Interfax-Russia.ru – Суд отказал в компенсации морального вреда перепутанным 37 лет назад в роддоме оренбурженкам, сославшись на отсутствие в 1975 году закона о компенсации морального вреда.
Жительницы Оренбургской области Наталья Архипова и Ольга Буянова подали исковое заявление о возмещении им морального вреда со стороны родильного дома "Беляевской ЦРБ" в конце января. Истицы утверждали, что вскоре после рождения их подменили, и всю они жизнь воспитывались в "чужих семьях".
Как выяснила "Комсомольская правда", о подмене девочки догадывались с детства – уж слишком непохожими оказались они на своих родителей и младших сестер. Да и разговоры, которыми обменивались за спинами девочек односельчане, мало способствовали их душевному равновесию.
Однако пройти генетическую экспертизу женщины решились лишь год назад, когда старший ребенок Буяновой начал общаться с девушкой, которая оказалась ему родственницей. "Может, вопрос бы и не подняли никогда. Но я услышала, что мой старший Сашка с днепровскими дружит, встречается с родственницей Натальи. Со своей двоюродной сестрой! А вдруг они поженятся, детей заведут? От кровосмешения мало ли что может произойти. Всю жизнь потом меня винить будут, что знала и ничего не сделала", - рассказала Ольга Буянова.
Тест ДНК показал, что женщины, которые дружили с детства, действительно воспитывались не в своих семьях. А, узнав о похожей истории, случившейся недавно в Челябинской области, они решили обратиться в суд с иском к районной больнице.
Напомним, что факт подмены 12-летних девочек в роддоме Копейска обнаружился, когда мама одной из них после развода подала на алименты, а ее бывший муж оказался платить, мотивировав это тем, что ребенок – не его дочь. После проведения генетической экспертизы выяснилось, что девочка вообще не родной ребенок ее матери. Установить, в какую семью отправилась настоящая биологическая дочь, смогла прокуратура.
31 октября 2011 года Копейский городской суд принял решение о взыскании с местного роддома 6 млн рублей в пользу родителей, новорожденных детей которых перепутали по ошибке при выписке. Администрация Копейска и роддом не согласились с решением городского суда и подали кассационную жалобу в областной суд.
Однако Челябинский областной суд, рассмотрев кассационную жалобу, частично увеличил сумму, которую должны заплатить ответчики. Размер компенсации морального вреда оставлен тем же - 6 млн рублей, по 3 млн рублей каждой семье. Кроме того, облсуд определил взыскать с роддома в пользу обоих истцов расходы по оплате услуг представителя - по 16,5 тыс. рублей каждому.
Правда, теперь мать одной из девочек подала в суд иск об установлении материнства. Она хочет, чтобы в свидетельство о рождении ее дочери, которая воспитывается в другой семье, была вписана она и ее бывший муж, то есть биологические родители.
Именно эта история и решение суда в пользу истцов стали поводом для аналогичного иска, поданного в Оренбургской области. "Заявители оценили сумму морального вреда в 3 млн рублей каждая. Как именно Архипова и Буянова установили, что их перепутали в родильном доме, пока неизвестно", - рассказали агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе Беляевского районного суда.
По данным суда, представители родильного дома отрицают, что могли совершить такую роковую ошибку. По ходатайству истцов к участию в деле в качестве ответчика также привлекли администрацию муниципального образования Беляевский район.
24 февраля огласили резолютивную часть решения суда - Беляевский районный суд Оренбургской области отказал двум истицам во взыскании компенсации морального вреда в связи с их подменой в родильном доме в 1975 году.
Мотивы вынесенного решение объяснили спустя пять дней – оказалось, что жительницы Оренбуржья, заявившие, что их перепутали в роддоме, не смогут получить компенсацию из-за того, что 37 лет назад не было закона о компенсации морального вреда.
Дело в том, что законодательство о возмещении морального вреда вступило в силу только в 1995 году. "Возможность компенсации морального вреда предусмотрена ст. 12, 150-151 первой части ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995 года, а также ст.1099-1101 второй части ГК РФ, действующей с 1 марта 1996 года", - поясняется в решении суда.
"Таким образом, гражданское законодательство, действовавшее в указанный в иске период времени (1975 год), не предусматривало такого вида ответственности как компенсация морального вреда. Соответственно, права на компенсацию морального вреда Архипова и Буянова не имеют", - отмечается в сообщении.
Суд решил, что исковые требования женщин удовлетворению не подлежат. А в пресс-службе суда агентству "Интерфакс-Поволжье" пояснили, что по этой причине суд даже не устанавливал, действительно ли женщины были подменены в роддоме. Хотя истицы представили суду в качестве доказательств исследования биологических материалов и в ходе процесса были допрошены свидетели.
Между тем, стороны смогут обжаловать решение суда в апелляционном порядке в течение месяца.
По мнению адвоката Игоря Трунова, подобное решение суда выглядит как "отписка, попытка "отбрыкаться" и увести от ответственности государственную структуру" – в данном случае районную больницу.
"Ничего удивительного в таком решении (суда - ИФ) нет. Это повсеместное явление – суды всегда стоят на стороне государственных медицинских учреждений", - заявил Interfax-Russia.ru адвокат.
Вместе с тем он предполагает, что исковое заявление женщин было не совсем корректно оформлено. "Им надо подать новое заявление в суд, по-иному сформулировав исковые требования", - считает Трунов.
Ведь, по его словам, последствия правонарушения, совершенного по халатности, а, скорее всего, именно так и было в 1975 году, носят длящийся характер. Так что, говорит адвокат, в исковом заявлении необходимо ссылаться на то, что это правонарушение до сих пор причиняет моральные страдания, о которых заявляют истицы.
Кстати, в постановлении пленума Верховного суда РФ, которое поясняет некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда, указано, что, "если противоправные действия (бездействие) ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, начались до вступления в силу закона, устанавливающего ответственность за причинение морального вреда, и продолжаются после введения этого закона в действие, то моральный вред в указанном случае подлежит компенсации".
К тому же, согласно пояснениям, если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется.
Так что у перепутанных 37 лет назад в беляевском роддоме женщин еще есть шансы оспорить решение суда. Правда, добиться требуемой компенсации будет довольно сложно, поскольку за давностью лет все документы 1975 года в больнице уже уничтожили, а медперсонал вряд ли признает факт ошибки.
Обозреватель Анастасия Николаева