Поволжье / Точка зрения 22 февраля 2011 г. 13:24

Не бренд, а сказка

Interfax-Russia.ru – Создатели "Сказочной карты России" родиной Золотой рыбки выбрали Нижегородскую область.

Идея "прописать" Золотую рыбку в Нижегородской области возникла у создателей "Сказочной карты России". Как пояснил Interfax-Russia.ru автор и руководитель проекта Алексей Козловский, родиной Золотой рыбки решено сделать село Большое Болдино - родовое имение поэта Александра Пушкина. Основанием для подобного решения стал известный факт – "Сказку о рыбаке и рыбке" великий русский поэт написал в 1833 году именно в Большом Болдино.

"Золотая рыбка очень узнаваемый персонаж, пока прописали ее как знаковую фигуру", - говорит Козловский. При этом, по его словам, поскольку в Большом Болдино поэт написал 60 произведений, среди которых немало сказок, то при желании в Нижегородской области можно "прописать" десяток сказочных героев.

Кроме того, автор проекта ссылается на инвестиционный проект с туристическим уклоном, который планировали реализовать в Нижегородской области, обыграв именно сказочных персонажей Пушкина. "Это, конечно, инвестпроект, и его осуществление зависит от наличия заинтересованных инвесторов", - добавляет Козловский. Действительно, несколько лет назад инвесторам предложили рассмотреть возможность создания объектов туристской индустрии в Большеболдинском районе Нижегородской области. Соответствующее инвестиционное предложение разработали правительство области и администрация района. Общие затраты на создание объектов до 2025 года оценивались приблизительно в 4,5 млрд рублей.

В первую очередь планировалось построить парк развлечений "Город сказок А.С.Пушкина", в котором должны были быть аттракционы по мотивам сказок Пушкина для детей и взрослых, аквапарк "Золотая рыбка", здания для театрализованных представлений и игровой комплекс, зоны экстремального отдыха, кафе и сопутствующая инфраструктура. Кроме того, планировалось построить трехзвездочный гостиничный комплекс "У семи богатырей" на 50 номеров.

Всего же до 2025 года планировалось возвести 41 здание. Причем, по расчетам авторов проекта, начиная с 2014 года, развлекательный парк могли бы ежедневно посещать не менее 950 человек (346 тыс. 750 человек в год).

Впрочем, инвестор так и не нашелся. Однако автор "Сказочной карты России" рассчитывает на возрождение этого инвестиционного проекта.

Недавно Козловский направил губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву письмо, в котором предлагает оказать информационную поддержку "Сказочной карте России".

"Проект создания этой карты направлен на развитие туристической узнаваемости регионов с новой "сказочно-литературной" стороны, появления новых туристических маршрутов, которые смогут развить внутрироссийский туризм, объединить многих известных сказочных персонажей отечественных сказок и былин в одном информационном источнике", - говорится в письме.

Ответа на свое предложение автор "сказочного проекта" пока не получил. При этом, как сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе регионального правительства, сейчас власти региона изучают возможность вхождения Нижегородской области в данный проект.

Кстати, недавно на сказочной карте появилась Ульяновская область в качестве "родины" Колобка.

Как правило, новый объект на "Сказочной карте России" появляется, если есть соответствующая местная легенда или сказочное произведение. "Я обрисовываю перспективы этого бренда, - рассказывает автор "сказочного" проекта. - Но не везде с таким настроением относятся к турбизнесу как в Ярославле. Там этим просто живут. Хотя "Нижний Новгород может быть мощнее, вопрос желания".

В настоящее время Ярославская область – самый густонаселенной сказочными персонажами регион России. Здесь обосновались Алеша Попович, Курочка Ряба, Щука и Емеля, Баба-Яга, Мышка-норушка и Водяной, а Переславль-Залесский объявил себя тридевятым царством. Все эти объекты попали на волшебную карту, потому что есть соответствующие местные легенды о происхождении того или иного сказочного персонажа, а также традиции чествовать своих героев, экскурсионные программы и музейные экспозиции.

К примеру, в поселке Ермаково, где "прописалась" Курочка Ряба, в честь этого персонажа организуют праздники, работает одноименный музей. А в Ростове круглый год проводят праздники "По щучьему велению". К тому же щука - главная достопримечательность ростовского озера Неро.

Еще один ярославский сказочный персонаж - Баба Яга - поселилась в сосновом бору в центре села Кукобой еще в 2004 году. Правда, образ темного персонажа местные жители несколько исправили. Здесь Баба-Яга – старушка добрая и справедливая, а для жителей района еще и символ домовитости, прародительница, хранительница обычаев и традиций рода.

А в Кирове, как уже писал Interfax-Russia.ru, свою прописку нашла Кикимора. Оказывается, город Вятка (Киров) со времени своего основания связан с этим сказочным персонажем. Легенда гласит, что в далеком XIV веке новгородские ушкуйники остановились на крутом берегу реки Вятка, решив основать здесь поселение. Но однажды утром они обнаружили, что весь заготовленный для строительства лес кто-то перенес на другое место ниже по течению. И с тех пор повелось в народе поверье, что на этой горке любят озорничать кикиморы. Вятчане даже построили для них уютный дремучий домик, а саму горку назвали Кикиморской.

Губернатор Кировской области Никита Белых уже объявил о том, что готов сделать Вятскую кикимору еще одним региональным брендом. "Вообще Кикимора, конечно, персонаж не самый позитивный. Но Кирову отпираться бессмысленно: у нас есть Кикиморская гора, раньше была Кикиморская улица (сейчас она называется Водопроводная и, по моему, только по этой улице вопрос о возвращении исторического названия поднимается не особо активно), а в кировском "Заповеднике сказок" построен "Дом кикиморы". Тем более что, по утверждению авторов проекта, наша Кикимора – "шумная и задорная девчонка, любит игры и катание с горок", - написал Белых в своем блоге.

Кстати, в мае, как рассказал автор проекта "Сказочная карта России", в "Заповеднике сказок" два известных сказочных персонажа русских сказок Домовой и Кикимора сыграют первую "сказочную свадьбу". Согласно легендам и поверьям, Кикимора давно является женой Домового, но сами сказочные персонажи решили сделать подарок для своих друзей и всех любителей сказок и устроить большой сказочный праздник на родине Кикиморы - в Кирове. Сейчас организаторы праздника думают, кто из сказочных героев "распишет" эту оригинальную пару.

Торжественная церемония бракосочетания пройдет в специальном сказочном ЗАГСе, который откроется на территории "Заповедника сказок". Приглашение на праздник разошлют всем известным волшебным персонажам, отмеченным на "сказочной карте", от Деда Мороза из Великого Устюга до Колобка из Ульяновска.

Всего на "сказочной карте" России уже обозначены места рождения или жительства трех десятков героев, включая сразу трех летающих персонажей: птицы Гамаюн, Жар-Птицы и Змея Горыныча.

При этом изначально создатели проекта рассчитывали, что регионам с помощью "сказочной нагрузки" будет легче развивать туризм. Эксперты также уверены, что сказочные бренды могут помочь в продвижении регионов.

"Интерес к нашей стране носит в основном познавательный характер. Большинство иностранных туристов приезжают в Россию всего один раз, посещая в основном Москву, Санкт-Петербург, города Золотого кольца", - говорит пресс-секретарь ВАО "Интурист" Юлия Крылова.

По ее словам, для того чтобы иностранные туристы посетили нашу страну второй раз, нужны новые интересные туристические продукты. "Думаем, этот проект поможет повысить интерес к туристическим возможностям регионов не только у иностранных туристов, но и наших сограждан, особенно если говорить о семейном отдыхе с детьми", - считает собеседник Interfax-Russia.ru.

"Любые действия, направленные на позиционирование регионов, - благо", - также уверен руководитель комитета по въездному, внутреннему туризму и региональной политике Ассоциации туроператоров России, генеральный директор "Алеан-Тур" Илья Уманский.

По его мнению, чем больше будет турпродуктов, тем лучше: "Должна набраться определенная критическая масса, чтобы регион мог вплотную заняться развитием местных туристических маршрутов".

Вместе с тем, сообщил Interfax-Russia.ru Уманский, с появлением "сказочных брендов" рассчитывать на резкое увеличение туристического потока не стоит.

Такой же точки зрения придерживается и PR-директор туроператора "Южный Крест" Максим Пашков. "Это, безусловно, интересно и имеет право на жизнь, но вряд ли принесет регионам большие дивиденды и выльется в паломничество туристов", - сказал Interfax-Russia.ru Пашков.

Он соглашается с тем, что за рубежом часто используют потенциал сказочных или литературных героев для раскрутки региональных брендов. Однако, говорит эксперт, это должен быть персонаж "глобального значения", и в его раскрутку вкладывается много средств.

По мнению Пашкова, самый оптимальный вариант для региона - не зацикливаться на одном герое, а собрать в одном месте сразу несколько персонажей и создать целый парк развлечений.

Обозреватель Анастасия Николаева