Поволжье / Точка зрения 15 сентября 2016 г. 16:11

Неопределенная модель

Interfax-Russia.ru – РЖД в следующем году подготовит итоговую модель ВСМ Москва-Казань, которую предложит к рассмотрению.

Неопределенная модель
© РИА Новости. Максим Богодвид

Высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) Москва-Казань протяженностью 770 км планируют проложить по территории 7 регионов РФ, в которых проживает более 25 млн человек. За 3,5 часа пути от Москвы до Казани предусмотрены 15 остановок, в том числе во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Казани.

Модель ВСМ, первоначально состоящую из четырех участков, актуализировали и нашли китайского исполнителя для разработки проекта. При этом круг инвесторов, готовых вложиться в проект, должен был быть определен еще в первом квартале 2016 года.

Предполагается, что в рамках проекта будет создана специальная проектная компания (СПК) - концессионер. Ее задачей станет заключение и исполнение концессионного соглашения о строительстве ВСМ. Ключевые положения проекта решено было отразить в соглашении между правительствами РФ и КНР, которое должны подписать в этом году.

Проект будет идти по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП) в форме концессии, где концедент - Россия, а концессионер – СПК - консорциум, лидером которого является дочерняя структура РЖД "Скоростные магистрали", а акционером - КНР. Китайская сторона будет участвовать и в капитале СПК, и в долговом финансировании.

РЖД уже договорились с КНР, которая обещает участвовать и в акционерном капитале, и в долговом финансировании. Консорциум "Шелковый путь" даст 52 млрд рублей и $1 млрд взносами в капитал концессионеров по первому и второму участкам соответственно, а China Development Bank прокредитует проект на 400 млрд рублей.

При этом, как выяснил "Коммерсант", российская и китайская стороны договорились, что РФ не будет предоставлять суверенные гарантии по кредиту на строительство высокоскоростной магистрали, который выдаст China Development Bank.

По информации источника, знакомого с ситуацией, Китай запрашивал госгарантии на всю сумму кредита, но Минфин РФ отклонил просьбу, это поддержали Минтранс и Минэкономики. В Минфине и Минтрансе отказались от комментариев, в Минэкономики изданию подтвердили, что "с китайской стороной достигнуты договоренности, что РФ гарантии не предоставляет".

В РЖД "Коммерсанту" подтвердили, что "гарантии возвратности и доходности предоставленного китайцами финансирования будут обеспечены в соответствии с концессионным законодательством РФ и без суверенных гарантий РФ".

Как рассказали два собеседника издания, легкость, с которой китайская сторона пошла на уступки по гарантиям, объясняется тем, что они присутствуют в самой концессионной конструкции. В финансовой модели ВСМ предусмотрена минимальная гарантированная доходность концессионера - возмещение разницы между планом и фактическим доходом от ВСМ. Предельная дельта параметров на срок эксплуатации - свыше 600 млрд рублей. Если пассажиропоток будет сильно ниже от планового (от 10 млн человек в год), Китаю компенсируют возврат долга и обеспечат требуемую доходность.

Между тем, на участие в проекте претендует на и консорциум ряда крупнейших компаний и банков Германии "Немецкая инициатива" (Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn, Strabag и другие).

По словам источника "Коммерсанта", в июле состоялась встреча руководства РЖД с главой Siemens в России Дитрихом Меллером, в ходе которой "была рассмотрена возможность предоставления заемных средств со стороны немецких финансовых организаций от 1,5 млрд евро - на строительство инфраструктуры и от 700 млн евро - на приобретение подвижного состава".

Также в РЖД поступило письмо от главы департамента "Мобильность" Siemens Йохена Айкхольда, который говорит о готовности "Немецкой инициативы" предоставить более 2 млрд евро в рамках покрытий экспортным кредитным агентством Euler Hermes, войти в капитал концессионера, обеспечить трансфер технологий и локализацию производства подвижного состава, добавил собеседник газеты.

Впрочем, предложение "Немецкой инициативы" распространяется только на второй участок Нижний Новгород-Казань. Как и китайское, оно предполагает предоставление 501,4 млрд рублей, из которых 75 млрд рублей составит уставный капитал концессионера, а остальное - долговое финансирование.

Источник газеты, близкий к монополии утверждает, что немецкие компании готовы участвовать в проекте исходя из уже сформированной организационно-правовой модели.

Пока окончательная модель ВСМ Москва-Казань не выбрана. Как сообщил на днях на совещании в правительстве глава РЖД Олег Белозеров, на данный момент утвержден лишь сетевой план-график: "Мы движемся в рамках него, проводим проектные работы, готовим модель строительства данной линии и проводим активные переговоры по вариантам участия в финансировании проекта международных партнеров".

Он также пообещал в следующем году подготовить итоговую модель, которую и будут предлагать к рассмотрению.

Ранее Белозеров в беседе с журналистами утверждал, что активная реализация проекта строительства высокоскоростной магистрали ожидается до июля следующего года. При этом, по его словам, сама реализация проекта, которая в себя включает, в том числе, выкуп земли, перенос коммуникаций, возможна раньше. "Под стартом проекта подразумевается начало работ", - добавил глава РЖД.

Для финансирования проектных работ по высокоскоростной магистрали РЖД рассчитывают на 4,6 млрд рублей государственных средств в 2017 году. "Мы сделали заявку на следующий год на недостающую сумму. Это зависит от финансирования в этом, но заявка на следующий - 4,6 млрд руб.", - сообщил в августе журналистам первый вице-президент РЖД Александр Мишарин.

При этом он отметил, что пока не принято окончательное решение об участии немцев в проекте ВСМ: "Они предлагают, но это пока намерения. Для этого должны быть подписаны соответствующие документы. Мы составили "дорожную карту" по формированию предложений с немецкой стороны, которая включает август и сентябрь".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook