировалось увеличить пассажиропоток вдвое. В том числе и благодаря тому, что "Татарстан" стала генеральным перевозчиком в рамках программы субсидирования региональных пассажирских авиаперевозок, стартовавшей с 1 апреля в аэропортах Приволжского федерального округа.
Согласно программе, бюджеты компенсируют 50% стоимости билета для всех граждан России без ограничения возраста. Программа предусматривает субсидирование из федерального бюджета в размере 450 млн рублей и софинансирование со стороны региональных бюджетов в объеме 300 млн рублей. Срок действия проекта - до конца года.
Авиакомпания "Татарстан" в свою очередь привлекла в качестве субподрядчиков авиакомпании "ЮТэйр", ЗАО "Авиа менеджмент групп" (авиатакси Dexter), ГУП "Международный аэропорт "Оренбург" и "Ак Барс Аэро".
Сейчас Росавиация рассматривает возможность передачи субсидированных авиамаршрутов в ПФО, которые выполняла авиакомпания "Татарстан", другим авиаперевозчикам.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"