Interfax-Russia.ru – Участница Pussy Riot Надежда Толоконникова сообщила, что ее хотели убить, и объявила голодовку. Ее перевели в безопасное место в колонии.
Отбывающая наказание в мордовской колонии за панк-молебен в храме Христа Спасителя участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова 23 сентября объявила голодовку.
В письме Толоконниковой, которое в "Интерфакс" передал ее муж Петр Верзилов, девушка называет свои действия "крайним методом", однако считает, что "это единственно возможный выход из сложившейся ситуации", поскольку администрация колонии отказывается ее слушать.
Участница Pussy Riot обращает внимание на то, что в колонии, где она отбывает наказание, заключенные вынуждены работать по 16 часов.
"Вся моя бригада в швейном цехе работает по 16-17 часов в день. С 7:30 до 0:30. Сон - в лучшем случае часа 4 в день. Выходной случается раз в полтора месяца. Почти все воскресенья - рабочие. Осужденные пишут заявления на выход на работу в выходной с формулировкой "по собственному желанию". На деле, конечно, никакого желания нет. Но эти заявления пишутся в приказном порядке по требованию начальства и зэчек, транслирующих волю начальства", - отметила Толоконникова.
Она также заявила, что некоторых заключенных избивают другие осужденные женщины.
"Режим в колонии действительно устроен так, что подавление воли человека, запугивание его, превращение в бессловесного раба осуществляется руками осужденных, занимающих посты мастеров бригад и старшин отрядов, получающих указания от начальников", - написала участница панк-группы.
Именно поэтому, по словам Толоконниковой, она объявляет голодовку и отказывается "участвовать в рабском труде в лагере, пока начальство колонии не начнет исполнять законы и относиться к осужденным женщинам не как к выброшенному из правового поля скоту для нужд швейного производства, а как к людям".
Заявление о начале голодовки участница Pussy Riot отправила во ФСИН. Кроме того, она пожаловалась в Следственный комитет России на угрозу убийством со стороны администрации колонии и обратилась к уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину.
В частности, в обращении к российскому омбудсмену она привела фразу заместителя начальника ИК-14 Юрия Куприянова, которую, по словам заключенной, она расценивает "как прямую угрозу убийством".
"Тебе уже точно никогда не будет плохо, потому что на том свете плохо не бывает", – заявил он Толоконниковой после ее обращения в компетентные органы для проверки деятельности администрации ИК-14 и пр.
Между тем, по версии ФСИН, события разворачивались иначе: 17 сентября на выходе с территории колонии к Куприянову обратились супруг осужденной Петр Верзилов и ее адвокат Ирина Хрунова. Во время беседы Верзилов и Хрунова предложили перевести Толоконникову в другой отряд и трудоустроить ее в художественную мастерскую. А в случае невыполнения этих условий, пообещали направить в СК РФ, Генпрокуратуру, ФСИН и СМИ заявления о том, что замначальника колонии угрожает заключенной физической расправой и убийством. При этом, сообщили в ФСИН, Куприянову продемонстрировали подготовленные заранее заявления.
Как утверждают в ведомстве, в ответ Куприянов пояснил, что трудоустройством осужденных не занимается, поскольку решение о переводе принимает специально созданная комиссия. Затем он "обратился с заявлениями о склонении к совершению должностного правонарушения (созданию льготных условий для Толоконниковой) в Дубравную прокуратуру и начальнику УФСИН России по Республике Мордовия".
Авторы сообщения также обратили внимание, что заявление об объявлении голодовки поступило от Толоконниковой в 11:45, а до этого утром, 23 сентября, осужденная была на завтраке.
В ФСИН отметили, что в ИК-14 основное производство – швейное, и большинство осужденных трудоустроено именно там. Работа в промышленной зоне организована в две смены: с 8:00 до 16:00 и с 16:30 до 00:30, с перерывами на обед. При этом Толоконникова работает в первую смену с перерывом на обед, норма выработки едина для всех осужденных, работающих на швейном производстве, и никаких специальных требований к Толоконниковой не предъявляется.
В свою очередь, адвокат Толоконниковой Ирина Хрунова заявила агентству "Интерфакс-Поволжье", что она обращалась к Куприянову "с просьбой перевести Надю в другой отряд или иное место работы, предлагая несколько вариантов таких мест".
"Моя просьба была связана с тем, что в отряде и бригаде на швейном производстве Наде угрожают другие осужденные. Это началось с 30 августа. Надя сообщала об этом администрации колонии, однако та не предприняла никаких мер", - сказала Хрунова.
Адвокат сообщила, что в ответ на просьбу о переводе замначальника колонии пообещал решить вопрос до 20 сентября, однако этого сделано не было.
Сейчас Дубравная спецпрокуратура Мордовии проводит проверку по заявлению заместителя начальника ИК-14 о склонении его к совершению должностного правонарушения.
"Заявление от заместителя начальника ИК-14 Юрия Куприянова поступило к нам еще в пятницу", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" прокурор Владимир Мельников.
По его словам, в ходе проверки сотрудники прокуратуры намерены посетить ИК-14, а также ознакомиться с заявлением Толоконниковой об угрозах ей убийством со стороны администрации колонии.
"Проверка продлится до 30 суток. Если будут основания, то по окончании нее мы примем процессуальное решение", - отметил собеседник агентства.
Со своей стороны следственные органы Мордовии проводят доследственную проверку по заявлению Толоконниковой об угрозах со стороны осужденных и администрации ИК-14, где она отбывает наказание. Заявление осужденной поступило в ведомство накануне.
Свою проверку сигнала о нарушениях в колонии ИК-14 проведут и члены Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ). В частности, представители СПЧ отправились в Мордовию24 сентября, где помимо колонии, в которой отбывает наказание Толоконникова, посетят ИК-12 и ИК-13.
"На месте все выяснят и результаты доложат Совету, а мы - президенту", - написал накануне в своем микроблоге в Twitter председатель СПЧ Михаил Федотов.
Тем временем Толоконникову перевели в безопасное место в колонии. Как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" председатель республиканской общественной наблюдательной комиссии Геннадий Морозов, это связано с ее заявлением об угрозах.
"В данный момент она на работу не выходит, пищу ей приносят. Если она не кушает, то сотрудники колонии ставят об этом отметку. Если она продолжит голодать, то ее ежедневно будут осматривать медики", - рассказал Морозов.
Как пояснил "Интерфаксу" сотрудник пресс-службы ФСИН, осужденная находится "в одиночной камере с комфортными условиями: площадью семь квадратных метров, оборудованной спальным местом, холодильником и санитарным узлом".
"При ней находятся все ее личные вещи - продукты, книги. Она имеет право на неограниченное количество телефонных звонков", - добавил собеседник агентства.
Впрочем, по словам адвоката Толоконниковой, такой вариант не устраивает ни саму осужденную, ни ее защиту.
"Туда могут заходить сотрудники администрации колонии, а Надя жаловалась на то, что администрация ей угрожает", - сказала Хрунова.
Она также сообщила, что накануне в колонию приезжал следователь СКР, однако Толоконникова отказалась общаться с ним без адвоката.
"Надя взяла у него телефоны и в ближайшее время пообщается в присутствии защитника", - добавила адвокат.
Вместе с тем руководитель старейшей в РФ независимой правозащитной организации, Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что участница панк-группы Pussy Riot, объявившая в колонии голодовку, рискует подорвать здоровье.
"Голодовки я не люблю. Я их всегда призываю прекратить. Но, по всей видимости, она пытается быстро обратить на себя внимание, используя крайние средства. Я ее понимаю, но считаю, что голодовка - ужасно", - заявила Алексеева "Интерфаксу", отметив, что "голодовка через какое-то время дает негативные необратимые последствия для здоровья и укорачивает жизнь".
Она также надеется, что жалобы арестантки не останутся без внимания.
"Ей, вообще, в колонии не место. Участниц Pussy Riot вообще не надо было помещать в тюрьму, как и узников "болотного дела". Это именно тот случай, когда по политическим мотивам отбывают наказание невиновные", – убеждена правозащитница.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"