Interfax-Russia.ru - Новая стратегия "КАМАЗа" предполагает развитие транспортного бизнеса, разработку и выпуск новых моделей, замещение недостающего персонала роботами.
Новая стратегия "КАМАЗа" до 2030 года предполагает инвестиции в объеме более 380 млрд рублей
ПАО "КАМАЗ" опубликовало стратегию, утвержденную советом директоров компании в декабре 2023 года. В конце 2023 года компания уже сообщала о том, что к 2030 году ставит целью достигнуть совокупного оборота 806 млрд рублей в год (рост в 2,7 раза к 2022 году), выйдя на продажи 60 тыс. грузовиков в год (+17% к 2022 году) и немного нарастив экспорт. Те же цифры называются в стратегии, но с уточнением.
Так, согласно документу, к 2030 году "КАМАЗ" хочет увеличить выручку:
- в своем основном сегменте тяжелых грузовиков - до 511 млрд рублей (в 2,6 раза к 2022 году);
- в пассажирском транспорте - до 65 млрд рублей (в 3,8 раза) за счет господдержки продаж электробусов;
- от продажи запчастей - в 1,8 раза, до 49 млрд рублей;
- в сегменте прицепной техники - в 9,6 раза, до 48 млрд рублей;
- в транспортном бизнесе – до 86 млрд рублей в год.
Читайте также:
В пресс-службе автопроизводителя "Интерфаксу" уточнили, что прогноз по транспортному бизнесу "КАМАЗа" связан в основном с планами нового дочернего FTL- грузоперевозчика - компании NatCar (АО "Национальный перевозчик").
Прочая выручка группы, не связанная с названными выше сегментами, предполагается в объеме 46 млрд рублей в год против 49 млрд рублей в 2022 году.
Гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин со своей стороны отметил, что "в кардинально изменившихся геополитических и макроэкономических условиях группа успешно адаптировалась к новой реальности и новым вызовам".
"Выпуск техники "КАМАЗ" ведется в безостановочном режиме одновременно с перепроектированием модельного ряда на другую компонентную базу, обновлением состава бизнес-партнеров, переориентацией логистических маршрутов. Выполнена главная задача: рестарт производства грузовиков поколения К5 с улучшенными техническими характеристиками и потребительскими свойствами. В условиях высокой волатильности рынка, устойчивость и эффективность бизнеса будет повышена за счет трансформации бизнес-модели компании с предоставлением клиентам комплексных транспортных решений и сервисов, включая широкий спектр инструментов цифровизации", - заявил глава компании.
Инвестпрограмма "КАМАЗа" до 2030 года сформирована в объеме более 380 млрд рублей. Ее приоритетами являются:
- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
- реинжиниринг производства;
- развитие новых бизнесов и продаж.
Динамика инвестиций планируется на уровне 6-9% годовой выручки компании.
Стратегия "КАМАЗа" разработана с учетом действующих макрофакторов и долгосрочных трендов мирового автопрома и рассматривает несколько прогнозных сценариев развития российского рынка грузовых автомобилей. Базовый прогноз предполагает, что рынок грузовиков после 2024 года опустится ниже 100 тыс. штук в год и будет балансировать вокруг отметки в 90 тыс. машин. При этом в 2023 году он был рекордно высок, превысив 140 тыс. шт.
Какие новинки "КАМАЗа" ждут потребителей?
"КАМАЗ" в рамках итоговой коллегии Минпромторга Татарстана представил образцы техники, которые выпускаются уже на новой санкционно устойчивой компонентной базе.
Один из таких экспонатов - магистральный тягач КАМАЗ-54901, выпускаемый с февраля 2023 года. При создании этой "антисанкционной версии" флагмана автомобилей поколения К5 была цель превзойти прежний уровень потребительских свойств машины.
У новой версии автомобиля каркас кабины из локализованной стали, 13-литровый двигатель, модернизированная приборная панель, экран увеличенного размером с функцией управления автомобилем через экранные символы.
Еще одна новая модель линейки К5 – самосвал КАМАЗ-6595 с колесной формулой 6х4. Первый такой самосвал выпустили в ноябре 2023 года. Применение усиленной рамы и 16-тонных мостов позволило увеличить грузоподъемность самосвала до 25 тонн. Трехсекционный металлический передний бампер обеспечивает автомобилю повышенную геометрическую проходимость. Автомобиль оборудован самосвальной платформой объемом 20 куб. м с системой обогрева выхлопными газами.
"КАМАЗ" в феврале планирует приступить к созданию беспилотного карьерного самосвала грузоподъемностью 220 тонн. Инновационная конструкция машины позволит ей двигаться по заданному маршруту в роботизированном режиме. Это исключит маневры под погрузкой и на отвале, что уменьшит эксплуатационные расходы на перевозку горной массы за счет увеличения производительности. Также снизятся расходы на топливо и затраты на крупногабаритные шины. Испытания и производство карьерной техники "КАМАЗ" организуют в Кузбассе.
В планах "КАМАЗа" также - создание серийных изделий, использующих водород. Среди них:
- грузовой автомобиль;
- складская техника;
- водный автобус-электроход;
- мобильные водородные заправочные станции;
- электролизеры и др.
"Мы уже имеем опыт разработок и внедрения перспективных водородных технологий в коммерческом транспорте. Но эта тематика требует интеграции усилий не только производителей автотехники, но передовых технологических компаний", - заявил генеральный директор "КАМАЗа" на подписании соглашения о сотрудничестве в области развития водородных технологий с АФК "Система".
"КАМАЗ" рассчитывает заместить современными роботами недостающий персонал
На "КАМАЗе" утверждена программа роботизации до 2030 года. Как пояснил на итоговой коллегии Минпромторга Татарстана Когогин, работа в этом направлении идет по тем видам производств и технологическим процессам, где целесообразно и выгодно применение роботов. Так, в первую очередь, планируется внедрение роботов на производствах с вредными, тяжелыми и монотонными условиями труда. Потом там, где необходимо обеспечить кратный рост производительности и постоянное качество продукции.
Основная задача таких проектов, по словам главы компании, высвобождение персонала с вредного производства. Он рассказал, что уровень роботизации производства на "КАМАЗе" составляет 60 роботов на 10 тыс. работающих, по сравнению с 7 роботами по стране в среднем. Самым показательным примером высокого уровня роботизации в компании он назвал новый завод по производству унифицированных каркасов кабин с уровнем автоматизации 80%.
"В проекте задействованы самые современные и зарекомендовавшие себя мировые технологии, установлено 117 промышленных роботов", - уточнил Когогин.
В общей сложности сейчас в производстве автомобильной техники "КАМАЗа" задействован 231 робот, к 2026 году планируется увеличить количество установленных роботов до 615 единиц, к 2030 году – внедрить в производство 923 робота. Таким образом, подсчитал глава компании, "плотность" роботизации к 2030 году достигнет 280 роботов на 10 тыс. работающих.
Он обратил внимание на важность роботизации производства и с позиции решения вопроса кадрового дефицита.
"Ни для кого не секрет, что в стране не хватает рабочих рук, на 2023 год в России наблюдается дефицит примерно 4,8 млн работников. "КАМАЗ" не является исключением. С помощью роботизации планируется заместить недостающий персонал современными роботизированными ячейками. Так, одна роботизированная ячейка может заменить 2-3 человека, что позволит получить конкурентное преимущество по сравнению с ручным трудом в плане производительности", - отметил Когогин.
Практически все имеющиеся робототехнические решения, по его словам, построены на базе зарубежных промышленных роботов, а сложные и крупные проекты по роботизации выполнены целиком иностранными компаниями. В связи с этим гендиректор "КАМАЗа" указал на необходимость "укрепления технологического суверенитета" в современных реалиях и в качестве примера успешного сотрудничества с отечественным производителем роботов и системным интегратором робототехнических решений упомянул совместную работу компании с "Эйдос Робототехника".
"Создание собственного производства роботов и их компонентной базы можно считать одним из важных факторов стабильности и успешности предприятия, также как внедрение роботов в производство собственными специалистами", - подчеркнул глава компании.
Каким для "КАМАЗа" стал 2023 год?
Выручка ПАО "КАМАЗ" по итогам 2023 года составила 354 млрд 713 млн рублей, превысив аналогичный показатель предыдущего года на 33,2% (в 2022 году выручка компании составила 266 млрд 318 млн рублей).
Читайте также:
Как сообщает "КАМАЗ", рост выручки был обусловлен:
- динамикой продаж грузовых автомобилей на внутреннем рынке;
- ростом спроса на флагман нового поколения автомобилей К5 - КАМАЗ-54901;
- увеличением объемов продаж пассажирского транспорта (автобусы, электробусы) в рамках реализации дорожного нацпроекта и других федеральных проектов.
"В 2023 году "КАМАЗ" решал две сложные задачи. С одной стороны, необходимо было максимально четко отладить возросшее производство полноприводных грузовиков, с другой - решать вопросы по наращиванию выпуска грузовиков поколения К5 на новой санкционноустойчивой компонентной базе. В 2024 году мы намерены и дальше идти вперед, реализуя стратегию развития, утвержденную советом директоров и основными акционерами в декабре 2023 года. "КАМАЗ" и дальше будет обеспечивать потребителей качественной продукцией широкого модельного ряда", - заявил гендиректор группы.
Автопроизводитель также отразил в годовой отчетности рост коммерческих и управленческих расходов:
- коммерческих - с 6,2 млрд рублей до 9,2 млрд рублей;
- управленческих - с 8,7 млрд рублей до 11,5 млрд рублей.
Показатель прочих доходов группы за 2023 год сократился с 20,9 млрд рублей до 13,7 млрд рублей. Снизились и прочие расходы - с 36,6 млрд рублей до 15,3 млрд рублей.
За прошлый год "КАМАЗ" выпустил около 53 тыс. единиц коммерческой автотехники. В том числе:
- почти 2 тыс. автобусов и электробусов;
- более 4 тыс. прицепов и полуприцепов;
- более 41,7 тыс. единиц тяжелой автотехники, в том числе 5 тыс. грузовиков КАМАЗ-54901;
- 4 тыс. 850 единиц средне- и малотоннажных автомобилей Компас (Компас 5, 6, 9, 12).
ПАО "КАМАЗ" в своей годовой отчетности не раскрывает полный список акционеров, однако сообщает, в частности, что основным из них (47,1%) остался "Ростех", а германская Daimler на конец 2023 года сохраняла свои 15% в российской группе.
Вместе с тем, как сообщил Когогин в интервью "Ведомостям", немецкий концерн Daimler Truck (входит в Mercedes-Benz Group, бывшая Daimler AG), приостановивший операции в России с 2022 года и числившийся в составе совладельцев "КАМАЗа" на правах "спящего акционера", в 2024 году продал свою 15% долю.
"Формально процесс прекращения участия в капитале "КАМАЗа" они завершили, насколько нам известно, в текущем году. Их дальнейшие планы в отношении нашей компании не известны. Для нас гораздо важнее то, что прекращение взаимоотношений с европейскими партнерами, изменившее, безусловно, наш продукт, не повлияло на нашу возможность производить коммерческую технику и развивать наш модельный ряд", - сказал гендиректор "КАМАЗа".
Кто стал покупателем и какова была сумма сделки, он не сообщил. Близкий к компании источник издания отмечает, что сделка прошла, все одобрения получены.