Для желающих уволиться

Interfax-Russia.ru - Volkswagen, остановивший сборку автомобилей в РФ в начале марта, предложил своим сотрудникам в Нижнем Новгороде компенсации за увольнение.

Для желающих уволиться
© РИА Новости. Олег Золото

О том, что штату подразделения германского автоконцерна Volkswagen, ранее задействованному на контрактной сборке автомобилей на мощностях "ГАЗа" в Нижнем Новгороде, было предложено добровольное расторжение трудовых договоров в течение июня с выплатой до шести окладов, "Коммерсанту" сообщил один из профсоюзов сотрудников VW в РФ.

В письме профсоюзов "Единство" и АСМ директору по персоналу российской "дочки" концерна (ООО "Фольксваген Груп Рус") Герриту Шпенглеру говорится, что 2 июня было получено предложение расторгнуть трудовые договоры по соглашению сторон. По данным профсоюза, компания при этом утверждает, что "массового сокращения для работников Нижнего Новгорода нет".

Согласно предложенным условиям, работники, которые примут предложение расторгнуть трудовой договор до 17 июня, могут получить шесть окладов, до 29 июня - только пять. По данным разных профсоюзов, в этом подразделении VW работают около 200 человек.

В представительстве VW подтвердили эту информацию, сказав, что предложили пакет, включающий финансовую компенсацию и медицинскую страховку до конца 2022 года, а также личное IT-оборудование (если применимо) тем сотрудникам в Нижнем Новгороде, кто желает уволиться.

Volkswagen собирает в РФ машины на двух заводах: с 2007 года на собственном производстве в Калуге (завод ООО "Фольксваген Груп Рус") и с 2012 года по контракту на площадке группы "ГАЗ" в Нижнем Новгороде. Мощность калужского завода составляла 225 тыс. автомобилей в год. Там же, в технопарке "Грабцево", располагается и завод двигателей компании мощностью 150 тыс. двигателей в год. Проектная мощность площадки на "ГАЗе" - 132 тыс. машин в год. В Калуге выпускались Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Volkswagen Tiguan. В Нижнем Новгороде - Skoda Octavia, Karoq и Kodiaq, Volkswagen Taos.

По данным автопроизводителя, продажи VW в РФ в 2021 году составили 199,2 тыс. автомобилей. Из этого объема локально было выпущено 170,3 тыс. машин: 118 тыс. - в Калуге, 52,3 тыс. - в Нижнем Новгороде. Завод двигателей выпустил 96,1 тыс. силовых агрегатов. Доля российского рынка группы, куда кроме Volkswagen и Skoda входят Audi, Bentley, Lamborghini, Ducati (мотоциклы) и коммерческие автомобили VW, составила почти 12%.

Сборку моделей Skoda и Volkswagen на заводе группы "ГАЗ" в Нижнем Новгороде остановили 3 марта. Автоконцерн связал свое решение со специальной военной операцией на территории Украины. Тогда же было приостановили производство автомобилей в Калуге. Также VW приостановил экспорт автомобилей в РФ. Всем "пострадавшим" сотрудникам в России Volkswagen пообещал краткосрочные рабочие пособия.

В пресс-службе Volkswagen Group Rus тогда сообщили "Интерфаксу", что группа отправила рабочих на российских площадках в простой до дальнейшего уведомления.

Как писали в начале апреля "Ведомости" со ссылкой на два источника, знакомых с планами германского автоконцерна, приостановленное на российских автозаводах производство Volkswagen рассчитывал возобновить летом текущего года.

Так, по словам одного из собеседников газеты, первоначально сотрудникам калужского завода Volkswagen официально объявили лишь о простое до 12 мая. Но, по подтвержденным прогнозам, он продлится до июля включительно - из-за того, что поставки некоторых компонентов "зависли" на границе с Польшей, говорил источник. Поскольку транзит через украинскую территорию теперь невозможен, а Польша груз не пропускает, рассматривался вопрос с доставкой комплектующих в Стамбул и далее через Грузию в РФ, пояснял он. Руководство компании, по его словам, надеялось, что этот вопрос удастся решить к середине мая.

Другой источник "Ведомостей" указывал на то, что производственный план на 2022 год Volkswagen в РФ тогда не урезал. По его данным, тогда предварительно речь шла о перезапуске конвейеров в июне. Сотрудники предприятий группы будут получать полную зарплату как минимум до середины апреля, наделся один из собеседников.

Между тем, с 25 мая неопределенность относительно будущего контрактной сборки в Нижнем Новгороде усилилась. Отечественный концерн, который подпал под американские санкции еще в 2018 году, не получил отсрочку по вступлению санкций в силу от Минфина США на фоне специальной военной операции на территории Украины.

Ранее OFAC (подразделение Минфина США, ответственное за применение санкций) регулярно продлевал "ГАЗу" санкционный дедлайн c момента подпадания группы и ее владельца Олега Дерипаски под санкции, публикуя соответствующие лицензии. Однако в этот раз впервые за четыре года лицензию по истечении дедлайна не опубликовали.

Последний раз отсрочку для "ГАЗа", истекавшую 27 апреля 2022 года, санкционный комитет продлил ровно до 25 мая. Причем, в списке вопросов и ответов, обнародованных OFAC вместе с последней опубликованной лицензией, неоднократно подчеркивалось, что после ее истечения резиденты США только по специальным разрешениям смогут совершать какие-либо транзакции с российским предприятием и его "дочками". В отличие от предыдущих лицензий последняя также запрещала использование заблокированных по состоянию на май 2018 года средств, которые до сих пор "ГАЗ" мог направлять на финансирование перечня разрешенных операций.

"ГАЗ" неоднократно заявлял, что санкции плохо влияют на финансовое положение компании. В апреле 2019 года Дерипаска побывал на заводе "ГАЗа" в Нижнем Новгороде в сопровождении иностранных журналистов. Тогда бизнесмен, в частности, заявил агентству Bloomberg, что вступление американских санкций в силу "приведет к банкротству и национализации (компании)". При этом в случае национализации тысячи сотрудников "ГАЗа" рискуют потерять работу, отмечал бизнесмен, уточняя, что в группе работают более 40 тыс. человек.

По данным источников "Интерфакса", владелец "ГАЗа" рассчитывал решить проблему с санкциями за счет привлечения в капитал иностранного инвестора - в частности, обсуждался вариант с Volkswagen. Однако потенциальную сделку не удалось согласовать с российскими властями, а после 24 февраля такого рода переговоры стали невозможными.

Вместе с тем "Коммерсант" констатирует, что VW до сих пор не сделал никаких заявлений относительно разрыва соглашения о контрактной сборке на "ГАЗе". Производственный график линии Skoda на "ГАЗе" предполагает простой до середины сентября, однако это, как отмечает газета, лишь формальность - санкции вряд ли позволят возобновить работу. Кроме того, по данным издания, VW довел до своих дилеров информацию, что в 2022 году сборки в РФ, в том числе и на собственной площадке в Калуге, не будет.

Между тем, уходить с российского рынка германский концерн, по крайней мере в лице марки VW, не хочет.

Обозреватель Анастасия Николаева