Interfax-Russia.ru – Власти Березников решили засыпать воронку под железнодорожными путями, образовавшуюся в конце прошлого года. Ликвидацией провала займутся "Уралкалий" и РЖД.
Напомним, что грунт под железнодорожными путями недалеко от железнодорожного вокзала Березников (Пермский край) обвалился рано утром 25 ноября 2010 года. После прохождения товарного железнодорожного состава с калийными удобрениями на путях остался один вагон, под которым просела земля. Место аварии оказалось в 411 метрах южнее железнодорожной станции города Березники и в 784 метрах севернее провала, образовавшегося 28 июля 2007 года в результате аварии на руднике "Уралкалия".
Уже к вечеру 25 ноября размер провала вырос с 5 на 5 метров до 20 на 15 метров, и вагон, отцепленный от состава, сполз в образовавшуюся воронку. Глубина воронки также возросла с 3 до 6 метров. Администрация Березников после заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям настоятельно рекомендовала владельцам гаражей гаражного кооператива "Железнодорожник-1", находящегося в районе провала, срочно освободить гаражи и вывести оттуда машины.
После ЧП движение поездов через станцию Березники было приостановлено. Однако 1 декабря станция возобновила свою работу. Накануне этого ученые Уральского научно-исследовательского и проектного института галургии и Горного института Уральского отделения РАН направили в адрес руководства РЖД дополнение к соглашению сторон, в соответствии с которым посчитали возможным дальнейшую работу станции Березники.
Первоначально выдвигались две версии образования воронки: проседание породы в зоне карналлитовых выработок и карстовые явления. Ученые, констатировав, что в районе железнодорожного пути ранее уже неоднократно ускоренно оседал грунт, предположили, что в этом месте произошли деформации в надсоляной толще земной поверхности.
Еще одну версию появления провала озвучил глава Пермского края Олег Чиркунов. Ссылаясь на мнение ученых, он предположил, что грунт просел из-за находящегося под этим местом сухого русла подземной реки, которая заполнила основной провал.
ЧП заинтересовались на федеральном уровне, и уже на следующий день после аварии в Пермский край вылетел министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев. Глава Минприроды лично осмотрел место происшествия и поручил Ростехнадзору провести анализ достоверности и точности прогнозов, учета рекомендаций и их исполнение компаниями. Администрации Березников было поручено организовать комплексный мониторинг близлежащих районов, научным институтам - в кратчайшие сроки предоставить заключения о причинах происшествия и предлагаемых мерах по обеспечению безопасности железнодорожного сообщения до близлежащих станций и других объектов, прилегающих к станции, а РЖД - организовать бесперебойное движение поездов.
В конце декабря ученые Горного института Уральского отделения РАН пришли к выводу, что провал грунта имеет карстовый характер, и проседание почвы не связано с выработанным пространством рудника.
"Весь комплекс проведенных исследований, а это и геофизика, и развернутая мобильная сейсмологическая сеть, фиксирует разрушения только в приповерхностной части разреза. Отсутствие связи образовавшейся воронки с подземными выработками подтверждает быстрое затухание в данном районе сейсмической активности. Для глубинных явлений это является нехарактерным. Есть и другие подтверждения, например, отсутствие газа, который должен в каком-то количестве выделяться из выработанного пространства, а также локализация деформаций земной поверхности на очень небольшой площади", - пояснял директор Горного института Александр Барях.
Было решено продолжить наблюдения за развитием провала в течение первого квартала 2011 года, особенно в период паводка. Ученые не исключали, что воронка может еще увеличиться. Дальнейшее увеличение размеров провала, по мнению специалистов, произойдет из-за естественного выполаживания бортов воронки. Кроме того, ученые обращали внимание на особенность пород на исследованной территории: разуплотненные, трещиноватые мергели способствуют образованию карста.
По данным администрации Березников, на 28 декабря 2010 года размеры провала составляли 81 на 41 метр. За время новогодних праздников он увеличился до 101 метра в длину и 48 метров в ширину. Больше месяца - до конца февраля - размеры воронки оставались без изменения.
Однако в первую неделю марта воронка расширялась дважды, и к 17 марта размеры провала достигли 112 в длину и 64 метров в ширину. Расширение воронки произошло за счет обрушения северного борта. Увеличение провала привело к разрушению нескольких гаражных боксов, расположенных поблизости от железнодорожных путей.
В последующие дни "малыш", как окрестили новый провал жители Березников, в размерах не увеличился. Поэтому администрация города на очередном заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям приняла решение ликвидировать воронку.
"Ждать паводка и фиксировать, насколько будут "садиться" борта, смысла мало. Надо приступать к разработке проекта ликвидации воронки, чтобы надежно защитить железнодорожные пути и оградить от негативных последствий газопровод", - заявил глава города Сергей Дьяков.
По данным на 30 марта, размеры воронки на по-прежнему составляли 112 на 64 метра, что соответствовало замерам, сделанным в середине месяца. К тому же специалисты Горного института Уральского отделения РАН представили заключение по геолого-геохимической ситуации на территории железнодорожной станции, согласно которому признаков возможных проседаний почвы на этой территории не установлено.
Администрация Березников поручила разработать проект ликвидации воронки ОАО "Уралкалий" при участии ОАО "Российские железные дороги". График выполнения проекта рассмотрят на очередном заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Между тем жители Березников сомневаются, что воронку удастся засыпать. На городском форуме высказывают предположения, что под воронку придется засыпать с завидной периодичностью, и проблему с провалом этим не решить. "Эту яму можно засыпать бесконечно долго", - говорит один из участников обсуждения. Вместе с тем, соглашаются на форуме, "засыпка провала при любом варианте - будет он расти или не будет - реально затормозит процесс размывания".
Между тем ОАО "Уралкалий" предупредило о риске нового проседания грунта вблизи Березников. Компания получила соответствующее предупреждение от ОАО "Галургия". Резкое повышение скоростей оседания грунта произошло на территории Березниковского шахтостроительного управления.
"Эта информация получена на основании данных маркшейдерского, сейсмологического и газогеохимического мониторинга, который позволяет прогнозировать нестандартное поведение почвы, выявлять точки риска и принимать своевременные меры. На основании анализа данных мониторинга специалисты ОАО "Галургия" сделали вывод, что в случае дальнейшего роста скоростей оседаний может произойти проседание грунта в указанном месте", - говорится в сообщении компании.
В зону возможного проседания грунта попадает одно из зданий Березниковского шахтостроительного управления. Сейчас оно не функционирует, так как ранее зона в районе управления была признана потенциально опасной. Все ближайшие производственные и транспортные объекты, в том числе железная дорога, находятся на удалении от района оседаний и в зону риска не попадают.
В настоящий время в зоне Березниковского шахтостроительного управления проводят усиленный маркшейдерский, сейсмологический и газогеохимический мониторинг. Район оцеплен, в нем нет людей и техники.
В случае, если в соответствии с прогнозом ОАО "Галургия" проседание грунта случится, "это не должно отразится на текущей производственной деятельности "Уралкалия", ОАО "РЖД" и других промышленных предприятий", уверяет "Уралкалий".
Обозреватель Анастасия Николаева