Interfax-Russia.ru – Главе "АвтоВАЗа" Бу Андерссону вновь прочат скорую отставку, но пока никаких кадровых решений не принималось.
Бу Андерссон был утвержден в должности президента ОАО "АвтоВАЗ" советом директоров компании 4 ноября 2013 года, а приступил к исполнению обязанностей 14 января 2014 года, после завершения действия контракта на предыдущем месте работы - с 2009 по 2013 год Андерссон занимал в группе "ГАЗ" пост генерального директора компании. Контракт с новым главой автоконцерна был подписан на три года.
При этом уже с осени 2014 года начали циркулировать слухи о скорой отставке Андерссона с поста президента "АвтоВАЗа", в том числе из-за якобы недовольства им со стороны альянса Renault-Nissan.
Так, в конце прошлого года глава альянса Renault-Nissan и председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" Карлос Гон на фоне периодически возникающих слухов о возможной отставке Андерссона заявил, что топ-менеджер пользуется полным доверием с его стороны.
"Я полностью доверяю Бу Андерссону как президенту "АвтоВАЗа". Он принимает непростые решения, но в то же время объясняет свои поступки, поэтому люди понимают необходимость тех или иных его действий. Он много работает, но в то же время не может удовлетвориться проделанной работой. Результаты его деятельности станут заметны, когда нынешний кризис закончится и рынок восстановится", - заявил Гон на пресс-конференции в ходе Франкфуртского автосалона, добавив, что с окончанием кризиса серьезность вклада Андерссона в развитие "АвтоВАЗа" будет очевидна.
Также муссировались слухи о недовольстве Андерссоном со стороны главы ГК "Ростех" Сергея Чемезова. В начале ноября 2015 года тот действительно заявил, что "Ростех" недоволен действиями президента "АвтоВАЗа" в отношении сокращения персонала.
"Конечно, здесь нужно было как-то более, может быть, аккуратнее действовать, деликатнее. Ведь мы в 2008 и 2009 годах большое количество сотрудников сокращали. У нас было сокращение порядка 40 тыс., но не было такого шума", - говорил Чемезов.
Отвечая на вопрос о возможности инициирования на совете директоров вопроса о смене главы "АвтоВАЗа", Чемезов сказал: "Конечно, у нас будет совет директоров. Мы будем встречаться с руководством Renault-Nissan. Будем, конечно, обсуждать эту тему. Потому что достаточно остро стоит вопрос и в регионе, и в правительстве вопрос поднимался уже не раз. Нужно будет, конечно, думать, что дальше делать, будем обсуждать с нашими партнерами". Он подчеркнул, что "вопрос о смене директора, конечно, не стоит, но какую-то воспитательную работу нужно вести".
И, как подтвердил один из источников "Интерфакса", на совете действительно обсуждалась деятельность Андерссона. "На совете директоров компании в ноябре претензии Андерссону высказал (гендиректор "Ростеха" Сергей - ИФ) Чемезов, (глава альянса Renault-Nissan - ИФ) Карлос Гон его (Андерссона - ИФ) поддержал", - сказал он.
Совместное предприятие ГК "Ростех" и альянса Renault-Nissan - Alliance Rostec Auto BV - владеет 74,51% акций "АвтоВАЗа" (81,4% обыкновенных и 47% привилегированных акций). При этом доля Renault-Nissan в СП составляет 67,13% (у Renault - 50,1%, 17,03% - у Nissan), "Ростеху" принадлежит 32,87%.
В последние дни в самарских СМИ вновь неоднократно появлялась информация о возможной отставке Андерссона, называлась и дата совета директоров, на котором якобы будет рассматриваться будущее топ-менеджера - 4 марта. При этом об отставке говорилось, как о деле уже решенном.
В качестве возможного преемника назывался гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин, однако в компании это опровергали. Другими возможными кандидатами в отрасли называли нынешнего руководителя Ижевского автомобильного завода Михаила Рябова ("Lada Ижевск" входит в группу "АвтоВАЗ"), а также вице-президента "АвтоВАЗа" по безопасности Павла Жукалина.
Между тем, по словам одного из источников "Интерфакса", "никакого заседания совета 4 марта не планируется", и, соответственно, вопрос об увольнении Андерссона в этот день обсуждаться не будет.
Андерссон проработает как минимум до конца своего действующего контракта в ноябре, утверждает источник "Интерфакса" в автомобилестроительной отрасли. "Андерссон останется на посту президента "АвтоВАЗа" до завершения текущего контракта", - сказал собеседник агентства.
Вместе с тем, третий источник "Интерфакса", знакомый с деятельностью "АвтоВАЗа", утверждает, что вопрос о смене главы предприятия действительно обсуждается, причем его работой недовольны как альянс Renault-Nissan, так и ГК "Ростех". При этом он отказался говорить, будет ли контракт с Андерссоном расторгнут или нет. "Определенные решения будут приняты", - сказал он.
Наконец, еще один источник агентства говорит, что нынешний президент останется на своем посту до мая-начала лета, после возможна его отставка.
На автопредприятии, в Renault и "Ростехе" этот вопрос не комментируют. "Президент продолжает работать на своей должности", - сообщили "Интерфаксу" на "АвтоВАЗе".
Основная претензия к главе "АвтоВАЗа" - плохие финансовые показатели компании по итогам года. Вместе с тем, признают эксперты, за время работы Андерссона на "АвтоВАЗе" было сделано достаточно много хорошего для того, чтобы компания более стабильно чувствовала себя в будущем.
"Это и улучшение работы дилерской сети, и сокращение расходов. Хотя некоторые из этих решений были достаточно болезненными. В серийное производство были запущены новые модели, и на это было потрачено достаточно много денег, только в прошлом году более 25 млрд рублей", - заявил "Коммерсанту FM" генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
По его мнению, самое важное в стратегическом плане - это изменение восприятия и позиционирования концерна в сторону инновационной современной компании, которая производит качественный продукт и которая становится все более ориентированной на потребителя.
"Очень большое изменение произошло в плане маркетинговой коммуникации, и здесь "АвтоВАЗ" кардинально поменял подход к работе, став более технологичной и дружелюбной, инновационной компанией", - также отметил Чумаков.
Он считает, что в команду Андерссона было бы полезно взять финансиста, который будет заниматься оптимизацией расходов и общаться с акционерами, поскольку управление компанией такого уровня это не только эффективный менеджмент, это еще и много политики на уровне взаимоотношений между топ-менеджментом, советом директоров и акционерами.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook