Поволжье / Точка зрения 22 сентября 2014 г. 16:39

От бренда до технологий

Interfax-Russia.ru – "Ростех" направит до 2017 года более 4,5 млрд рублей на модернизацию концерна "Калашников".

Концерн "Калашников" - объединение крупнейших предприятий стрелковой отрасли России, входящих в госкорпорацию "Ростех", - представил программу техперевооружения и модернизации производства. Презентация состоялась в рамках визита на Ижевский механический завод генерального директора "Ростеха" Сергея Чемезова, приуроченного к празднованию Дня оружейника. Этот праздник отмечается уже третий год подряд 19 сентября и связан со знаменитым ижевским конструктором Михаилом Калашниковым, чье имя сегодня носит концерн.

Общий объем запланированных инвестиций превысит 4,5 млрд рублей. Причем, "Калашников" уже приступил к осуществлению масштабной программы модернизации, за первый год руководство концерна инвестировало более 1 млрд рублей в обновление текущего парка станков.

Реализация проекта позволит качественно изменить технологии производства, значительно снизив текущие расходы и энергозатраты, а также улучшить условия и производительность труда.

Одним из ключевых направлений работы по оптимизации производства является внедрение MIM-технологий (изготовление деталей методом прессования специальной смеси, состоящей из металлического порошка и наполнителя).

MIM-технологии позволяют производить детали сложной формы практически без последующей обработки. В качестве сырья в них используется сбалансированная гранулированная смесь мелкодисперсных металлических порошков и полимерного связующего вещества.

Ранее концерн приобрел 51% акций группы компаний "Синтез-ПД" - единственного в России производителя металлических изделий по MIM-технологии, использующего сырье отечественного производителя. Сумма сделки составляет более 250 млн рублей.

Планируется, что в результате внедрения новых технологий трудоемкость производства по ряду направлений снизится на 90%, высвободится 140 единиц оборудования и 1200 кв. метров производственных площадей. В 2014–2015 годах планируется внедрить более 40 новых деталей, произведенных по MIM-технологии, из них 15 уже прошли испытания.

"Одна из наших стратегических целей – повысить конкурентоспособность нашей продукции на глобальном рынке посредством системной и последовательной работы, направленной на рост производительности труда и эффективности производства", - отметил гендиректор "Калашникова" Алексей Криворучко.

Программа промышленного перевооружения – продолжение глобального процесса финансового оздоровления и реорганизации "Калашникова", который был запущен после продажи 49% акций концерна частным акционерам и назначения нового генерального директора.

В 2013 году убыток "Калашникова" составил 1,7 млрд рублей. При этом уже по итогам первого полугодия 2014 года производство стрелкового оружия выросло в два раза, и перед предприятием поставлена задача сохранить данную динамику и продолжить увеличивать объемы производства.

Ожидается, что выручка концерна по результатам 2014 года составит более 9 млрд рублей. По результатам 2013 года она составила чуть более 2 млрд рублей. А в соответствии со стратегией развития отрасли стрелкового оружия на период до 2020 года, разработанной "Ростехом" совместно с Минпромторгом, выручку от продажи стрелкового оружия планируется увеличить до 24 млрд рублей.

Кроме того, запланировано увеличение объемов производства стрелкового оружия в три раза, до 1,9 млн единиц в год, а также увеличение производительности труда в два раза, до 1,9 млн рублей на человека.

При этом концерн "Калашников" будет обеспечивать полный жизненный цикл изделия – от разработки до утилизации. Он также будет проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию перспективных систем и комплексов вооружения.

По мнению Чемезова, благодаря выбранной стратегии развития концерна "Калашников" и привлечению частных инвестиций уже сейчас можно наблюдать серьезное повышение эффективности деятельности концерна.

"По итогам первого полугодия производство стрелкового оружия выросло более чем в два раза, происходит глобальная модернизация производства, внедряются новые технологии, растет конкурентоспособность производимой продукции. По нашим оценкам, уже в ближайшее время эти изменения позволят снизить трудоемкость производства на 30%. Все это позволяет с уверенностью говорить о том, что опыт частно-государственного партнерства является успешным и в рамках стратегии развития "Ростеха" может быть распространен и на другие предприятия", - отметил гендиректор "Ростеха".

Что касается введенных против концерна санкций, то Чемезов расценил их как попытку некоторых западных партнеров недобросовестно конкурировать с российским оружием высокого качества, которое выпускает "Калашников". При этом, по его словам, все совместные с иностранными партнерами предприятия продолжают деятельность, а действующие контракты госкорпорации выполняются.

Вместе с тем, как сообщили агентству "Интерфакс-АВН" в пресс-службе концерна, в связи с введением против него западных санкций "Калашников" изменит свою экспортную стратегию. "Санкции, безусловно, сказались на стратегии всего концерна "Калашников". Это потребует определенных мер по ее коррекции", - сказали в пресс-службе.

Со своей стороны гендиректор концерна уточнил, что "Калашников" рассчитывает компенсировать потери от западных санкций за счет новых рынков сбыта. "Уже сейчас ведутся работы по развитию новых, перспективных экспортных направлений, например, Латинской Америки, стран Азии и Африки. Развитие этих рынков позволит распределить высвободившиеся объемы готовой продукции и сохранить прежние финансовые и производственные показатели", - рассказал Криворучко журналистам.

Он отметил, что для концерна "США - важный рынок сбыта гражданского оружия". "При этом необходимо отметить, что продукция "Калашникова" пользуется в США большим спросом, предзаказ на продукцию гражданского назначения в три раза превышал годовой объем поставок. Таким образом, принятые в отношении "Калашникова" санкции правительства США идут вразрез с интересами американских потребителей", - считает гендиректор.

Говоря о санкциях ЕС, он отметил, что они "не окажут влияния на производство продукции в рамках гособоронзаказа, так как в производстве военной продукции не используются какие-либо европейские комплектующие".

По поводу оружейных разработок Криворучко напомнил, что в 2012 году были разработаны новые образцы стрелкового оружия, в том числе карабин "Сайга-12 исп.340" для практической стрельбы, карабин "Сайга-9", спортивный карабин "Сайга-МК-107". Все эти изделия будут запущены в производство в 2014 году.

Кроме того, по заданию ФСБ России разрабатываются два специальных автомата, для ФСО готовится линейка автоматического оружия на базе АК-12 под патрон 7,62х39 мм, которая придет на смену АК-103, АК-104 и АКСУ-74. В свою очередь в интересах Минобороны России ведутся работы по модернизации штатных автоматов АК-74 и АК "сотой серии", разрабатывается общевойсковой автомат на платформе АК-12.

"В новом АК удалось обеспечить широкие возможности для установки дополнительных приспособлений: прицелов, целеуказателей и иного дополнительного оборудования и существенно улучшить эргономику", - сказал гендиректор, отвечая на вопрос, в чем преимущества АК-12.

Он отметил, что "найдены оптимальные решения для уменьшения отдачи, повышения кучности и точности одиночного огня и автоматической стрельбы".

"Разработан телескопический складной приклад, подгоняемый под индивидуальные особенности бойца. Предусмотрена возможность переключения режима огня одной рукой, причем как левой, так и правой. Внимание уделяется и дизайну, и эргономике автомата, что важно для гражданского рынка", - рассказал Криворучко.

Он добавил, что АК-12 в данный момент проходит испытания в рамках проекта "Ратник", и в ближайшее время будут подведены их итоги.

В рамках процесса модернизации в ноябре концерн "Калашников" также планирует презентовать новый бренд и сайт предприятия. "Новый бренд оружейного холдинга будет профинансирован за счет собственных средств концерна "Калашников". Средства из государственного бюджета для реализации этого проекта привлекать не планируется", - напомнил Криворучко.

Гендиректор пояснил, что без сильного, узнаваемого бренда реализация стратегической цели по расширению рынков сбыта и увеличению доли на существующих площадках невозможна. В связи с этим символу концерна требуется такая же модернизация, как и производственным мощностям.

По словам Криворучко, сейчас в структуре концерна пока нет единой системы символов, в результате чего у потребителя не складывается ощущение единства. При этом не прекращаются споры о художественной несостоятельности существующего бренда.

"Автомат Калашникова - это один из немногих российских символов, действительно узнаваемых в мире, это - бренд без каких-либо натяжек. Графическим воплощением этого бренда важно гордиться так же, как конструктивным и визуальным решением его реального прототипа", - отметил гендиректор.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"