Interfax-Russia.ru – Татарстан не готов менять Конституцию ради изменения названия высшего должностного лица – в республике не хотят, чтобы ее глава лишился статуса президента.
Инициатива отмены названия "президент" для высших должностных лиц в субъектах РФ принадлежит президенту Чечни Рамзану Кадырову. Считая, что в России только один государственный деятель имеет право называться президентом, Кадыров призвал прекратить "парад региональных президентов".
Инициатива чеченского лидера вызвала оживленную дискуссию в обществе и вновь подняла тему унификации названия руководителей субъектов. В частности, речь зашла о необходимости внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство.
Руководители ряда российских республик, в том числе и поволжских, поддержали предложение Кадырова. "Безусловно, логика в заявлениях Рамзана Кадырова, есть. В России президент должен быть один. Если такое решение будет принято, то мы сочтем его верным", - в частности заявил "Интерфаксу" президент Марий Эл Леонид Маркелов.
В свою очередь президент Удмуртии Александр Волков считает, что название глав субъектов Федерации не должно быть прерогативой регионов, а должно определяться федеральным законом. "Надо не стесняясь и не краснея наконец принять федеральный закон, который все определит. (…)То время, когда каждый берет, что сможет, уже прошло, и надо это признать. Должен быть порядок. Мы – Россия, одна страна. Порядок должен быть один для всех", - заявил Волков агентству "Интерфакс-Поволжье".
Не возражает против переименования своей должности и президент Башкирии Рустэм Хамитов. "Президент Башкирии считает, что для него лично не принципиально, как будет называться его должность, это не самый важный для него на сегодняшний день вопрос", - заявил агентству "Интерфакс-Поволжье" заместитель главы администрации президента Башкирии Ростислав Мурзагулов.
При этом, уточнил собеседник агентства, решение о переименовании названия должности руководителя республики должно быть зафиксировано в нормативно-правовых актах федерального и республиканского уровня. "Если соответствующие структуры, федеральные и республиканские, примут решение о переименовании и унификации должности глав субъектов Федерации, Хамитов возражать не будет", - подчеркнул Мурзагулов.
Однако инициатива чеченского лидера об исключении слова "президент" из наименования высшего должностного лица субъекта РФ не нашла поддержки в Татарстане. Здесь не видят необходимости переименовывать должность руководителя республики, заявил агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель пресс-службы президента Татарстана Андрей Кузьмин во вторник в Казани.
В Татарстане, напомнил Кузьмин, есть Конституция. "В ней все написано, а именно, что высшим должностным лицом республики является президент. Никаких инициатив по внесению изменений в Основной закон республики, связанных с наименованием руководителя региона, а именно президента, в Татарстане нет", - сказал собеседник агентства.
И первый президент Татарстана, а ныне – госсоветник республики Минтимер Шаймиев считает, что депутаты республиканского парламента, скорее всего, не станут менять Конституцию ради изменения названия высшего должностного лица. "Если какие-то республики проявляют инициативу об изменении названия высшего должностного лица своих территорий, то по Конституции РФ и их конституциям, - это их исключительное право, - сказал Шаймиев "Интерфаксу". - В парламент Татарстана, как мне известно, от лиц – юридических или физических, обладающих правом законодательной инициативы, таких предложений не поступало".
По его мнению, "если и появятся подобные предложения, то Госсовет Татарстана, скорее всего, не пойдет на изменение основного закона республики". "Я знаю, что наш депутатский корпус очень бережно относится к Конституции республики. Как показало непростое постперестроечное время, однажды принятая Конституция Татарстана обеспечивает мир и спокойствие в многонациональной и многоконфессиональной республике", - подчеркнул Шаймиев.
О том, что Татарстан не пойдет на упразднение должности президента республики, говорит и бывший госсоветник Татарстана, ныне директор Института истории Академии наук республики Рафаэль Хакимов. "Я уверен, что должность президента в Татарстане упразднена не будет. Есть Конституция Татарстана, где все четко и однозначно прописано: должность президента республики, его полномочия. Президентская должность касается статуса республики", - подчеркнул Хакимов.
При этом он также сослался на Конституцию РФ, в соответствии с которой статус субъектов определяется самим субъектом РФ и является его – субъекта – прерогативой. "Эта статья Конституции очень жесткая и не может быть изменена ни принятием федерального закона, ни голосованием, ни референдумом, ни парламентом, ни Федеральным собранием. Речь идет о статье 11 главе 1 Основного закона страны, и она может быть изменена только в рамках Конституционного собрания", - отмечает директор Института истории АН Татарстана.
По его словам, по Конституции Татарстана статус республики и ее президента может быть изменен только с помощью референдума. "Если ситуация дойдет до референдума, то это будет очень серьезно и люди в республике начнут задумываться, какой же статус у Татарстана", - заявил Хакимов.
"Непонятно, зачем все это федеральным властям. Татарстан – нормально работающий субъект, взаимоотношения Москвы и Казани прозрачны, ситуация спокойная в социальном и экономическом плане. Сейчас же надо будет народу республики объяснять, почему Татарстан понижает свой статус, упраздняя должность президента. Сразу же возникнут у общественности вопросы о полномочиях – почему их отобрал федеральный центр и насколько это было конституционным", - отметил Хакимов.
Он считает, что нынешняя ситуация с должностью президента в Татарстане в конечном итоге останется неизменной. В подтверждение этого мнения он напомнил ситуацию, когда шли непростые переговоры между Казанью и Москвой по поводу перевода татарской письменности с кириллицы на латиницу. "Тогда мы свой закон не отменили, но приостановили его действие. Выборность президента у нас также остается конституционной нормой, но было принято решение пока приостановить действие этой нормы, но мы ее не отменили", - подчеркнул Хакимов.
Директор Института истории АН Татарстана выразил уверенность в том, что в итоге "Москва и Казань найдут какую-то формулу, которая всех устроит, при сохранении должности президента Татарстана".
Впрочем, эту точку зрения разделяют не все. Так, директор Института политики и государственного права Виталий Иванов считает, что в случае принятия соответствующего федерального закона Татарстану все равно придется отказаться от должности президента республики.
По словам Иванова, позиция Шаймиева понятна: "Он человек из 90-х, для него, первого президента из числа республиканских лидеров, татарстанское президентство – важное историческое завоевание, но это его собственное моральное отношение". "Но Шаймиев уже не является главой Татарстана, кроме того, практически большинство действующих президентов российских республик высказались за переименование своих должностей", - подчеркнул политолог.
По его мнению, переименование должностей глав республик необходимо, поскольку "слово "президент" в русском политическом лексиконе устойчиво ассоциируется со статусом государства – с суверенитетом", а наличие того же наименования должности главы региона создает определенный диссонанс.
Со своей стороны первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что Шаймиев в вопросе об отмене поста президента республики выражает мнение элиты Татарстана. "То, что для большинства республик глубоко второстепенно, для Татарстана психологически важно, потому, что таким образом они подчеркивают свою государственность в рамках России. В Татарстане опасаются, что если институт президентства в республике отменят, то атрибут государственности будет утрачен", - заявил Макаркин "Интерфаксу".
Политолог убежден, что позиция Шаймиева нацелена не на поощрение сепаратистских настроений, а на сохранение названия должности "президент" как символа, имеющего для Татарстана важное психологическое значение. "Сейчас речь идет о символе государственности Татарстана в составе России. И если для большинства республик вопрос о названии должности главы региона не важен, то для Татарстана это важно, поскольку у республики, как считается, особые отношения с федеральным центром", - считает Макаркин.
По его словам, Татарстан является единственным российским регионом, у которого остался договор с федеральным центром. "С другими субъектами РФ договоры были аннулированы, а Татарстан договор смог перезаключить, хотя и на несколько иных условиях, чем в 1994 году. Все равно, наличие этого договора является особенностью республики. Это ее самость", - отмечает политолог.
Макаркин уверен, что в случае необходимости "центр" сможет "все унифицировать и сломать татарстанскую элиту". Однако, считает эксперт, "другой вопрос, какие будут издержки, в том числе и психологические, и насколько центр захочет создавать проблемы на ровном месте".
Обозреватель Анастасия Николаева