Поволжье / Точка зрения 17 января 2013 г. 19:01

Оставили за решеткой

Interfax-Russia.ru – Суд отказался отсрочить наказание осужденной участнице Pussy Riot Марии Алехиной до тех пор, пока не вырастет ее сын.

Одна из участниц антипутинского перформанса, устроенного группой Pussy Riot в феврале прошлого года в храме Христа Спасителя, Мария Алехина вместе с коллегами Надеждой Толоконниковой и Екатериной Самуцевич за акцию, которая, по их словам, была лишь художественно-политическим высказыванием, получила два года заключения.

Хамовнический суд Москвы, несмотря на призывы правозащитников и протесты Запада (в поддержку скандальной группы выступил ряд мировых знаменитостей, в числе которых Мадонна, Стинг, музыканты группы RHCP, Патти Смит, Денни де Вито и Пол Маккартни), счел выступление хулиганством.

Законным приговор в отношении Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой признал и Мосгорсуд, изменив его в отношении успевшей сменить адвокатов Екатерины Самуцевич, которую отпустили из-под стражи прямо в зале суда.

Тогда защита попросила отсрочить исполнение приговора до достижения 14-летия детьми осужденных – у Толоконниковой дочь Гера, которой четыре года, а у Алехиной пятилетний сын Филипп. Однако ходатайство адвокатов о предоставлении отсрочки отклонили, и практически сразу после этого осужденных отправили к месту исполнения наказания. В частности, Алехину отправили отбывать наказание в колонию N28 в Березниках.

Несмотря на то, что, по утверждению сотрудников колонии, с участницей антипутинского перформанса проводили адаптационные мероприятия, она не смогла ужиться с сокамерниками - с 23 ноября Алехину перевели в безопасную камеру в ШИЗО, в которой она может находиться до 90 дней, по заявлению самой осужденной, которая пожаловалось на плохое отношение к ней со стороны остальных заключенных.

Сама Алехина в рассказе о своих впечатлениях от пребывания в женской исправительной колонии в The New Times писала: "Все вокруг серое, если даже оно и другого цвета - все равно содержит оттенок серого в себе. Все: здания, пища, небо, слова. Это антижизнь на автономном участке пространства".

"В карантине осужденных адаптируют, а точнее - учат привыкать. Привыкать вскакивать в полшестого утра и бежать скорее в ванную (кроме меня, "ванной" эту комнату никто не называет): раковины - три, туалета - два, заключенных - сорок, мы торопимся и в шесть утра, уже партиями по десять человек, бежим в кухню на завтрак. При этом нужно успеть в каптерку, где хранятся все вещи, в том числе и продукты, - если, конечно, мы хотим пить чай; впрочем, попасть туда надо обязательно, так как пижама не может находиться под подушкой. После двух недель умывания ледяной водой мои руки уже не похожи на руки, я могу помыть их и теплой, но за ней очередь и тоже нужно бежать. Бежать надо будет постоянно еще полтора года. Я привыкаю", - рассказала она.

По ее словам, в колонии "фактически просто ищут нарушения", а "главная штука для манипуляций - УДО". "Выйти по УДО - совсем не сложно. Для этого шьют по 12 часов в день за тысячу рублей максимум в месяц; для этого не пишут жалоб; для этого подставляют, доносят, наступают на остатки принципов; для этого молчат и терпят; для этого привыкают", - отмечает Алехина.

4 декабря стало известно, что руководство пермской колонии наложило на Алехину взыскание за несвоевременный подъем. Стоит отметить, что взыскания, занесенные в личное дело осужденного, могут стать основанием для отклонения в дальнейшем его ходатайства об условно-досрочном освобождении.

Вместе с тем представитель УФСИН пояснил "Интерфаксу", что это взыскание может быть погашено, если осужденная докажет свое исправление трудом. "Трудом и своим хорошим отношением к труду можно взыскание снять. Сейчас Алехина как раз пошла в ПТУ, чтобы получить образование швеи, потом, как я понял, будет работать на производстве, и у нее будет возможность снять взыскание", - рассказал "Интерфаксу" руководитель пресс-службы Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Пермскому краю Станислав Волегов.

Он сообщил, что Алехиной был сделан устный выговор с занесением в личное дело. По словам Волегова, если участница Pussy Riot решит просить об условно-досрочном освобождении, то оценку взысканиям, наложенным на нее, будет давать суд. "Дела об УДО рассматривает суд, администрация учреждения предоставляет характеристику на осужденного, где перечисляются взыскания или поощрения, которые были за время отбытия наказания. Исключительно в компетенции суда - дать или нет УДО", - уточнил он.

Позже Алехина получила еще два взыскания в исправительной колонии за несвоевременный подъем - с занесением в личное дело. Как пояснил "Интерфаксу" муж еще одной осужденной участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой Петр Верзилов, в исправительной колонии, где содержится Алехина, "у нее сложились очень напряженные отношения с руководством, которое через взыскания пытается наказать девушку".

"Маша содержится в отдельной камере, у нее нет будильника, и при желании сделать так, чтобы она проспала подъем, не представляется сложным", - рассказал Верзилов, напомнив, что подъем в колонии происходит в 6 часов утра, и, учитывая, что распорядок дня у осужденных очень напряженный, времени для сна остается очень мало.

В общей сложности Алехина получила два взыскания в СИЗО города Москвы и четыре в ИК N28. Защита уже подала жалобу на все взыскания, хотя прокуратура уже признала их законными и обоснованными. Причем, как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" представитель березниковской прокуратуры по надзору за исправительными учреждениями, у девушки зафиксированы, в том числе, устные выговоры за невежливое обращение с администрацией колонии, а также за попытку передать письмо в СМИ во время свидания. При этом сотрудник надзорного ведомства подчеркнул, что подобные наказания (устный выговор - ИФ) не заносят в личное дело.

Тем временем адвокат Алехиной также подал ходатайство в суд Березников об отсрочке наказания. Как и в предыдущий раз, ходатайство было подано в связи с наличием у нее малолетнего ребенка. Причем, как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" один из родственников девушки, правозащитники добились переноса слушания по делу из колонии в здание суда Березников.

"Нам помогли правозащитники, которые смогли договориться с председателем Пермского краевого суда о переносе слушанья в здание суда, чтобы пресса могла на него свободно попасть. Недавно я разговаривал с Львом Пономаревым, и он сообщил, что заседание все-таки будет проходить в стенах городского суда 16 января", - рассказал собеседник агентства.

16 января участницу панк-группы Pussy Riot доставили в Березниковский городской суд Пермского края, где Алехина попросила об отсрочке наказания до тех пор, пока ее малолетнему сыну не исполнится 14 лет. "Это время (воспитание ребенка), и эти травмы (для малыша в отсутствии матери) необратимы", - заявила она, обращаясь к городскому суду, пояснив, что принимала активное участие в воспитании малыша: водила его в садик, в кружки дополнительного развития.

"Насколько мне известно, он очень скучает, ему меня не хватает", - сказала Алехина. По ее словам, все заботы о воспитании ребенка сейчас легли на родных, о здоровье которых она беспокоится.

Со своей стороны адвокат Оксана Дарова напомнила, что суду представлены справки о нелишении родительских прав, о наличии жилья у ее подзащитной. "Моя подзащитная занимала активную жизненную позицию, развивала творческие способности, любовь к литературе у ребенка. Она принимала участие в экологических акциях. Например, по защите озера Байкал. И ее сын часто был с ней неразлучен. Он учился помогать слабым и немощным", - отметила Дарова.

"Моя подзащитная не утратила связь с сыном, - продолжала адвокат. - Она интересуется его жизнью, о его успехах и неудачах через маму. Ребенок страдает от нехватки самого близкого и дорого человека. Ухудшилось психо-эмоциональное состояние ребенка. Он очень смышленый, но он все-таки ребенок".

Что касается взысканий, которые были назначены в местах лишения свободы, то сама Алехина заявила, что не согласна ни с одним из них, и пожаловалась, что ей не предоставляли адвоката на комиссиях по разбору ее взысканий и на то, что на нее там оказывали психологическое давление.

В частности, разбирая одно из наказаний, она объяснила, что одно из взысканий получила только потому, что не слышала сигнала просыпаться. "Сотрудник колонии просто подходит к двери и говорит "подъем" с разной громкостью. Я просто не услышала это. Потом мне объявили, что я нарушила режим", - рассказала она, также сообщив, что писала начальнику колонии жалобу по одному из нарушений, но она потерялась.

Однако представитель прокуратуры поддержал позицию колонии, где отбывает наказание участница группы Pussy Riot, которая не видит причин для предоставления ей отсрочки в связи с наличием маленького ребенка.

"Согласно характеристике из колонии, у нее есть непогашенные взыскания, а поощрений нет. В связи с этим руководство колонии не поддерживает ходатайство об отсрочке наказания. Также Алехина ранее нигде не работала и сама является иждивенцем. Жизнью и состоянием сына не интересовалась. Сын ее проживает с отцом, имеются другие родственники. На основании изложенного прошу отказать в удовлетворении ходатайства", - заявил представитель прокуратуры Лев Ташкинов на заседании суда.

Адвокат, в свою очередь, настаивала на удовлетворении ходатайства об отсрочке наказания: "Ничто не может заменить ребенку мать. Она должна заниматься воспитанием сына, поэтому я прошу удовлетворить заявленное мною и моей подзащитной ходатайство".

В итоге суд отказал в удовлетворении ходатайства об отсрочке наказания, посчитав, что наличие малолетнего ребенка у Алехиной было учтено Хамовническим судом Москвы, и новых обстоятельств не выявлено.

Сама осужденная заявила, что воспользуется своим правом и обжалует данное решение в течение 10 дней. После оглашения решения Алехину вывели из здания суда и посадили в полицейский "ПАЗ", вокруг которого было выставлено оцепление из сотрудников ОМОНа и полиции. Несколько полицейских нарядов находились и у здания суда. Так что ожидавшие ее журналисты, а их собралось немало, не успели задать ни одного вопроса.

Правозащитники уже выразили свое возмущение решением суда. "Сегодняшнее решение суда - это дальнейшая пародия на правосудие", - заявил заместитель программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии Дэвид Диас-Жожекс.

По его мнению, три девушки из Pussy Riot не должны были подвергаться уголовному преследованию, а решение Березниковского суда "вновь доказало, что российские власти готовы подавлять свободу слова, ни с чем не считаясь".

Представитель международной правозащитной организации призвал к немедленному освобождению Алехиной и Толоконниковой, а также к снятию обвинений, ранее вынесенных Самуцевич.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".