Interfax-Russia.ru – Виновников взрывов на арсенале в башкирском Урмане оштрафовали на 45 тыс. рублей.
Уфимский гарнизонный военный суд 5 февраля поставил "точку" в деле о пожаре на технической территории 99-го арсенала артиллерийских боеприпасов в районе поселка Урман в Башкирии.
Это ЧП произошло 26 мая 2011 года. На загоревшемся складе хранились артиллерийские и танковые снаряды - более 100 тыс. тонн боеприпасов или около 3 тыс. вагонов. Огонь потушили к утру 27 мая, однако несдетонировавшие снаряды взрывались еще несколько дней.
Осколки старых артиллерийских снарядов разлетались на расстояние 3-4 км. В Урмане, расположенном в 500 метрах от военного склада, сгорели три улицы, без крова остались 116 человек. В результате пожара и "артобстрела" в Урмане пострадали 12 человек, трое были госпитализированы. Всего было повреждено более 800 зданий - в разрушенном поселке почти каждый дом или хозяйственная постройка оказались задеты взрывной волной или осколками разлетавшихся снарядов.
Военные саперы вывезли из поселка и близлежащего леса около 77 тыс. единиц взрывоопасных предметов и осколков артснарядов. По оценке главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России, в результате взрывов были полностью уничтожены боеприпасы стоимостью более 7 млрд рублей, 10 железнодорожных вагонов РЖД на сумму свыше 2,1 млн рублей, имущество войсковой части на 92,3 млн рублей, дома и здания жителей Урмана - на сумму свыше 23 млн рублей.
По данным Минфина Башкирии, расходы федерального и республиканского бюджетов на ликвидацию последствий пожара и взрывов оцениваются в 500 млн рублей. После инцидента власти Башкирии решили ликвидировать полигон.
В СК РФ главным виновником взрывов на складе боеприпасов назвали рядового воинской части Сергея Деняева. По версии следствия, именно он во время разукомплектования боеприпасов бросил злополучную гильзу, вызвавшую последующие взрывы и пожар. Военный следственный отдел СК по Уфимскому гарнизону сначала возбудил уголовное дело в отношении рядового по ст.349 УК РФ (нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими опасность для окружающих). В ходе расследования статью, по которой было возбуждено уголовное дело в отношении Деняева, переквалифицировали, обвинив рядового в нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах (ч.1 ст.217 УК РФ).
Со своей стороны и военная прокуратура Центрального военного округа в связи с взрывами боеприпасов возбудила в отношении должностных лиц арсенала уголовные дела по ст.217 и ст.349 УК РФ.
Расследование дела о пожаре и взрывах боеприпасов на арсенале в Башкирии завершили лишь в январе 2013 года. Фигурантом дела помимо рядового-срочника Сергея Деняева стал командир части, где он служил, Сергей Рябов. В ходе следствия Деняев и Рябов в полном объеме признали свою вину.
К рассмотрению дела, которое, по решению судьи, проходило в особом порядке без производства судебного следствия, Уфимский гарнизонный военный суд приступил 5 февраля. По словам представителя суда, потерпевшими по делу были признаны 15 физических лиц, администрация Иглинского района, министерство обороны РФ и ОАО "Российские железные дороги". Гражданские иски от потерпевших о возмещении ущерба будут рассматриваться в гражданском судопроизводстве.
На судебное заседание явилось около 20 жителей Урмана, однако представители Минобороны и РЖД в суд не пришли.
На процессе выяснилось, что рядовой Деняев, имевший военно-учетную специальность повара, в часть Минобороны под Урманом был прикомандирован на несколько месяцев. Причем, несмотря на то, что срочник не имел специальной практической подготовки, его направили на работы по разукомплектованию снарядов.
26 мая 2011 года Деняев для ускорения работ по разукомплектованию боеприпасов достал из ящика с артиллерийскими снарядами латунную гильзу и бросил ее в сторону таких же гильз, сваленных в одном месте. От удара брошенная гильза сдетонировала. Военнослужащие не сумели своими силами потушить возникший пожар, который и привел к взрыву боеприпасов, находившихся на складе части.
Что касается бывшего командира войсковой части, дислоцированной в Урмане, то, по версии следствия, полковник Рябов с марта 2011 года в нарушение требований безопасности организовал разукомплектование ящиков с артиллерийскими снарядами в непосредственной близости от хранилищ с боеприпасами. Кроме того, вопреки требованиям, к выполнению работ привлекались военнослужащие, не прошедшие практическую подготовку по работе с данным типом боеприпасов.
Гособвинение просило оштрафовать Рябова на 50 тыс. рублей и назначить дополнительное наказание в виде лишения права занимать командные должности на военной службе на 2 года. Обвиняемого Деняева предлагалось оштрафовать на 30 тыс. рублей.
Основная позиция адвокатов обоих обвиняемых - их подзащитные полностью признали вину по всем предъявленным обвинениям. "Мы настаиваем на минимальном наказании (штрафе - ИФ). Сама позиция - признание вины - должна давать какие-то плоды", - заявил журналистам в перерыве судебного заседания адвокат Рябова Тимур Ахмеджанов.
Защитник Деняева Рустэм Сатаев также обратил внимание на то, что его подзащитный признал вину. "Он всего-навсего выполнял поставленную перед ним боевую задачу", - добавил адвокат.
Сами обвиняемые в последнем слове попросили прощения у потерпевших. При этом Рябов попросил назначить наказание "с учетом обследования смягчающих обстоятельств". "Прошу не применять дополнительного наказания, так как на должность меня никто не поставит, но может сказаться на статье увольнения из Вооруженных сил", - сказал Рябов.
В итоге Уфимский гарнизонный военный суд назначил Деняеву наказание в виде штрафа в 10 тыс. рублей. Его командира приговорили к штрафу в 35 тыс. рублей.
После вынесения приговора адвокаты осужденных выразили удовлетворение исходом дела. "Самым главным в нашем случае было то, что не было назначено дополнительного наказания", - заявил Ахмеджанов.
Сам Рябов сообщил журналистам, что, прослужив 27 лет на взрывоопасных объектах, продолжать службу в Вооруженных силах не намерен.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".