Interfax-Russia.ru – Психологи МЧС России оказывают помощь родным и близким погибших при крушении самолета в Казани. На горячие телефонные линии поступило несколько тысяч звонков.
С первых минут после трагедии в Казани на месте крушения пассажирского лайнера Boeing 737 вместе с пожарными, спасателями и врачами работали психологи МЧС. Они были рядом и в самые тяжелые моменты: при проведении следственных мероприятий и процедуры опознания.
Кроме того, ни на минуту не прекращали работать две "горячих линии". Один телефон работал в Москве на базе Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России. Чуть позже был открыт второй телефон в Казани. По этим телефонам люди могли получить информацию о погибших, о том, какие действия им нужно будет предпринять дальше, а также получить психологическую помощь.
Только к вечеру 19 ноября было зафиксировано 213 обращений к психологам МЧС, сообщила "Интерфаксу" официальный представитель МЧС России Ирина Россиус. По ее словам, в 54 случаях была оказана психологическая помощь родственникам погибших в авиакатастрофе.
"159 обращений касались информационно-психологической поддержки, на два телефона "горячей линии" в Москве и Казани поступило более 3,5 тыс звонков", - уточнила представитель МЧС.
"Наши специалисты приступили к работе практически сразу после получения информации о произошедшей трагедии. Группа психологов главного управления МЧС России по Республике Татарстан выехала в аэропорт Казани, их основной задачей была работа с людьми, которые встречали этот рейс. Позже в Казань прибыла большая группа психологов МЧС России из Москвы и Нижнего Новгорода, где находится филиал нашего Центра", - рассказала директор ЦЭПП МЧС России Юлия Шойгу.
По ее словам, работа велась не только в Казани, но и в тех городах, в которых проживают семьи погибших – с каждой семьей от Дальнего Востока до Юга России работали специалисты МЧС. Психологи также сопровождали самолеты, на которых родственники погибших добирались в Казань, дежурили в аэропортах и гостиницах, работали в бюро судмедэкспертизы.
"Нашей задачей была круглосуточная помощь и поддержка людей, потерявших своих близких", - отметила Шойгу.
Люди находятся в тяжелом, подавленном состоянии, поэтому им крайне необходима помощь и поддержка специалистов. "Они не могут осознать произошедшую трагедию, поскольку процедуры опознания в прямом смысле этого слова нет, они не видели тел своих близких, а просто слышали чьи-то слова, что их родные погибли. Например, одна женщина говорит: "А мне мое сердце подсказывает, что мой сын жив, я не чувствую, что он мертв", - сообщила начальник отдела экстренного реагирования ЦЭПП МЧС России Ольга Макарова, возглавляющая работу специалистов в Казани.
По словам специалиста, все это не дает осознать людям факт смерти их близких, даже генетическая экспертиза для потерявших в этой катастрофе своих родных будет всего лишь бумажным заключением.
Директор ЦЭПП считает главной задачей специалистов в такие моменты, когда чрезвычайная ситуация резко меняет привычное течение событий и повседневной размеренной жизни больше не существует, поддержку людей. Помощь психолога на этом этапе, отмечает Шойгу, зачастую состоит в том, чтобы помочь человеку осознать, что жизнь может продолжаться и после катастрофы, помочь найти в себе силы, которые позволят человеку жить дальше.
"Работа специалистов МЧС России начинается в самый острый и первый период. Это как работа "Скорой помощи", чем быстрее специалисты начнут оказывать помощь и чем лучше сделают это, тем быстрее и с наименьшими потерями человек сможет вернуться к нормальной жизни. Мы неоднократно убеждались, что психологическая помощь, оказанная сразу после того, как человек попал в какую-то критическую ситуацию, может предотвратить появление психологических проблем в будущем", - рассказала Шойгу.
По ее словам, в чрезвычайной ситуации психолог помогает человеку справиться с тем состоянием, в котором он находится на текущий момент после произошедшего. На профессиональном языке это состояние называется "острая реакция на стресс" - это то состояние, когда после произошедшего, человека захлестывает целый шквал эмоций: гнев, отчаяние, злость, тоска.
"Эти эмоции бывают настолько сильными, что человеку сложно с ними справиться. Поддержать его и помочь ему справиться с этим состоянием - это и есть первая задача работы психолога в чрезвычайной ситуации", - говорит директор ЦЭПП.
Еще одна важная задача, по ее словам, помочь человеку подумать о будущем - когда человек становится жертвой какой-то катастрофы, его жизнь как будто делится на две половины – "до" и "после" нее.
"Представьте, у него была какая-то жизнь до этого момента, но она в одно мгновение закончилась, а что будет дальше - пока не очень понятно. Человек попадает в такое состояние "пустого настоящего". И в этой ситуации специалисты-психологи помогают человеку найти такие ресурсы, чтобы он мог справиться с тем, что с ним произошло, и выстроить свою жизнь, которая будет после", - отметила Шойгу.
Отдельно стоит психологическая помощь при таком сложном процессе, как опознание погибших. В этой ситуации психологи оказывают поддержку, эмоционально и психологически готовят человека к тому, что ему предстоит сделать в этой ситуации. А на более поздних этапах задача психологов в том, чтобы помочь человеку пережить утрату и жить дальше, рассказала Шойгу.
Свою историю психологическая служба МЧС России ведет с 1999 года - с момента создания Центра экстренной психологической помощи, который в настоящее время является не только аттестованным аварийно-спасательным формированием, но и ведущим научно-практическим центром в области психологии экстремальных ситуаций.
При этом руководство МЧС еще в 1995 году задумалось о необходимости создания такой службы, которая работала бы с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, поддерживала пострадавших и самих специалистов, работающих в экстремальных условиях.
Сейчас психологическая служба объединяет сотрудников ЦЭПП и семи его филиалов, специалистов-психологов в территориальных органах, пожарных и спасательных отрядах, воинских частях, учебных заведениях и организациях МЧС России – более 800 специалистов во всех регионах России.
Как говорит директор ЦЭПП, психологи, конечно, не могут построить человеку дом, который он потерял, не могут вернуть погибших близких, но могут помочь найти в себе силы принять эту ситуацию и научиться жить в новых условиях.
Обозреватель Анастасия Николаева