Interfax-Russia.ru - Горьковский автозавод планирует начать серийное производство электромобилей "ГАЗель" в 2021 году и локализовать производство электродвигателей и батарей, которые пока закупают в Китае.
Предсерийную линейку электрических LCV, которые, в отличие от предыдущих опытных образцов, собраны на основном заводском конвейере, Горьковский автозавод (Нижний Новгород, входит в Группу "ГАЗ") презентовал в Нижнем Новгороде на конференции "Цифровая индустрия промышленной России".
В основе конструкции новой модели единая унифицированная электроплатформа, архитектура которой позволяет выпускать полную линейку легкого коммерческого транспорта: бортовые грузовики, микроавтобусы, фургоны и специальную технику.
По информации производителя, в конструкции электромобиля GAZelle e-NN сочетаются унифицированные компоненты модельного ряда "ГАЗели NEXT" (шасси, кузов, салон) и оригинальные электрические узлы: тяговые батареи, электродвигатель, преобразователь напряжения, зарядное устройство и другие компоненты.
Полная масса машины - 4,6 тонны, грузоподъемность - до 2,5 тонны (бортовые модификации). Электродвигатель - синхронный на постоянных магнитах, пиковая мощность - 100 кВт, максимальный крутящий момент - 310 Н/м. Энергоемкость аккумуляторных батарей - 48 кВт/ч. Максимальная скорость - 100 км/ч, а запас хода на одной зарядке - 120 км (по желанию заказчика может быть увеличен до 200 км за счет установки дополнительных батарей). Зарядка до 80% емкости выполняется за 30 минут.
Сейчас автозавод готовится к серийному производству электромобилей, которое как ожидает руководство предприятия, откроет широкие возможности для развития электрического транспорта на основе собственных конструкторских и производственных компетенций.
"Важнейшая задача, которая стоит теперь не только перед группой "ГАЗ", но и перед всей российской машиностроительной отраслью - организация собственного производства ключевых узлов и компонентов для электротранспорта. Это позволит России обеспечить технологическую независимость в условиях глобальных изменений, развивать собственные инженерные и конструкторские компетенции и будет способствовать повышению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках", - отметил президент группы "ГАЗа" Вадим Сорокин.
Как рассказал "Интерфаксу" управляющий директор Горьковского автозавода Андрей Софонов, предсерийные образцы собраны на основном конвейере предприятия, где их и планируется выпускать в дальнейшем.
"Мы отрабатываем технологию, потому что в одном потоке будут собираться автомобили, работающие на бензине, дизельном топливе, газе и, в том числе, электрические машины. Это уже предсерийная машина, которая совсем скоро появится на дороге", - добавил он.
Пока, по его словам, GAZelle e-NN оснащается китайскими батареей и электродвигателем, но у производителя есть собственные разработки, которые тестируются.
"Мы работаем над тем, чтобы локализовать как производство электродвигателя, так и тяговой батареи. Локализация будет у нас на автозаводе ("ГАЗ" в Нижнем Новгороде - ИФ). Это одна из высоких долей себестоимости в автомобиле, поэтому чтобы все-таки переходить уже на доступные технологии, нужно осваивать это производство у себя. Самое главное - это позволит нам быть технологически защищенными, когда мы сможем производить эти сложные решения внутри страны", - отметил Софонов.
Он обратил внимание на то, что локализация ключевых узлов электромобиля - "дорогое удовольствие, и чем больше будет заказ, тем быстрее это нас сподвигнет это сделать". При этом сам автомобиль, по его словам, очевидно, будет дороже бензиновой, дизельной и газовой версий "ГАЗели".
"Что-то новое, в том числе электрическое - даже если брать Европу, Китай, Америку - в любом случае всегда дорогое, потому что новые решения отрабатываются. Но как только этот продукт начинает становиться массовым, себестоимость становится меньше. Сейчас цена будет чуть дороже, чем выпускаемый автомобиль на газе. Соответственно, чем больше мы будем производить, тем дешевле будет становиться автомобиль. И чем больше будем работать над локализацией, над разработкой компонентов, в том числе и с нашими отечественными компаниями, тем быстрее это произойдет", - сказал Софонов "Интерфаксу".
Представитель предприятия не уточнил конкретных планов поставок электромобилей, но отметил, что они могут быть интересны быстро развивающимся интернет-ритейлерам, и пообещал, что в 2021 году электромобили будут доступны для заказа и будут в серийном производстве.
Запустить производство электромобилей планирует еще один из крупнейших российских автопроизводителей ПАО "КАМАЗ". В августе предприятие приступило к дорожным испытаниям мусоровоза на электрической тяге.
Заявленная максимальная скорость электромобиля - не менее 90 км в час, емкость тяговой аккумуляторной батареи - 156,6 кВт.ч, расчетный запас хода при полной массе автомобиля, с учетом работы надстройки на прессование мусора - 100 км.
Как поясняет производитель, такой запас хода, как правило, позволяет осуществить на одной зарядке не менее двух циклов сбора и выгрузки мусора, что, в целом, соответствует обычному режиму эксплуатации мусоровозов в крупных городах.
В автомобиле установлена система помощи водителю, что позволяет автомобилю двигаться в полуавтономном режиме.
"Водитель выполняет роль оператора-контролера и лишь иногда вмешивается в процесс движения грузовика", - уточняет главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра Сергей Назаренко.
Ожидается, что мусоровоз "КАМАЗ-Чистогор" станет первым в новом семействе грузовых автомобилей на электротяге, над созданием которого работает Научно-технический центр "КАМАЗа". А в перспективе планируется создание нескольких моделей электрических грузовых автомобилей разной полной массы, колесной формулы, длины и типа кузова.
Запустить в серию электромобиль-мусоровоз "КАМАЗ" рассчитывает в 2023 году.
Кроме того, "КАМАЗ" разработал беспилотный аккумуляторный электромобиль без кабины для водителя, который получил название "Челнок".
В отличие от грузовых и LCV-автомобилей попытки создания легковых электрокаров предпринимаются довольно регулярно. "Первопроходцем" в 2010 году стала инвестиционная группа "Онэксим" Михаила Прохорова, разработавшая гибридный автомобиль, получивший название "Ё-мобиль". Запуск производства планировался на 2012 год, причем разработчики собирались открывать автозаводы мощностью около 10 тыс. машин в год в тех регионах РФ, где будет спрос на них. В 2014 году проект свернули.
В 2012 году "АвтоВАЗ" представил концепт серийного электромобиля El Lada на Московском международном автосалоне. Причем, владельцем электромобиля из первой мелкосерийной партии стал глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов. Впрочем, и эта машина не пошла в серию.
Вместе с тем, она стала прототипом электромобиля Zetta. Собственно говоря, Zetta - аббревиатура от Zero Emission Terra Transport Asset, или транспортный актив с нулевым выбросом.
Планировалось, что трехдверные компактные Zetta начнут сходить с конвейера собственного завода в Тольятти уже в первом квартале 2020 года, потом из-за пандемии планы перенесли на конец года. Однако теперь запуск серийного производства российского электромобиля снова отложен. По информации газеты "Ведомости", компании не удалось получить заем в 99,9 млн рублей от Фонда развития промышленности (ФРП).
Как рассказал изданию федеральный чиновник, экспертный совет фонда отказал в займе, посчитав, что компании нужен инвестор, который поверит в рыночные перспективы продукта и будет готов софинансировать проект вместе с фондом. При этом ФРП готов рассмотреть заявку еще раз, как только такой инвестор будет найден.
Между тем, как на днях стало известно "Российской газете", проектом российского электрокара заинтересовалась Словакия, которая заявила о готовности оказать содействие на всех этапах.
Стороны уже обсудили возможное сотрудничество, касающееся поставок российских электромобилей, дистрибьютором которых выступит словацкая компания.