Поволжье / Точка зрения 20 октября 2011 г. 16:12

Окно жизни

Interfax-Russia.ru – Первый в России бэби-бокс, куда мать может анонимно отдать ребенка под опеку государства, откроется в ноябре в Перми. Его идеологи думают выйти и на федеральный уровень.

Бэби-бокс или "окно жизни" - это инкубатор со специальной кроваткой-колыбелью, вмонтированный в стену здания, как правило, больницы или социального учреждения. Одна дверца находится на улице, а вторая - внутри помещения. Открывая бокс снаружи, малыша кладут на специальную комфортную кроватку и, после того как дверца закрывается, она блокируется - снаружи ее уже невозможно открыть.

Около бэби-бокса нет ни видеокамер, ни охраны. Об оставленном младенце внутри помещения персонал узнает по тревожному звонку и миганию лампы. Малыша осматривают специалисты, делают первичные анализы и сообщают о найденном ребенке в полицию и в органы опеки.

Если ребенок не объявлен пропавшим и его родители неизвестны, ему присваивается статус найденыша. Далее его судьбой займутся органы государственной опеки. При этом мать может передумать и вернуть себе дитя - после генетической экспертизы, но лишь до того момента, пока его не усыновили.

Немаловажным преимуществом использования "окна жизни" является отсутствие уголовной ответственности – мать не несет никакого наказания за оставление младенца в бэби-боксе при условии отсутствия у него телесных повреждений. Официальное юридическое подтверждение этому предоставила прокуратура Пермского края.

По мнению надзорного ведомства, при использовании современных технологий, изначально предусмотренных при установке инкубатора – специальная кроватка для новорожденных, и немедленное поступление младенца под контроль врачей, а также осведомленности об этом женщин, оставляющих ребенка в бэби-боксе, "признак наличия опасности для жизни и здоровья младенца, предусмотренный ст. 125 УК РФ, будет отсутствовать".

Среди преимуществ установки бэби-боксов авторы проекта "Колыбель жизни" особо отмечают анонимность действий, поскольку матери зачастую идут на убийство своего ребенка из-за стыда и страха, чтобы о нем никто не узнал.

По оперативным данным ГУ МВД по Пермскому краю, только в течение 2011 года в разных муниципалитетах края было найдено 7 трупов новорожденных. По мнению авторов проекта, бэби-боксы позволят существенно изменить эту печальную статистику.

Сейчас любая женщина может официально отказаться от нежеланного ребенка прямо в роддоме. Причин для такого решения может быть множество: страх ответственности, плохое финансовое положение, семейные проблемы, и так далее. Однако, как считает автор проекта Елена Котова, в отдельных случаях страх общественного порицания мешает оставить ребенка в роддоме, и именно этот страх толкает мать на убийство.

К тому же в отличие от процедур, которые необходимо для оформления отказа от ребенка в роддоме, в бэби-бокс требуется только положить ребенка. Тем более что в основном матери, идущие на убийство своих детей, рожают дома или в других местах, но не в роддомах.

Проблема убийства матерями своих новорожденных детей - не нова, как и поиск возможностей предотвратить это. Еще в XII веке по инициативе папы римского Иннокентия III, шокированного известием об огромном количестве мертвых младенцев, найденных в водах Тибра, появился прототип современного "окна жизни" - так называемое "колесо подкидышей". Первое такое "колесо", представляющее собой помещавшийся в стене деревянный вертикальный цилиндр, который необходимо было прокрутить, чтобы ребенок оказался внутри помещения, действовало в госпитале Святого Духа в Риме, рядом с Ватиканом. В конце 19 века от данного устройства отказались.

В России деятельность по призрению "государственных младенцев", то есть устройство "отказных" детей под опеку государства стал развивать Петр I, издавший указы о запрете детоубийства. В Москве и других российских городах были открыты госпитали для зазорных (незаконнорожденных) детей, в которых была введена практика "тайного приноса" младенцев через окно, с целью сохранения анонимности принесшего. Незаконнорожденные дети должны были, по взрослению, отдаваться в гарнизонные школы, а потом пополнять ряды российской армии.

Екатерина Великая также стремилась сократить количество детоубийств, открыв специальные приюты для подкидышей. Там же и появились первые "окна жизни" - колыбели, в которые матери клали своих детей и уходили. А при каждом воспитательном доме был открыт секретно-родильный госпиталь, где роженицы имели право не называть свое имя.

Например, по уставу Московского воспитательного дома, основанного в 1763 году, младенцев обязаны были принимать, не спрашивая у приносящего ничего - только имя малыша, и крещен ли он. За один лишь 1765 год Воспитательный дом принял 793 ребенка.

В Европе к идее установки "окон жизни" вернулись в Германии в 2000 году. Первый "инкубатор" для спасения жизни детей в апреле 2000 года был установлен в Гамбурге. Этот проект получил поддержку правительства после получения статистики 1999 года о младенцах, выброшенных в мусорные контейнеры Гамбурга. В течение пяти лет в Baby Box было оставлено 25 детей.

В Чехии есть более 20 мест для спасения жизни детей, в целом планируется установить 70 Baby Box, по одному в административном центре каждого района. За три года существования Baby Box во всей Чехии в них было оставлено 12 малышей, из них 9 - в Праге.

В мае 2007 года первый Baby Box был открыт также в Японии, в больнице Дзикэй префектуры Кумамото. В этой больнице, работающей по христианским принципам, никогда не проводят аборты, и делается все для спасения жизни.

Кроме того, места, где можно оставить новорожденного, есть в Италии, Венгрии, Бельгии, Австрии, Швеции, Словакии, Южной Африке, Индии.

Теперь такой шанс спасти жизни новорожденных появится и в России. Первый бэби-бокс в ноябре планируется установить в Перми. Идею бэби-боксов впервые озвучил пермский уполномоченный по правам ребенка Павел Миков еще в 2009 году. А вернулись к ней после нескольких резонансных историй, в том числе, чудовищного случая в Кондратово, когда мать хранила трупы двоих своих новорожденных детей в холодильнике.

В сентябре в ходе совместной прямой линии с населением, посвященной проблемам насилия над детьми, руководитель следственного управления СКР по Пермскому краю Марина Заббарова и Павел Миков останавливались на теме бэби-боксов подробно.

"Уголовная ответственность существует за лишение младенца жизни и за оставление его в опасности, – говорила тогда Заббарова. – Классика жанра: женщина оставляет новорожденного на пороге больницы, завернутого, как положено, в пеленки и одеяло. Если ребенок сразу попадает к врачам, и если мы не обнаруживаем у него никаких телесных повреждений, если он здоров, его не травили, не душили, не морозили, если она его не в минус 40 градусов в распашонке принесла… В принципе, мы такую отказницу особо искать и не будем, она нам не очень и нужна".

Беби-бокс тем и удобен, что ребенок практически сразу поступает под присмотр врачей. Тогда Заббарова добавила, что, "если хоть одна из таких женщин все-таки примет решение не брать греха на душу, а попросит кого-то снести нежеланного ребенка в этот бэби-бокс или сама ночью сбегает-подкинет, то будет полная победа".

Сейчас позиция ведомства однозначна – женщина, принесшая ребенка в беби-бокс, не будет разыскиваться и преследоваться, если ребенок здоров, и на нем нет следов каких-либо издевательств. Следственный комитет целиком и полностью поддерживает проект "Колыбель надежды", и готов оказать поддержку деятельности фонда, в том числе в части профилактики преступлений против жизни новорожденных. Следователям вторят и полицейские.

Миков уточняет: целевая группа бэби-боксов – женщины, вынашивающие и рожающие детей нелегально, не обращаясь за помощью врачей, заранее принявшие решение о тайном избавлении от ребенка. Другими словами, работники системы здравоохранения, через которую сейчас проходят все оставленные в младенчестве дети, даже не знакомы с целевой группой проекта.

Вместе с тем, считает прикамский уполномоченный по правам ребенка, бэби-бокс – не панацея, необходима обширная профилактическая работа. "Молодежи нужно прививать ответственное отношение к родительству, работать со студентами вузов и техучилищ, особенно проживающими в общежитиях, профилактика должна проходить в школах и женских консультациях. И к этой работе должны подключиться все субъекты профилактики – начиная от систем здравоохранения и образования, и заканчивая правоохранительными органами", - убежден Миков.

И, тем не менее, детский омбудсмен уверен, что бэби-боксы нужны региону: они не призывают отказаться от ребенка – нет никаких оснований думать, что установка "окон жизни" даст толчок к массовым отказам от детей. Это всего лишь шанс для тех, кто принял решение отказаться от ребенка тайком, не пойти на убийство.

В свою очередь, директор женской краевой общественной организации "Ассоциация женщин Прикамья" Ирина Воздвиженская на пресс-конференции в пермском пресс-центре "Интерфакс-Поволжье" отмечала, что основная проблема кроется в восприятии инициативы обществом.

"Часто женщина не видит выхода в трудной жизненной ситуации. Мы, окружающие, проходим мимо ее проблем, а потом осуждаем. Возможно, эти контейнеры помогут решить вопрос детской смертности. Я считаю, что это один из шагов по решению социальных трудностей, с которыми сталкивается женщина", - сказала Вознесенская.

Руководитель проекта "Колыбель надежды" Елена Котова рассчитывает, что география установки бэби-боксов в скором времени расширится. "Мы надеемся, что они будут установлены на территории всего региона, чтобы женщины смогли сохранить детям жизнь, если они чувствуют, что не могут выполнить свой материнский долг", - заявляла она на пресс-конференции.

Вместе с тем на страничке проекта в социальных сетях появилась информация, что в данный момент уже ведутся переговоры об установке бэби-боксов в Сибири, Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Краснодарском крае, Кировской области, Уфе, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и др. российских регионах.

Тем более, что в России тему создания бэби-боксов уже вынесли на законодательный уровень. В Госдуму внесен проект закона, который предоставит российским женщинам анонимное право отказаться от новорожденного не только в роддоме, но и в течение первого полугода его жизни. С этой целью муниципальным и региональным властям предлагается продумать возможность создания на базах медицинских, социальных центров, а также монастырей специальных окон, куда матери, не желающие воспитывать своего ребенка, смогут отдать малыша.

Одновременно планируется внести поправки в УК РФ, снимающие уголовную ответственность с таких женщин, а также изменения в ряд других законов, позволяющие беспрепятственно зарегистрировать "отказника", выдать ему свидетельство о рождении и предоставить льготы.

Обозреватель Анастасия Николаева