Interfax-Russia.ru – Прямые авиарейсы уже в апреле свяжут регионы ПФО, причем авиабилеты на них будут в два раза дешевле рыночной цены.
Авиационные перевозки на местных воздушных линиях в Приволжском федеральном округе (ПФО) полностью приостановили в конце 2002 года. В настоящее время прямых воздушных перевозок между регионами в пределах округа практически нет из-за их убыточности. Выполняются только единичные рейсы в аэропорты Уфы, Казани, Ижевска, Перми, Самары и Нижнего Новгорода. При этом авиационное сообщение ведется в основном через перегруженные московские аэропорты, на которые приходится две трети перевозок региональных авиакомпаний.
Вместе с тем, по данным аппарата приволжского полпреда, на территории округа действуют 18 аэропортов. Половина из них аэропорты федерального значения (Казань, Курумоч, Нижний Новгород, Уфа, Оренбург, Саратов, Пермь, Пенза, Ульяновск), половина - регионального значения (Бегишево, Бугульма, Йошкар-Ола, Орск, Чебоксары, Ульяновск-Восточный, Ижевск, Киров, Саранск). Для международных полетов открыты 11 из них (Бегишево, Казань, Курумоч, Нижний Новгород, Уфа, Оренбург, Саратов, Пермь, Орск, Ульяновск-Восточный, Чебоксары).
В настоящее время авиапредприятия округа эксплуатируют 156 самолетов отечественного производства и 52 самолета иностранного. Правда, при этом большинство типов эксплуатируемых самолетов были разработаны в 60-70-х годов прошлого века. Исключением является лишь компания ОАО "Оренбургские авиалинии", которая эксплуатирует Ту-204 (разработка конца 1980-х - начала 1990-х).
Предложения о возрождении региональных авиаперевозок в ПФО звучали не раз. Так, в 2010 году в Башкирии сделали попытку возобновить регулярные рейсы между городами Нефтекамск и Сибай, однако уже через год полеты по данному направлению приостановили. В настоящее время единственный местный авиамаршрут в Поволжье существует лишь в Татарстане - это Бугульма-Казань-Бугульма.
В апреле 2012 года проект очередной концепции целевой программы развития межрегиональной сети авиаперевозок в Приволжском федеральном округе обсудил с главами регионов полномочный представитель президента в ПФО Михаил Бабич. А уже в августе программу развития региональных авиаперевозок и повышения их доступности полпред представил председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.
В 2013 году региональная авиация в ПФО получила новый импульс к развитию - 16 января глава правительства подписал постановление (http://правительство.рф/gov/results/22433/) о предоставлении субсидий организациям воздушного транспорта для обеспечения доступности внутренних перевозок в ПФО. Этот документ и стал основанием для начала реализации проекта развития региональных авиаперевозок в округе.
В рамках проекта развития региональной авиации организациям воздушного транспорта и бюджетам регионов ПФО из федерального бюджета предоставят субсидии в объеме 300 млн рублей. Данные средства пойдут на организацию перелетов между 15 крупными городами округа (все региональные центры ПФО и Нижнекамск) на 37 прямых рейсах, а также на 20 трансферных маршрутах за счет стыковок прямых рейсов в аэропортах Самары, Казани и Уфы.
За счет 50% субсидирования из бюджета авиабилеты для всех россиян будут стоить в два раза дешевле их рыночной стоимости. Так, в соответствии с предлагаемым механизмом субсидирования, пассажир будет оплачивать половину стоимости тарифа – 3 тыс. 255 рублей за 1 час полета. Оставшиеся 50% стоимости тарифа (3 тыс. 255 рублей) авиакомпании получат в равных долях из федерального и региональных бюджетов. При этом субсидии будут предоставлять всем пассажирам независимо от их возраста.
Для начала реализации проекта все регионы ПФО до 15 февраля должны издать соответствующий акт о предоставлении субсидий по перевозкам, осуществляемым с их территорий, по утвержденным маршрутам и сообщить об издании таких актов в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию).
В свою очередь Росавиация не позднее 10 марта по итогам конкурсного отбора определит основного авиаперевозчика, который будет отвечать за реализацию всего проекта. Этот перевозчик сам либо с привлечением других компаний обеспечит авиаперевозки по спецтарифу по всем субсидируемым маршрутам.
Конкурсный отбор авиаперевозчиков – это одна из особенностей пилотного проекта. Для рассмотрения заявлений Росавиация создаст специальную комиссию, в которую войдут, в том числе, представители аппарата приволжского полпреда.
Первым критерием отбора станет предложенная авиаперевозчиком частота выполнения рейсов по субсидируемым маршрутам. Вторым - количество воздушных судов отечественного производства, которые авиаперевозчик задействует на субсидируемых маршрутах. Третий критерий - самостоятельное выполнение авиакомпанией перевозок по большему количеству субсидируемых маршрутов. В случае, если у двух и более авиаперевозчиков указанные критерии окажутся равными, то предпочтение отдадут перевозчику, подавшему заявление ранее других. Росавиация уже начала подготовку необходимых документов к проведению конкурса.
Как сообщил журналистам министр транспорта РФ Максим Соколов, конкурсом на право субсидируемых перевозок в ПФО уже заинтересовались четыре авиакомпании - "ЮТэйр", "Авиа менеджмент групп" (бренд Dexter), "Ак Барс аэро" и "Оренбургские авиалинии".
В свою очередь губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявил журналистам, что для повышения качества услуг в рамках этого проекта на первом этапе может быть выбрана не одна, а несколько авиакомпаний. "Важно, чтобы был пул авиаперевозчиков. Может быть, две или три авиакомпании на первом этапе. А дальше - работа покажет, как кто работает: насколько стабильно, насколько добросовестно. Цена и качество, в том числе, очень важны", - пояснил глава региона.
По словам Соколова, Приволжский федеральный округ был выбран для реализации данного проекта из-за ряда объективных факторов. Во-первых, в округе проживает более пятой части жителей России. При этом в структуре пассажирских авиационных перевозок России на долю округа приходится только 7,1% от общего объема.
По внутрирегиональным авиаперевозкам ПФО также отстает от многих федеральных округов - без мер государственной поддержки их объем сократился с 1 млн 823 тыс. пассажиров в 1991 году до 41,7 тыс. пассажиров в 2012 году. А благодаря программе региональных перевозок пассажиропоток между регионами ПФО в 2013 году планируется увеличить до 150-170 тыс. человек.
Кроме того, ожидается, что реализация данного проекта будет способствовать развитию региональных экономик и повышению инвестиционной привлекательности субъектов ПФО, а у производителей авиационной техники появятся экономические стимулы для разработки линейки отечественных региональных самолетов.
По словам приволжского полпреда, цель данного проекта – "дать посыл авиакомпаниям, участникам авиационного рынка, что государство всерьез занялось региональной авиацией и создает долгосрочные условия формирования этого рынка, государственной поддержки".
Таким образом, подчеркнул Бабич, будет простимулирована отечественная промышленность и авиакомпании для разработки, производства и закупки именно российских самолетов. "За перерыв в несколько десятилетий, когда мы производили последнюю машину малой авиации, были утрачены технологии, кадры, кооперационные цепочки. Чтобы все субъекты рынка поверили, что этим нужно заниматься, и будет поддержка лизинговыми программами, субсидированием, дан импульс подписанным постановлением правительства РФ", - заявил полпред, отметив, что теперь у авиакомпаний, конструкторских бюро, заводов-производителей есть все основания заниматься этой важной работой.
Он напомнил, что таких авиационных предприятий в округе не мало. Например, по его словам, в Самаре на средства облбюджета проходит сертификацию самолет "Рысачок". "Это будет "первая ласточка", которую авиакомпании, а, может, и государственные партнеры смогут закупать. Есть предприятия в Ульяновске, Нижнем Новгороде. Производственные, научные возможности. Кадровый потенциал в округе есть", - резюмировал Бабич.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".