Interfax-Russia.ru – Казанский суд приступил к рассмотрению резонансного уголовного дела о гибели задержанного в отделе полиции "Дальний".
Печальную известность казанский отдел полиции "Дальний" приобрел после гибели задержанного 9 марта за мелкое хулиганство Сергея Назарова. В отделение его доставили участковые. Согласно их рапорту, Назаров был сильно пьян, размахивал руками, материл прохожих и не реагировал на замечания.
В камере для административно-задержанных мужчине стало плохо. Полицейские вызвали бригаду "скорой". Врач поставил диагноз "панкреатит" и сделал задержанному укол. На следующий день "скорая" доставила его из отдела полиции с разрывами прямой кишки в больницу, где его прооперировали, но мужчина скончался, не приходя в сознание.
Экспертиза показала, что травмы задержанному нанесли с помощью твердого тупого предмета. По информации родственников Назарова, до операции он успел сообщить, что полицейские избили его и изнасиловали бутылкой из-под шампанского. Также родственники опровергли утверждение полицейских, что в момент задержания Назаров был пьян.
Еще до того, как стало известно о смерти задержанного, Центральный межрайонный следственный отдел СУ СКР по Татарстану возбудил уголовное дело по двум статьям УК РФ – п."а" ч.3 ст.286 (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия) и п."б" ч.2 ст.111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное с издевательством над потерпевшим).
Фигурантами уголовного дела по факту смерти задержанного после пыток стали шесть сотрудников полиции: замначальника угрозыска ОП "Дальний" старший лейтенант полиции Алмаз Василов, участковые уполномоченные Ильшат Гарифуллин и Рамиль Нигматзянов, оперуполномоченные угрозыска лейтенант полиции Ильнар Ибатуллин, старший лейтенант полиции Рамиль Ахметзянов и старший лейтенанта полиции Марат Сабиров. Всех их уволили из правоохранительных органов, как и троих руководителей этого отдела полиции.
25-летнему Гарифуллину и 37-летнему Нигматзяновау предъявили обвинение по ст. 286 (превышение служебных полномочий) и ст. 292 (служебный подлог) УК РФ.
По версии следствия, 9 марта в Казани Гарифуллин, "осуществляя мероприятия, направленные на установление лица, совершившего кражу сотового телефона у продавца магазина, не имея достаточных оснований, совместно с Нигматзяновым доставили 52-летнего Назарова в отдел полиции "Дальний" для проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий".
Там Гарифуллин с помощью Нигматзянова сфальсифицировал материалы, послужившие основанием для составления в отношении задержанного протокола о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).
Свою вину обвиняемые признали полностью, в связи с чем следователь принял решение о выделении материалов в отношении Гарифуллина и Нигматзянова в отдельное производство из материалов уголовного дела, расследуемого в настоящее время в отношении остальных сотрудников отдела полиции "Дальний".
В отношении Нигматзянова избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, Гарифуллина по ходатайству следователя суд заключил под стражу.
Следствие, собрав достаточную доказательственную базу, после утверждения обвинительного заключения 15 августа направило дело в суд.
3 сентября Приволжский районный суд Казани приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении бывших участковых уполномоченных отдела полиции "Дальний".
Поскольку свою вину обвиняемые признали полностью и заключили досудебное соглашение, то, при согласии потерпевших - родственников Назарова - и гособвинителя, дело должно было рассматриваться в особом порядке, то есть без судебного разбирательства. Наказание в этом случае не может превышать две трети максимального срока, предусмотренного за совершенное преступление.
Однако перед началом заседания Гарифуллин и Нигматзянов отозвали свое прежнее ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке. Адвокаты и гособвинитель также выступили за рассмотрение дела в общем порядке.
В частности, адвокат Гарифуллина Ильгам Шарапов пояснил журналистам позицию защиты при принятии этого решения. По словам адвоката, его подзащитный признал вину лишь частично - только в превышении должностных полномочий. "Нет однозначной практики при рассмотрении уголовных дел по служебному подлогу. Поэтому мы настаиваем на рассмотрении дела в общем порядке", - сказал адвокат.
Кроме того, перед началом заседания было заявлено ходатайство следствия о продлении Гарифуллину еще на два месяца срока ареста, который заканчивается 11 сентября.
Суд удовлетворил оба ходатайства. Теперь слушание дела по существу назначено на 11 сентября, оно пройдет в обычном порядке; а арест Гарифуллину продлен по 11 ноября.
Второй подсудимый останется под подпиской о невыезде. Он сообщил журналистам, что вообще не признает свою вину.
Что касается остальных фигурантов уголовного дела, то четверо экс-полицейских обвиняются в избиении и издевательствах над Назаровым, от которого требовали признаться в краже сотового телефона, и это привело к гибели задержанного. Всем им предъявлено обвинение по ч.4 ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) и п.п. "а, в" ч.3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, с причинением тяжких последствий). Их дела еще не переданы в суд, свою вину они не признали.
Причем эти четверо, а также еще несколько экс-сотрудников "Дальнего" обвиняются в неправомерных действиях по отношению к другим задержанным, эти дела также расследуются.
Вместе с тем в МВД по Татарстану еще не завершили чистку рядов после мартовских событий в казанском ОП "Дальний". Так, только за два месяца – май, июнь - из органов внутренних дел республики были уволены 11 сотрудников, 15 сотрудников получили предупреждения о неполном служебном соответствии.
Как рассказал в июле на коллегии ведомства глава МВД по Татарстану Артем Хохорин, было принято решение, что в уголовный розыск будут принимать только те, кто имеет опыт оперативной работы. "Усилен спрос с руководителей, занимающихся профилактической работой по предупреждению правонарушений, преступлений и дисциплинарных поступков", - заявил министр.
По его словам, события в "Дальнем" "неположительным образом сказались на работе с населением".
"В последнее время стало сложно завоевывать доверие населения, мы должны делом доказывать, что полиция республики стала работать иначе", - сказал Хохорин, добавив, что были серьезно переосмыслены методика и практика работы республиканской полиции, сделаны выводы.
Сейчас, по его мнению, одна из важнейших задач - наладить взаимодействие полиции с гражданским обществом. "Нашим главным ориентиром должно стать общественное доверие и поддержка граждан. Люди идут к нам за помощью, и они обязаны ее получить", - считает Хохорин.
В МВД России также призывают своих коллег в Татарстане "оправиться от синдрома ОП "Дальний". "У МВД республики есть огромный позитивный опыт в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, который распространялся на всю страну. Создана уникальная база оперативно-технических возможностей, позволяющая вести оперативную работу на самом высоком уровне", - напомнил на коллегии статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов.
По его словам, необходимо "встряхнуться, повысить самодисциплину", поскольку кредит доверия у республиканского МВД есть. "Согласно опросу, при всех негативных моментах в полиции Татарстана 61% населения республики дает ее работе позитивную оценку. Люди верят вам и доверяют. Надо доверие это оправдать", - подчеркнул замминистра, уточнив, что полиция - это, прежде всего, система массового обслуживания населения, и в условиях реформы мнение населения является главным критерием оценки работы полиции.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".