Interfax-Russia.ru – Горьковский автозавод просит Минпромторг РФ взять под контроль ситуацию с уходом VW из России, обеспечив компенсацию затрат на создание совместного с германским автоконцерном сборочного производства.
Российские активы VW
ООО "Фольксваген Груп Рус" (ФГР) объединял на российском рынке работу семи марок концерна: Volkswagen Легковые автомобили, Volkswagen Коммерческие автомобили, Skoda, Audi, Lamborghini, Bentley и Ducati.
В России Volkswagen собирал машины на двух заводах: с 2007 года - на собственном производстве в Калуге и с 2012 года - по контракту на площадке группы "ГАЗ" в Нижнем Новгороде. Соглашение о контрактной сборке на Горьковском автозаводе было заключено в июне 2011 года, а в мае 2017 года продлено до конца 2025 года.
Мощность калужского завода составляла 225 тыс. автомобилей в год. Там же, в технопарке "Грабцево", располагается и завод двигателей компании (мощность - 150 тыс. шт. в год). Проектная мощность площадки на "ГАЗе" - 132 тыс. машин в год. В Калуге выпускали Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Volkswagen Tiguan. В Нижнем Новгороде - Skoda Octavia, Karoq и Kodiaq, Volkswagen Taos.
О прекращении производства автомобилей в России Volkswagen заявил в начале марта 2022 года, связав решение с военной операцией на территории Украины. Решение касалось как производства автомобилей в Калуге (завод ООО "Фольксваген Груп Рус"), так и контрактной сборки в Нижнем Новгороде. Кроме того, германский автоконцерн приостановил экспорт автомобилей в РФ.
Как сообщали "Интерфаксу" в пресс-службе ФГР, группа отправила рабочих на российских площадках в простой до дальнейшего уведомления. Всем сотрудникам в России пообещали краткосрочные рабочие пособия.
В июне 2022 года германский автоконцерн Volkswagen предложил сотрудникам, задействованным на контрактной сборке автомобилей на мощностях "ГАЗа" в Нижнем Новгороде, уволиться добровольно с компенсацией шести окладов. При этом на тот момент VW не сделал никаких заявлений относительно разрыва соглашения о контрактной сборке на "ГАЗе".
Через месяц российское представительство Volkswagen заявило о закрытии офиса в Нижнем Новгороде с сокращением около 60 сотрудников.
"Учитывая общий высокий уровень неопределенности и невозможность спрогнозировать потенциальное возобновление производства в Нижнем Новгороде, "Фольксваген Груп Рус" приняла решение начать официальную процедуру закрытия своего собственного офиса в Нижнем Новгороде", - сказали тогда "Интерфаксу" в пресс-службе VW.
В компании подчеркивали, что речь идет не о производственном персонале "ГАЗа" и не о производственной площадке, на которой велась контрактная сборка моделей VW, а только о собственных сотрудниках "Фольксваген Груп Рус".
В группе "ГАЗ" тогда уточняли, что ликвидировать производство, где велась контрактная сборка моделей VW, не планируется.
"Эта производственная площадка принадлежит "ГАЗу", и "ГАЗ" не планирует ее ликвидировать, а ставит себе целью обеспечить альтернативную загрузку этих мощностей. Сейчас на данном производстве сохраняется режим простоя, работники продолжают получать 2\3 заработной платы и все соцгарантии", - сказали в пресс-службе компании.
Соглашение о контрактной сборке официально расторгли 10 августа 2022 года.
Обеспечить status quo
Автомобильный завод группы "ГАЗ" в середине марта 2023 года обратился в суд с иском о взыскании с иностранного автопроизводителя 15,6 млрд рублей убытков после расторжения договора о контрактной сборке автомобилей в Нижнем Новгороде. В рамках иска "ГАЗ" ходатайствовал о наложении масштабных обеспечительных мер на российские активы немецкого концерна, его российской "дочки" - ФГР.
17 марта Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил ходатайство "ГАЗа" В частности, суд арестовал доли иностранных юрлиц в ФГР (ее совладельцы Volkswagen AG - 28,06%, Skoda Auto A.S. - 16,8% и Volkswagen Finance Luxemburg S.A. - 55,14%), все имущество немецкого концерна в РФ за исключением денежных средств, а также запретил по ходатайству "ГАЗа" любые регистрационные действия, связанные с ликвидацией, реорганизацией, изменением состава участников, увеличением и уменьшением уставного капитала ФГР.
Под перечисленные ограничения подпали и доли VW в подконтрольных российских юрлицах. В частности, ООО "Фольксваген Компоненты и Сервисы", а также ООО "Скания Лизинг", ООО "Скания Страхование", ООО "Скания Финанс". Последние три, по данным ЕГРЮЛ, до середины февраля 2023 года входили в периметр производителя грузовиков Scania, который, в свою очередь, входит в принадлежащее VW грузовое подразделение Traton. Сама Scania к концу 2022 года продала российскую "дочку" (ООО "Скания-Русь", ныне - ООО "БВГ") местному дилеру "Альфаскан", но три указанные структуры, как следует из реестра, в периметр той сделки не вошли. К концу февраля они перешли под единоличный контроль ФГР.
Как отмечается в определении суда, ГАЗ обосновывал свое ходатайство об обеспечительных мерах в том числе выписками из ЕГРЮЛ, согласно которым ФГР владеет четырьмя указанными юрлицами, "что обуславливает риск отчуждения указанного имущества в пользу третьих лиц и, как следствие, невозможность исполнения судебного акта".
"ГАЗ" указывал на планы Volkswagen Group в ближайшее время окончательно уйти с российского рынка путем продажи оставшихся активов третьим лицам. По мнению истца, это создает риск отчуждения как долей в уставном капитале ФГР, так и отчуждение ФГР отдельных активов, например, принадлежащего ему завода по производству автомобилей в Калуге. Автозавод в своем иске отмечал, что отчуждение оставшихся активов VW в РФ сделает невозможным исполнение решения суда о взыскании убытков в размере не менее 15 млрд 575 млн рублей в его пользу.
В суде согласились с тем, что принятие обеспечительных мер позволит предотвратить причинение значительного ущерба Горьковскому автозаводу и нарушение его законных интересов.
"Данная мера направлена на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами", - говорилось в определении суда.
В германском автоконцерне удивились иску автозавода группы "ГАЗ".
"Мы осведомлены об иске со стороны "ГАЗа", и в данный момент мы знакомимся с материалами этого дела. Мы удивлены получением иска от "ГАЗа" именно на этом этапе, учитывая, что у нас были хорошие деловые отношения на протяжении многих лет, и наше партнерство завершилось на взаимосогласованных условиях в середине 2022 года", - сказали "Интерфаксу" в пресс-службе российского представительства VW.
В компании сообщили, что "Volkswagen находится в процессе подачи заявки на одобрение российскими государственными органами продажи своей доли в ООО "Фольксваген Груп Рус", включая завод в Калуге с более чем 4 тыс. сотрудников, заслуживающему доверия российскому инвестору".
"Мы надеемся, что иск не приведет к задержке сделки, которая направлена на обеспечение занятости затронутых сотрудников", - добавили в VW.
В свою очередь в Минпромторге РФ сообщили, что не принимают участие в судебном разбирательстве.
"Это спор хозяйствующих субъектов. Надеюсь, что мы найдем компромиссное решение", - заявил журналистам вице-премьер РФ - министр промышленности и торговли Денис Мантуров, комментируя ситуацию вокруг судебного разбирательства автопроизводителей.
Мантуров подчеркнул, что Минпромторг в споре "третьей стороной не участвует, поскольку это частные активы".
Взять ситуацию под контроль
Арбитражный суд Нижегородской области между тем на текущей неделе частично снял арест с российских активов Volkswagen. Из резолютивной части определения суда следует, что отменены обеспечительные меры в части наложения ареста на объекты недвижимого имущества ФГР, а также арест на производственное оборудование и прочее движимое имущество ООО "Фольксваген Груп Рус". Таким образом, суд вывел из под ареста, в частности, имущественный актив VW - завод в Калуге.
На Горьковском автозаводе заявили, что разочарованы решением суда по отмене обеспечительных мер в отношении местных активов Volkswagen и надеются, что правительство РФ возьмет ситуацию под контроль, не позволив германскому концерну уйти из страны без возврата средств.
"Сегодня мы столкнулись с неприемлемой ситуацией, когда компания Volkswagen планирует уйти от своих обязательств перед Горьковским автомобильным заводом. Вчера Нижегородский суд принял решение по удовлетворению обращения компании Volkswagen в отношении ареста основных активов в городе Калуге. И это, к сожалению, решение положительное", - сказал журналистам председатель рабочих советов "ГАЗа" Евгений Морозов.
По его словам, в связи с решением суда на заводе возникло "много вопросов и недоумение в наших трудовых коллективах: что же будет с тем ущербом для нашего Горьковского автозавода; что будет с дальнейшим развитием наших производств; и неужели позволят западной компании так спокойно продать свои активы и уйти из страны, оставив со своими проблемами многотысячные коллективы".
Морозов проинформировал о планах обратиться к министерству промышленности и торговли РФ, чтобы обратить его внимание на необходимость возобновления производства на обеих площадках: и в Нижнем Новгороде, и в Калуге.
"Мы также надеемся, что правительство РФ возьмет под контроль данную ситуацию и не позволит уйти компании Volkswagen из России, не вернув те средства нашему многотысячному коллективу для реализации нового проекта на площадях Горьковского автомобильного завода", - сказал Морозов.
Руководитель производства автомобилей VW и Skoda Горьковского автозавода Александр Подоплелов заявил в свою очередь, что у Горьковского автозавода нет другого выхода, кроме как компенсировать затраты по созданию совместного с Volkswagen сборочного производства, с тем чтобы возобновить производство автомобилей и вернуть на завод людей, находящихся в режиме производственного простоя.
"И мы работаем в этом направлении", - отметил он.
Подоплелов напомнил, что в рамках проекта с Volkswagen c 2012 года было модернизировано производственное оборудование, обучен персонал, выпущено семь новых моделей VW, в 2013 году было локализовано производство мостов, а в 2015 году лонжеронов на все выпускаемые в Нижнем Новгороде модели концерна.
"Мы модернизировали действующее производственное оборудование. Мы запускали новые процессы, которые были необходимы для успешных запусков автомобилей. При этом мы организовывали производство с максимально возможной производственной эффективностью для Volkswagen. Однако доходность, которую "ГАЗ" получал при производстве каждого автомобиля, была значительно ниже, чем прибыль заказчика при реализации данных автомобилей", - сказал Подоплелов.
Он указал на то, что Volkswagen остановил не только производство автомобилей, но и все работы, связанные с запуском новых проектов, финансирование и подготовку к реализации которых проводили многие предприятия группы "ГАЗ".
"Это и локализация грузовиков, это и использование двигателей Volkswagen на действующих моделях грузового производства, и многие другие проекты", - пояснил Подоплелов.
По его информации, на производстве Volkswagen на момент остановки производства автомобилей в марте 2022 года было занято 3 тыс. человек, многие из них находятся в режиме производственного простоя до сих пор.
Основным претендентом на российские активы VW, включая крупнейший из них - автозавод в Калуге, СМИ в последнее время называли автодилерскую группу "Авилон". Однако официальных комментариев о готовящейся сделке ее потенциальные стороны не давали.