Interfax-Russia.ru – Прототипы нового электромобиля "Атом" планируют презентовать в III квартале 2023 года. В линейку электромобилей войдут модели Duo, Family, версии для такси и доставки.
Название "Атом" получил первый автомобиль российской компании "Кама". АО "Кама" было зарегистрировано в августе 2021 года с уставным капиталом 720 тыс. рублей. Гендиректором предприятия является бывший менеджер блока развития перспективных проектов "КАМАЗа" Игорь Поваразднюк.
Участниками данного стартапа в IT-парке в Набережных Челнах (Татарстан) являются гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин и предприниматель Рубен Варданян, вложившие по 360 млн рублей личных инвестиций в проект легкового электромобиля.
"КАМАЗ" сам по себе вряд ли должен заниматься легковым транспортом. Но мы считаем, что с электромобилем "Кама-1" мы сделали очень интересный ход. Мы нашли компоновку, ориентированную на такси и каршеринг. Нам всем - руководству компании и нашим акционерам - показалось, что эта идея должна иметь свое развитие. Была зарегистрирована компания "Кама", Рубен Варданян и я профинансировали начало этой работы, выступили инвесторами. Я верю, что те идеи, которые были заложены в "Каме-1", и проект "Кама" как уже развитие этого продукта имеют право на очень интересную жизнь", - рассказывал журналистам в конце 2021 года Когогин.
Отвечая на вопрос о сумме вложений, гендиректор "КАМАЗа" подтвердил, что они с Варданяном на паритетных основах проинвестировали по 360 млн рублей. В то время АО "Кама" вело работу с потенциальными инвесторами. Презентация проекта была намечена на I квартал 2022 года. По словам Когогина, "КАМАЗ" также планировал войти в этот проект, "ориентировочно - на 25%", что было согласовано с акционерами.
Он допускал, что под проект электромобиля может быть создан новый автозавод.
"У "КАМАЗа" нет мощностей под выпуск легковых автомобилей: либо мы возьмем что-то из того, что есть в стране, либо будем формировать новый завод. Но, еще раз - я в роли инвестора выступаю в этом проекте, а не в роли управляющего. Подчеркиваю, что я перечислил свои личные средства. Но мы провели это на совете директоров "КАМАЗа", потому что это сделка с заинтересованностью, и все было согласовано", - отмечал гендиректор "КАМАЗа".
Потенциальные объемы выпуска легкового электромобиля на тот момент еще не обсуждались.
"Проекту пока не нужно больше средств, чем внесли мы с Рубеном. В следующем году будет утвержденный акционерами инвестпроект, будут согласованы действия инвесторами, и тогда "КАМАЗ" выступит тоже в роли инвестора", - уточнял Когогин.
При этом он заявлял, что верит в перспективы выпуска достаточно большого объема электромобилей в мире к 2025 году.
"Мы считаем, что мы именно ту нишу ищем, которая будет интересна потребителям сегодняшнего поколения Z", - добавил глава "КАМАЗа".
В презентации "Камы", которая состоялась в феврале прошлого года, был представлен довольно оптимистический прогноз по развитию электротранспорта в России. Стартап оценивал продажи электрокаров в России в 2025 году в 100 тыс. машин в год, а к 2030 году - 700 тыс. штук. Предполагалось, что в европейских странах рынок достигнет 3 млн электрокаров в 2025 году и 8,7 млн машин к 2030 году.
Как писали "Ведомости" со ссылкой на коммерческую презентацию проекта, российский стартап по выпуску электромобилей АО "Кама" собирался выйти к 2030 году на производство 450 тыс. электромобилей в год.
"Часть этого объема, возможно, будет производиться в Венгрии. Министерство инноваций и технологий этой страны и "Кама" 24 января (2022 года) подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает развитие партнерства в сфере производства электромобилей в Венгрии", - отмечала газета.
Подписанное соглашение с Венгрией в области НИОКР и производства "является частью разрабатываемой стратегии и стратегическим шагом в создании фундамента международного проекта на европейском и российском рынках", сказал изданию представитель "Камы". Возможный объем производства электрокаров в стране он не назвал, планы выпуска 450 тыс. машин к 2030 году комментировать отказался, пояснив, что команда раскроет детали проекта позже.
Как сообщила накануне пресс-служба Минцифры Татарстана по итогам встречи главы министерства Айрата Хайруллина с представителями компании "Кама", разрабатывающей автомобиль, функциональные прототипы "Атома" будут презентованы в III квартале 2023 года. При этом продажи новинки начнутся чуть позже - ориентировочно в 2025 году.
По данным министерства, в команде "Атома" работают более 400 инженеров, конструкторов и IT-разработчиков с опытом реализации крупнейших проектов в России, Китае, Европе и США. Головной офис компании находится в Набережных Челнах. Офисы есть также в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти и Нанкине (Китай).
В создании российского электромобиля "Атом" планирует принимать участие и госкорпорация "Росатом", которая еще в 2021 году подписала трехстороннее соглашение с ПАО "КАМАЗ" и ПАО "Россети" по совместному проекту разработки комплексного решения для российских регионов и муниципалитетов по электротранспорту, зарядной инфраструктуре и их сервисному обслуживанию.
"Мы вступили уже (в проект - ИФ). Переговоры идут. Ну как минимум за нами источники энергии, мы приобрели соответствующую технологию, пока проводим крупноузловую сборку", - рассказывал в ноябре 2022 года журналистам в кулуарах конференции AI Journey в Москве глава госкорпорации Алексей Лихачев.
По его словам, в перспективе - "полная локализация" на Калининградском заводе по производству накопителей корпорации, запущенном в октябре.
"Мы будем двигаться по увеличению нашей, "росатомовской", доли в технических компетенциях этого автомобиля", - заключил Лихачев.
Линейка электромобилей "Атом" будет включать модели Duo, Family, а также версии для такси и доставки. Электромобили будут иметь запас хода до 500 км, максимальную скорость - 170 км/ч. Заявленная энергоэффективность электромобилей составляет 0,14 кВт/км. "Атомы" будут поставлять с операционной системой АТОМ OS, которой можно управлять при помощи приложения на смартфоне.
Ожидается, что совокупная выручка "КАМАЗа" от реализации транспорта в непрофильном для компании легковом сегменте к 2030 году достигнет 350 млрд рублей, в том числе 200 млрд рублей - от продаж городских электромобилей "Атом", говорил глава компании Когогин на сессии городского совета Набережных Челнов в феврале.
Сам "КАМАЗ" специализируется на производстве грузовиков полной массой 14-40 тонн и не занимается выпуском легковых автомобилей. При этом по соглашению с Москвой автопроизводитель выступает технологическим партнером столичного завода "Москвич", где в ноябре 2022 года стартовала серийная крупноузловая сборка машин одноименного бренда. "Москвичи" двух моделей, как следует из их ОТТС, производятся на базе китайского JAC.
Вместе с тем в декабре 2022 года Когогин говорил журналистам, что "КАМАЗ" планирует сформировать легковой дивизион, не консолидированный с основным бизнесом компании.
"У "КАМАЗа" есть намерение сформировать легковой дивизион. Но, условно говоря, вряд ли это будет консолидация (с основным бизнесом ПАО - ИФ). Мы формируем новый вид бизнеса", - говорил гендиректор "КАМАЗа" журналистам в кулуарах форума "Российский промышленник".
При этом он подчеркивал, что легковой бизнес, о котором идет речь, в случае его создания не будет влиять на финансовые показатели ПАО "КАМАЗ".
Концепцию легкового дивизиона "КАМАЗ" планирует утвердить в июне 2023 года.
"Мы взяли обязательство перед советом директоров к июню 2023 года вынести концепцию, стратегию действий "КАМАЗа" в области легкового автотранспорта. В июне на совете директоров и собрании акционеров мы ее утвердим. То, что легковой дивизион будет юридически самостоятельным лицом с участием "КАМАЗа" - это точно. Нам нужен бизнес, который сегодня способен сам себя финансировать и развиваться", - уточнил Когогин.
Топ-менеджер допускал, что создаваемое легковое подразделение может быть реализовано в виде публичной компании.
"В этом случае у "КАМАЗа" в ней будет меньше 50%", - сказал он, отмечая, что потенциальное размещение акций новой компании на "Мосбирже" не обсуждалось.
На вопрос о том, в чем заключается интерес "КАМАЗа" в создании производства не профильного для нее легкового продукта, Когогин ответил: "В первую очередь это социальная функция - мы свои знания применяем в той области, где можем работать. Во-вторых, я понимаю, что там в общем-то могут быть неплохие доходы, которые позволят этой компании окупить инвестиции и в будущем заработать".
Подробностей о создании легкового дивизиона в "КАМАЗе" не уточняли. Вместе с тем Когогин упомянул в этом контексте две реализуемые компанией инициативы - технологическое партнерство с автозаводом "Москвич" и проект электромобиля "Атом", реализуемого на базе АО "Кама".