Interfax-Russia.ru – "Последний сувенир" из пермского клуба "Хромая лошадь" - музыкальный диск, который вручался посетителям клуба в ночь страшной трагедии - был выставлен на продажу на интернет-аукционе.
Спустя почти год после чудовищного пожара в пермском клубе "Хромая лошадь", унесшего жизни 156 человек, на аукционе "Молоток.ру" появился необычный лот. Пользователь из Перми, зарегистрированный под ником another_smith, выставил на продажу музыкальный диск - один из тех, что гости "Хромой лошади" получали на вечеринке в честь юбилея клуба.
Напомним, что в ночь страшной трагедии - 5 декабря 2009 года - пермский клуб "Хромая лошадь" праздновал свое восьмилетие. Диск с песнями и дисконтную карту клуба с приглашением на "Рождественский праздник" дарили на входе всем гостям. Вот эти самые подарочные диск и карта в белом конверте и были выставлены на аукцион.
Как сказано в описании лота, это "последний сувенир" из ночного клуба "Хромая лошадь". "Компакт-диск был подарен владельцу исполнительным директором клуба Светланой Ефремовой в ночь трагедии", - говорится в аннотации.
Далее, очевидно повышая интерес к лоту, продавец диска напоминает, что пожар вызвал широкий общественный резонанс и жесткую реакцию российских властей: "В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия".
Продавец также ссылается на опрос "Левада-Центра", согласно которому 49% россиян назвали пожар, произошедший в ночном клубе "Хромая лошадь", "самым важным событием в стране за прошедший год".
Стартовая цена лота под названием "Хромая лошадь. Последний сувенир" – 1000 рублей. За эту же цену, судя по сообщению на сайте аукциона, лот за номером 1305123195 9 ноября решил приобрести пользователь с ником r100om. Однако уже после заявки на совершение сделки лот был аннулирован администрацией аукциона.
Кто бы ни был продавец - спасшийся гость клуба, его знакомый или, возможно, мошенник - это просто кощунство, уверен директор адвокатского бюро "Смаль и партнеры" Максим Смаль. Хотя с чисто юридической точки зрения к такому лоту не придерешься.
"Конечно, можно порассуждать на тему нарушения авторских прав на те композиции, которые на этом диске есть. Что же касается морально-этической стороны, некие люди наживаются на чужом несчастье. Но каких-то правовых последствий это иметь не будет", - сообщил Смаль в интервью "Вести FM".
Можно сколько угодно осуждать невероятный цинизм человека, который решил сделать деньги на трагедии, однако вряд ли бы ему пришла в голову мысль о продаже, если бы он не рассчитывал на спрос. Ведь "Хромая лошадь" – далеко не первая трагедия, на которой решили нажиться.
Если для России подобные "траурные" лоты, к счастью, пока еще большая редкость, то за рубежом это – обычное дело. К примеру, директор французской фирмы по аренде машин "Этуаль лимузин" Жан-Франсуа Муса в свое время собирался продать за миллион долларов с аукциона искореженный автомобиль, в котором погибла принцесса Диана.
Неоднократно выставлялись на аукционах и в США, и в Великобритании предметы со знаменитого "Титаника". Так, только в 2006 году аукционный дом Henry Aldridge & Son выставил на продажу около 360 лотов, связанных с гибелью "Титаника". Причем, "сувениры", связанные с затонувшим судном, продаются за весьма большую цену. Например, письменные показания выжившей пассажирки "Титаника" Лауры Франкателли были проданы на британском аукционе за 20 тыс. фунтов стерлингов, а медальон пассажирки Хелен Черчилль Кэнди – за 58 тыс. фунтов стерлингов.
Можно вспомнить и о том, как спустя всего несколько дней после гибели Леха и Марии Качиньских на интернет-аукционе eBay появились лоты, связанные с именем погибшего президента Польши. В основном это были плакаты и майки с изображениями Качиньского, флагами Польши и различными надписями. Появились на аукционе и две таблички: "Зарезервировано – парковка только для семьи Качиньских" и металлический уличный знак с именем Качиньского на зеленом фоне. Все лоты с именем президента Польши, выставленные на интернет-торги, были обозначены на eBay как пользующиеся самым высоким спросом.
Впрочем, наверное, нельзя сравнивать распродажу вещей с затонувшего сотню лет назад судна и продажу "последнего сувенира" недавней трагедии, память о которой еще совсем свежа. Ведь не зря до наших дней дошли всего лишь несколько спасательных жилетов с "Титаника" – компания не хотела, чтобы появились охотники за подобными "сувенирами", поэтому множество вещей с затонувшего судна, включая одежду, было сразу сожжено.
Обозреватель Анастасия Николаева