Interfax-Russia.ru – Правительство РФ выделит на создание в Самарской области особой экономической зоны больше 7 млрд рублей. Возможно, это позволит Тольятти уйти от статуса моногорода.
На принятие долгожданного для Самарской области решения о создании на территории региона особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа потребовалось почти пять лет. Еще в 2005 году областное правительство подало заявку на создание в Тольятти ОЭЗ. Тогда в региональном министерстве экономического развития, инвестиций и торговли не сомневались, что на федеральном уровне положительное решение будет принято, и ОЭЗ начнет свою работу уже в 2006 году.
Однако ОАО "АвтоВАЗ", которое по замыслу региональных властей должно было стать одним из главных резидентов ОЭЗ, а возможно и единственным, не спешило с подготовкой проекта.
В 2007 году было принято решение о создании ОАО "Тольяттинский промышленно-технологический парк". В начале 2008 года об участии в данном проекте заявил "АвтоВАЗ", и предприятие стало владельцем 25% в АО. Еще по 25% досталось правительству Самарской области, администрации Тольятти и Новикомбанку. Изначально предполагалось, что на создание технопарка понадобится в 8-10 млрд рублей, позднее необходимые инвестиции оценивалась почти в 18 млрд рублей.
Одним и первых и основных, заявленных в технопарке, должен был стать проект госкорпорации "Ростехнологии" и итальянской компании "Pirelli" по созданию совместного предприятия (СП) по производству автомобильных шин. Уже в марте 2009 года должно было стартовать строительство шинного завода в рамках автокомпонентного технопарка. Группа компаний Pirelli & C.SpA и ГК "Ростехнологии" намеревались инвестировать в СП 250 млн евро. Начальная годовая мощность завода предполагалась на уровне 4,2 млн штук шин для легковых автомобилей и грузовиков. Однако планам так и не суждено было сбыться – строительство не началось из-за отсутствия льгот по поставке оборудования, предусмотренного для ОЭЗ.
В прошлом году правительство Самарской области активизировало работу по размещению на территории региона особой экономической зоны промышленно-производственного типа. За счет создания в Тольятти ОЭЗ планировалось трудоустроить значительную часть сокращенных в период кризиса сотрудников "АвтоВАЗа".
К тому времени Самарская область выкупила земельный участок площадью 660 га, на котором провели инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания, подготовили точки присоединения ко всем видам инженерных коммуникаций. Исходя из потребностей инвесторов определили параметры и мощность объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Изначально в списке тольяттинского технопарка находилось шесть крупных компаний. Вместе с тем площадь предполагаемой ОЭЗ была рассчитана на значительно большее количество резидентов. Новый список резидентов министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области должно было уточнить до 15 декабря 2009 года. Однако главный резидент будущей ОЭЗ вновь задержал решение вопроса – к концу октября "АвтоВАЗ" еще не представил в министерство оформленных предложений по необходимым ему компонентам и объемам потенциальных закупок. Не было и решения по инвестподдержке площадки, а также по развитию автокомпонентных производителей-резидентов.
"Пока инвесторы ходят кругами и ждут конкретных решений. Если мы сегодня договоримся с Минэкономразвития и подпишем соответствующее соглашение о намерениях, то реально начнется подготовка коммуникаций для площадки с начала 2010 года", - рассказывала замминистра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Наталья Евтеева в ходе форума "Автопром. Автокомпоненты-2009", который в октябре прошлого года прошел в Тольятти. Министерство рассчитывало превратить тольяттинский технопарк в ОЭЗ в первом квартале 2010 года. По словам Евтеевой, в таком случае к концу 2011 года появились бы первые рабочие места, и вышла первая продукция ОЭЗ.
На то, что Тольятти из-за затягивания вопроса по созданию ОЭЗ рискует потерять потенциальных инвесторов, в конце 2009 года обращал внимание министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин. "В Тольятти проект развития экономической зоны – краеугольный камень диверсификации экономики этого города. (…) К сожалению, я считаю, что задержка решения правительства РФ по особой экономической зоне создает нам самые большие проблемы", - сетовал Капустин.
По его словам, решить проблемы Тольятти за счет малого бизнеса невозможно, необходимо определенное масштабное строительство. "Чем таким мы должны привлечь инвесторов – кроме предоставления определенных льгот – для того, чтобы они пришли в непростой город Тольятти в непростое время и начали крупные проекты?" – выражал озабоченность министр. Между тем, Капустин был убежден, что особая экономическая зона в Тольятти будет обязательно, поскольку "какого-то другого реального проекта (кроме ОЭЗ – ИФ) там не может быть".
В конце апреля губернатор Самарской области Владимир Артяков представил на экспертном совете при Минрегионе РФ инвестиционный потенциал региона, где создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа назвал важнейшим инвестиционным проектом в своем регионе.
Предварительно глава Самарской области оценивал общий объем инвестиций на реализацию проекта в 55,2 млрд рублей. "В результате реализации проекта планируется создать 16,5 тыс. постоянных высокотехнологичных рабочих мест", - говорил губернатор.
Помимо общих преференций Артяков пообещал инвесторам, которые будут размещаться в ОЭЗ и технопарках, дополнительный набор льгот. В их числе: освобождение от уплаты налога на имущество на период от 5 до 10 лет; льготная ставка арендной платы за пользование имуществом технопарка; введение режима свободной таможенной зоны в ОЭЗ; освобождение специальных транспортных средств организаций – резидентов ОЭЗ от обложения транспортным налогом в течение 5 лет; установление пониженной ставки налога на прибыль организаций в ОЭЗ и др.
Однако тогда возникла новая проволочка – решение вопроса о создании в Самарской области ОЭЗ было отложено до подписания соглашения о создании Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. "Есть причина, по которой возможна небольшая задержка по предоставлению статуса ОЭЗ – мы теперь не можем принимать в одностороннем порядке такие решения. Создание новых экономических зон теперь в рамках Таможенного союза должно проходить согласование с Казахстаном и Белоруссией", - заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов.
К концу июня проект постановления о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области был согласован Минэкономразвития и Минфином и отправлен в Минюст. А 12 августа премьер-министр РФ Владимир Путин подписал, наконец, постановление об этой зоне.
В настоящее время в РФ действует две ОЭЗ промышленно-производственного типа – в Липецкой области и в Татарстане. Третья ОЭЗ промышленно-производственного типа разместится в Ставропольском районе Самарской области, в непосредственной близости от Тольятти.
Между тем, по словам министра промышленности и торговли Виктора Христенко, по сравнению с первым проектом промышленной ОЭЗ в Елабуге, который доказал свою успешность, "тольяттинский узел диктует определенного рода спецификацию".
"В рамках развития автомобильной промышленности, реализации стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 года в Самарской зоне нам видится ключевой элемент, связанный, конечно, с автокомпонентным бизнесом – с высокотехнологичным, по сути, новым видом, новой подотраслью российской промышленности, которая должна появиться", - рассказал Путину глава Минпромторга.
В частности, он обратил внимание на возможность размещения на самарской площадке компонентного производства крупнейших альянсов – Renault-АвтоВАЗ и Соллерс-Fiat. "Собственно, в этом перечне зарубежных производителей автокомпонентов, которые собираются прийти, - все компании топ-листа, верхнего уровня, и это радует", - добавил Христенко.
Кроме производства автокомпонентов в самарской особой экономической зоне, по словам главы Минпромторга, предполагается химическое производство и авиационное газотурбинное двигателестроение.
Как в свою очередь рассказал премьер-министру заместитель председателя правительства Игорь Сечин, инвесторов определили в ходе проработки вопросов создания зоны. По его словам, уже подписано 11 соглашений с зарубежными и российскими инвесторами, и инвестиции по согласованным проектам должны составить до 41 млрд рублей. "Большинство проектов находится в достаточно высокой стадии готовности. И мы предполагаем, что с 2012 года эти предприятия могут начать работу", - уточнил Сечин.
В свою очередь правительство Самарской области среди крупнейших отмечает проекты госкорпорации "Ростехнологии" и компании Pirelli по производству автошин; ЗАО "Группа Химэкс" – производство легких коммерческих грузовиков; ЗАО "Ренфорс – Новые Технологии" – оборудование для переработки попутного газа, "РТ – Машиностроение" – производство энергосберегающей и энергоэффективной электромашиностроительной продукции.
В соответствии с постановлением правительства РФ, инженерная, транспортная, социальная и другие компоненты инфраструктуры ОЭЗ будут строиться на условиях софинансирования со стороны федерального и областного бюджетов. В частности, правительство РФ планирует выделить на эти цели до 7 млрд 193 млн рублей, Самарская область – не менее 774 млн рублей. Также на эти цели будут использованы средства внебюджетных источников.
Детальной проработкой вопросов, связанных с реализацией проекта по созданию в Самарской области промышленной ОЭЗ, уже занимается межведомственная рабочая группа. В течение 30 дней должен быть подготовлен проект соглашения между региональным и федеральным правительствами. Также в ближайшее время будут созданы органы управления особой экономической зоной "Тольятти".
Губернатор Самарской области Владимир Артяков назвал создание ОЭЗ ключевым проектом в развитии экономики региона. По его словам, ОЭЗ позволит Тольятти уйти от статуса моногорода. "Она является ключевым проектом комплексного инвестиционного плана модернизации Тольятти на 2010-2020 годы, направленного на диверсификацию экономики автограда и всей нашей области. Вместе с тем, для нас очень важно, что в области будет развиваться и автокомпонентное производство на качественно новом уровне с участием ведущих иностранных компаний", - цитирует слова губернатора пресс-служба правительства области.
По его мнению, создание ОЭЗ "определит вектор социально-экономического развития Самарской области на ближайшие десятилетия". По своему значению в исторической перспективе Артяков сравнил этот проект со строительством "АвтоВАЗа".
Обозреватель Анастасия Николаева